Должности международных гражданских служащих ООН

В Общей системе ООН они характеризуются двумя параметрами: категорией и уровнем.

Категории должностей – классы международных гражданских служащих.

Установлены следующие категории:

– высшая категория;

– категория специалистов;

– категория общей службы.

Кроме этого, имеются должности, находящиеся вне категорий.

Каждому наименованию категории присвоен буквенный индекс. Высшая категория – Д (Директор), категория специалистов – С (Специалист). Ниже приведена таблица "Основные должности сотрудников ООН категории специалистов и выше". Уровни – иерархия должностей внутри категории. Уровень устанавливается в зависимости от обязанностей и полномочий сотрудника с учетом его навыков, знаний, опыта работы.

Каждой конкретной должности присвоен буквенный индекс, обозначающий категорию, и номер, обозначающий уровень. В общей категории – семь уровней, в категории специалистов – пять: от С-1 до С-5, в категории директоров – два уровня: Д-1 и Д-2.

Должности специалистов и служащих высшей категории требуют умения вести аналитическую, проектную и концептуальную деятельность. На эти посты принимаются, как правило, лица с университетским образованием (степень магистра или ее эквивалент). В некоторых случаях допускаются специалисты с менее высоким уровнем образования при наличии соответствующего опыта работы. Для специалистов уровня от С-3 до С-5 обычно требуется опыт аналогичной работы в течение 5–10 лет, для должностей от Д-1 – более продолжительный опыт работы на руководящих должностях.

Как правило, молодой специалист с университетским образованием и опытом работы в 2,5 года принимается на работу в ООН на должность, соответствующую С-2. По статистике, на пенсию большинство сотрудников Секретариата ООН уходят, дослужившись до С-4[1].

Функциональные обязанности сотрудников общей службы связаны с выполнением процедурных, операционных и технических действий по поддержке тех или иных программ. Для поступления на эти должности требуется как минимум среднее образование и соответствующий опыт работы.

В Секретариате ООН также имеются должности, находящиеся вне категорий. К ним относятся: Помощник Генерального секретаря, Заместитель Генерального секретаря, Первый заместитель Генерального секретаря, Помощник Генерального директора, Заместитель Генерального директора, Генеральный директор, Генеральный секретарь.

Основные должности сотрудников ООН категории специалистов и выше

Категория и уровень

Название должности (на рус. яз.)

Названии должности (на англ. яз.)

С-1

Помощник

Assistant Officer

С-2

Младший сотрудник

Associate Officer

С-3

Специалист 2-го класса

Second Officer

С-4

Специалист 1-го класса

First Officer

С-5

Старший специалист

Senior Officer

Л-1

Главный специалист, Директор

Principal Officer, Director

Л-2

Директор

Director

Отношения занятости в ООН основаны на контрактной системе. Исполнительные руководители, выбранные руководящими органами, назначаются на определенный срок, как правило, пять лет с правом продления. Остальные сотрудники работают на основе постоянных или временных контрактов, среди которых различаются контракты нескольких видов. Баланс между постоянными и временными контрактами поддерживается таким образом, чтобы обеспечить базовые принципы МГС ООН, в особенности независимость персонала, а также высокий профессионализм сотрудников.

При наборе персонала учитывается принцип справедливого географического представительства, в соответствии с которым в составе секретариатов должны работать, по возможности, представители всех государств-членов. На практике руководители организации стремятся приблизить пропорции сотрудников к пропорциям взносов в бюджет организации. Известны случаи, когда конкурсная комиссия отдает предпочтение кандидату из непредставленной страны, а не профессионалу с большим опытом работы из страны, имеющей значительное число сотрудников. Такие ситуации следует отнести к издержкам, вызванным особенностями международных организаций. Подобные негативные моменты присущи и другим типам организаций. Они представляют собой вызовы для дальнейшего улучшения практики работы международных организаций и их гражданской службы.

Общая линия в отношении найма персонала в ООН состоит в стремлении ограничить или "заморозить" на существующем уровне количество постоянных контрактов.

Для поступления на службу необходимо соответствовать требованиям, предъявляемым к данной должности, выдержать конкурс. От большинства сотрудников требуется знание по крайней мере одного из рабочих языков ООН – английского или французского.

Юридически прием на работу сотрудников осуществляет Генеральный секретарь, фактически же он поручает это своим заместителям и руководителям соответствующих служб персонала, имеющихся в центральных учреждениях ООН и в отделениях ООН.

Реальная практика состоит в том, что по поводу назначения на посты высшей категории и даже на наиболее высокие уровни категории специалистов ведутся неформальные консультации между представителями государств и сложились негласные правила, в соответствии с которыми, например, при освобождении соответствующей должности не происходит "автоматическое" замещение представителем этого же государства.

Международные гражданские служащие должны уважать в силу своего статуса основные ценности организации, изложенные в Уставе. В центре этих ценностей применительно к ООН лежат вера в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин. Сотрудники должны проявлять уважение ко всем культурам; они не должны допускать дискриминации по отношению к какому бы то ни было лицу или группе лиц. Они не должны злоупотреблять властью и полномочиями, которыми они наделены.

Сотрудники должны обеспечивать высокий уровень работоспособности, компетентности и добросовестности. Понятие добросовестности включает порядочность, беспристрастность, справедливость, честность и правдивость, неподкупность во всех вопросах, касающихся их работы и статуса, но не ограничивается ими.

Сотрудники подчинены Генеральному секретарю; ему принадлежит право назначить любого сотрудника на соответствующую должность во всех подразделениях ООН. Принимая назначение, сотрудники обязуются исполнять свои функции и строить свое поведение, руководствуясь только интересами ООН. Лояльность целям, принципам и задачам ООН, изложенным в ее Уставе, является одной из основных обязанностей всех сотрудников в силу их статуса международных гражданских служащих.

Личное мнение и убеждения сотрудников, в том числе их политические и религиозные убеждения, остаются неприкосновенными, однако они сами должны поступать таким образом, чтобы эти мнения и убеждения не сказывались негативно на выполнении ими своих служебных обязанностей или на интересах ООН. От сотрудников не требуется, чтобы они отказывались от своих национальных чувств или политических и религиозных убеждений, они в силу своего международного статуса должны во всех случаях проявлять надлежащую сдержанность и такт. Личное мнение и убеждение сотрудника остаются неприкосновенными, тем не менее у него нет свободы частного лица для того, чтобы "становиться на чью-либо сторону", вступать в спор на чьей-либо стороне или публично выражать свои убеждения по спорным вопросам как единолично, так и в составе какой-либо группы.

Международные гражданские служащие не должны заниматься какой-либо деятельностью, несовместимой с надлежащим выполнением ими своих обязанностей в ООН. Они должны воздерживаться от любых действий, и в особенности от всякого рода публичных заявлений, которые могут нанести ущерб их статусу или той добросовестности, независимости и беспристрастности, которых требует этот статус.

Вопрос о том, отвечает ли тот или иной сотрудник требованиям к поведению международного служащего, решается Генеральным секретарем ООП. Административный трибунал всегда признавал, что, хотя Генеральный секретарь ООН обязан и наделен соответствующими дискреционными полномочиями (т.е. полномочиями действовать по личному усмотрению), такие полномочия должны осуществляться разумно, без каких-либо ненадлежащих мотивов и в установленном порядке.

Поведение и деятельность международного служащего должны исключать так называемый конфликт интересов, т.е. ситуацию, в которой сотрудник так или иначе добивается осуществления своих личных интересов или же интересов каких-либо сторонних учреждений и организаций. Сотрудники не должны активно участвовать в управлении или иметь финансовую заинтересованность в деятельности каких-либо прибыльных, коммерческих или иных предприятий, если такое участие или финансовая заинтересованность позволяют сотруднику или прибыльному, коммерческому или иному предприятию извлекать выгоду благодаря служебному положению сотрудника в ООН. Например, сотрудник, работающий в Управлении по правовым вопросам ООН, не может представлять интересы внешних клиентов. Принятие решения о том, ведет ли то или иное действие к возникновению конфликта интересов, оставляется на усмотрение Генерального секретаря. Сотрудники несут ответственность перед Генеральным секретарем за должное выполнение своих функций.

Сотрудник обязан постоянно находиться в распоряжении Генерального секретаря ООН для целей выполнения служебных функций, однако Генеральный секретарь ООН устанавливает продолжительность обычной рабочей недели и официальные праздники для каждого места службы. Генеральный секретарь может делать исключения по мере служебной необходимости, и сотрудники должны работать сверх обычного установленного времени, когда это от них требуется.

Одним из основных прав персонала ООН является право на обеспечение безопасности. На Генеральном секретаре ООН как на главном административном должностном лице лежит имманентная обязанность стремиться к обеспечению безопасности персонала. При осуществлении своего права назначать сотрудников на любую работу в ООН Генеральный секретарь ООН должен стремиться к обеспечению того, чтобы при назначении сотрудников в районы с трудными условиями службы им обеспечивались приемлемые условия жизни и работы с учетом существующих условий.

Международные гражданские служащие должны выполнять указания своих руководителей. Если у них возникают сомнения в отношении того, согласуется ли то или иное указание с каким-либо иным уставным документом, решением руководящих органов, они прежде всего должны проконсультироваться со своими руководителями. Также международный гражданский служащий может попросить дать ему указания в письменной форме. Эти указания могут быть обжалованы через надлежащие институциональные механизмы, однако любое обжалование не должно вести к задержке выполнения указания. Международные гражданские служащие могут также официально заявить о своей точке зрения. Они не должны выполнять устные или письменные указания, которые явно несовместимы с их служебными обязанностями и ставят под угрозу их безопасность или безопасность других.

Одним из наиболее деликатных вопросов, связанных с деятельностью международных гражданских служащих, является вопрос об оплате труда. При установлении размера вознаграждения стремятся соблюсти баланс интересов государств, осуществляющих взносы в бюджеты международных организаций, и самих организаций, заинтересованных в привлечении высококвалифицированных служащих.

В основе определения уровня окладов служащих, категорий специалистов и высшей категории, принятых на работу на международной основе, лежит так называемый принцип Ноблемера, названный по имени Председателя Комитета экспертов Лиги Наций. Этот принцип предусматривает, что организации системы ООН должны иметь возможность набирать на работу персонал из любой страны. Поэтому условия службы международного персонала должны быть привлекательными для граждан всех стран-членов, включая и страну с наиболее высокой заработной платой. В соответствии с принципом Номблемера зарплата в международных секретариатах устанавливается примерно на 10–20% выше, чем в наиболее высокооплачиваемой национальной гражданской службе мира. Тем самым международным гражданским служащим обеспечивается компенсация дополнительных расходов, связанных с проживанием за пределами своей страны (так называемый фактор экспатриации).

Принцип Ноблемера – основа для определения условий службы сотрудников ООН категории специалистов и выше. Суть его в том, что оклады сотрудников определяются путем сопоставления с окладами наиболее высокооплачиваемой национальной гражданской службы.

В резолюции ГА ООН 44/198 от 21 декабря 1989 г. и в ряде последующих резолюций ГА ООН вновь подтвердила, что принцип Ноблемера должен и впредь служить основой для сопоставления систем вознаграждения в ООП и в наиболее высокооплачиваемой гражданской службе (в настоящее время – гражданской службе США), размеры и структура которой задают основание для такого сопоставления (А/62/30)[2].

Оклады сотрудников общей категории устанавливаются Генеральным секретарем на основе наилучших преобладающих условий работы в месте нахождения соответствующего подразделения ООН в соответствии с положением, которое называется принципом Флеминга.

Принцип Флеминга – основа для определения условий службы сотрудников ООН категории общего обслуживания и других категорий персонала, набираемого на местной основе. Суть его в том, что условия службы Секретариата ООН общего обслуживания в данной стране должны быть такими же, как наилучшие преобладающие местные условия.

Зарплаты этих категорий сотрудников ООН устанавливаются по итогам регулярных обследований заработной платы у лучших работодателей в этой стране[3].