Долг и ответственность

Долг — понятие, связанное с высшим уровнем развития морального самосознания человека, когда его поведение руководствуется уважением к нравственному закону. Чувство долга возникает в результате социальной деятельности, когда человек осознает свою связь с определенной социальной группой, а также с нацией, культурой. От того, с какой группой и профессией человек себя отождествляет, а также какие группы рассматриваются им как неприемлемые, зависит его конкретное поведение.

Выполнение требований своей группы означает социально ответственное поведение. Эти требования могут быть достаточно конкретными (уплата налогов, уважение прав потребителя, заказчика, партнеров по бизнесу, коллег) и составлять нормы и кодексы профессиональной этики, а могут быть более абстрактными (например: "будь человеком", "не укради", "не убий") и составлять нравственные нормы всего человечества как целого.

У каждого человека есть несколько (или много) ролей и для каждой свой набор обязанностей, связанных с профессией, с семейным положением, религиозной и культурной идентичностью. Соответственно, существуют разные уровни долженствования: долг перед профессией и коллегами, долг перед близкими и родными (перед родителями и детьми), долг перед человеком вообще (как ценностью), сегодня становятся актуальными такие формы, как долг перед человечеством, перед будущими поколениями, перед природой.

Высшие формы долженствования связаны с поведением, когда человек выбирает определенное действие исходя из уважения к нравственному закону. Об этом говорили еще римские стоики. Долг состоит в том, чтобы "быть человеком" в любых обстоятельствах. "Единственное благо – в нас самих, — говорит Эпиктет, — так же как зло — в наших неразумных понятиях и преступных желаниях". Следует подчиняться тому, что от тебя не зависит (внешний мир) и улучшать в себе то, что зависит от тебя (внутренний мир). Долг превыше всего, поэтому стоики презирают стремление к счастью как мешающее исполнять долг. Будь человеком — высшая заповедь стоицизма. "Кто сохранил себя, тому ничего не страшно". На этих идеях построена этика Канта, который подчеркивает роль человеческого достоинства для осмысления жизни как ценности. Предназначение человека связано с исполнением долга: человеку следует исполнять свой долг и сохранять свое достоинство. Его единственной наградой будет осознание собственной добродетели. "Человек живет и не хочет в собственных глазах стать недостойным жизни. Это внутреннее успокоение удерживает человека от опасности потерять собственное достоинство... Оно результат уважения не к жизни, а к чему-то совершенно другому, в сравнении с чем жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет никакого значения". Моральный закон заложен в душе каждого человека. Как он попал туда, это величайшая тайна, такая же тайна, как звездное небо над головой. Но он есть, и это свидетельствует в пользу божественного происхождения человека и бессмертия его души.

В более поздней работе "Основы метафизики нравственности" Кант конкретизирует понятие долга, выделяя его виды: долг человека по отношению к высшим существам (если они есть), долг человека перед человеком; долг человека перед низшими существами (например, животными). Более подробно он останавливается на втором виде долга (собственно нравственном), разделяя его на две части — долг человека перед собой и долг перед другими людьми. Долг человека перед самим собой также распадается на две части — забота о сохранении своего физического тела (забота о собственном здоровье) и забота о себе как духовном существе (обязанность совершенствоваться в культурном и нравственном смысле).

Долг человека перед другими заключается в обязанности уважения, благожелательности и любви. Способствовать счастью ближнего — нравственный долг человека, гораздо более благородный и достойный, чем цель стремиться к собственному счастью.

Современное понимание долга связано с осознанием увеличившейся взаимозависимости людей и возросшей степени ответственности по отношению к себе, другим, к обществу и всему человечеству, к своей профессии (профессиональный долг), к природе, а также к будущим поколениям.

Ответственность — более конкретное понятие, чем долг: она предполагает точное знание, за что и пред кем ты отвечаешь. Долг и ответственность — дополняющие друг друга понятия, которые получают выражение в принципе добровольного выполнения принятых на себя обязательств, который выражает суть этики прав человека.

Согласно Декларации прав и свобод человека XVIII столетия принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств признается объективной основой цивилизованного порядка.

Этот принцип считается основополагающим. Реализация данного принципа в межличностных отношениях выступает наиболее веским доказательством нравственной свободы и суверенности человека.

Этот принцип существовал в глубокой древности в виде обычая pacta sunt servanda (соглашения надо выполнять), а в Новое время был закреплен в гражданском и конституционном законодательстве как основа справедливого общественного порядка. В Конституции Франции 1791 г. говорится о решимости государства создать условия, при которых будут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров между людьми.

А в Декларации прав и свобод XVIII в. провозглашается, что члены общества должны добросовестно выполнять взятые на себя обязательства, чтобы обеспечить себе и своим детям все преимущества, вытекающие из принадлежности к цивилизованному обществу.

Принцип добросовестного выполнения взятых на себя обязательств распространяется только на добровольные обязательства и не распространяется на неравноправные соглашения. Таким образом, уже в XVIII в. были заложены основы этики прав человека, которые легли в основу конституционной и законодательной практики буржуазных государств, институтов гражданского общества, а также всей культуры и этики, которые реализуют концепцию прав человека.

Помимо обязательств, взятых в результате добровольного соглашения, каждый человек выступает как автономный, а значит, ответственный субъект деятельности и общения. Понятие ответственности необычайно востребовано в паше время, а именно в эпоху глобализации. В современной этике страха и ответственности X. Йонаса ответственность выступает в качестве центрального понятия этики, претендующего на наиболее полное выражение сути современной морали и ее требований. В современном мире подвергаются опасности сами условия существования человека (в связи с экологическим кризисом), поэтому любые другие императивы, "даже само стремление к доброй воле (Канта) должны отступить перед более низменными обязанностями, налагаемыми на нас...".

В современной этике не только значительно расширяется сфера ответственности (она включает не только ответственность человека перед самим собой и другими людьми, по также перед природой и перед будущими поколениями), но повышается се роль, она становится основной ценностью этики выживания.

Проблема усугубляется тем обстоятельством, что этика выживания предполагает наличие морального субъекта, т.е. личности, которая способна быть автором своих действий. В условиях, когда современная реклама и другие СМИ формируют манипулируемого индивида, возникает ситуация, которая получила название — "смерть субъекта". В случае отсутствия субъекта теряет смысл моральная оценка его действий.

Если человек находится под прямым принуждением, которое не оставляет ему никакой возможности выбирать и действовать самостоятельно, он выступает как физическое тело или организм, которым манипулируют другие люди. Чаще всего "подневольность" человека носит смешанный характер, и принуждение оставляет человеку некоторый выбор.

Ответственное действие — это свободный поступок, исключающий принуждение, совершенный вменяемым человеком, осведомленным об обстоятельствах своей деятельности. "Отсюда следует жесткая связь за последствия определенного действия с возможностью индивида предвидеть и контролировать процесс, который к ним ведет. Нельзя быть ответственным за то, что не подлежало моему предвидению, и за то, что наступило вопреки моим добросовестным усилиям предотвратить подобный исход".

Это правило (предвидения и контроля) применяется к разным случаям, в том числе к ситуациям конфликта обязанностей, в которых исполнение одной обязанности противоречит исполнению другой. Если в случае конфликта обязанностей индивид выбирает более сильное требование и пренебрегает слабым, то он не может быть подвергнут осуждению. Обязанность спасти тонущего ребенка более сильная, чем обязанность не опоздать на работу. Но если конфликтуют примерно равные по силе обязанности, то выбор становится более сложным и невыполнение одной из них оставляет осадок в виде "эффекта грязных рук" — руки остаются запятнанными невыполнением долга. Например, политик, идущий на выборы, для достижения успеха вступает в соглашение с криминальными авторитетами или коррумпированными чиновниками, при этом и сам выбор, и сопровождающее его чувство вины выступают признаками профессиональной пригодности данного политика.

Приоритетным субъектом нравственной ответственности является отдельный индивид, но в условиях увеличения взаимосвязи и взаимозависимости людей в сплоченных коллективах или организациях, характеризующихся наличием организационной культуры, обеспечивающей ценностно-нормативное единство, можно говорить, что субъектом ответственности выступает коллектив (или корпорация). Если деятельность корпорации осуществляется в рамках определенных правил, процедур, сложившихся традиций, что позволяет говорить о наличии корпоративной идентичности, тогда она выступает как ответственный субъект. Можно говорить об ответственности государства как субъекта.