Долговая политика РФ в среднесрочной перспективе

При оценке перспектив государственного долга ориентиром являются "Основные направления государственной долговой политики на 2013–2015 годы". В этом программном документе сформулированы меры по решению проблем в области государственного долга и управления государственными активами.

Целями государственной долговой политики в 2013–2015 гг. являются:

• обеспечение постоянного доступа РФ и национальных корпоративных заемщиков на российский и международные рынки капитала;

• поддержание умеренной долговой нагрузки, оптимизация объема и структуры долга, сохранение высокой степени долговой устойчивости;

• поддержание высокого уровня странового кредитного рейтинга с перспективой получения рейтинга "А";

• уменьшение стоимости государственных заимствований;

• безусловное выполнение финансовых обязательств по международным договорам.

Это базовые цели. Помимо них, важными ориентирами государственной долговой политики являются:

• превращение национального рынка капитала в стабильный источник финансирования бюджета;

• модернизация инфраструктуры рынка государственных бумаг;

• расширение круга инвесторов в госбумаги;

• сохранение статуса суверенного заемщика путем регулярных умеренных выпусков еврооблигационных займов РФ;

• совершенствование механизма предоставления государственных гарантий;

• улучшение мониторинга внешних заимствований корпоративного сектора;

• урегулирование задолженности стран-дебиторов.

Управление государственным долгом является частью общегосударственной финансовой политики. В марте 2013 г. принята Государственная программа "Управление государственными финансами". В ней одна из подпрограмм посвящена управлению государственным долгом и государственными финансовыми активами. Госпрограмма, по сути, обеспечивает финансированием "Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2013–2015 гг.".

Результатом реализации программы станет сохранение объема государственного и муниципального долга на экономически безопасном уровне и минимизация рисков его роста (в пределах 20% к ВВП), поддержание устойчивости бюджета пенсионной системы, стерилизация избыточно высоких нефтегазовых доходов в суверенных фондах, сохранность и капитализация доходов фондов.

Реализация государственной долговой политики сопряжена с рисками. Важнейшие из них – это снижение долговой и бюджетной устойчивости России и регионов, рост стоимости займов вследствие неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, невыполнение обязательств по госгарантиям.

Управление рисками в рамках долговой политики предполагает:

• установление верхнего предела государственного внутреннего и внешнего долга;

• мониторинг долговой устойчивости, в том числе субфедеральных заемщиков;

• соблюдение бюджетного правила, ограничивающего рост государственных расходов и обязывающего накапливать финансовые резервы в суверенных фондах;

• новые заимствования при благоприятной конъюнктуре рынка в объемах, превышающих дефицит бюджета (реализация стратегии "занимай и сберегай");

• ограничение вложений суверенных фондов в рублевые активы уровнем 25% и другие меры.

Управление государственным долгом подразумевает определенную институциональную структуру. Должен быть выделен ведущий орган управления. Это может быть Министерство финансов или некая организационная структура в его составе. Орган денежно-кредитного регулирования управлять долгом страны не может. Это объясняется тем, что он одновременно является эмиссионным центром и агентом государства по заимствованиям. К примеру, как орган монетарной политики для поддержания курса рубля и недопущения инфляции Центральный банк должен продавать государственные бумаги, а в качестве правительственного агента он должен их покупать на вторичном рынке. Налицо конфликт интересов. Поэтому для целей управления государственным долгом требуется специализированная организация.

Автономные агентства по управлению государственным долгом функционируют в Великобритании, Франции, Ирландии, Швеции, Германии, Португалии. Предполагается, что в России подобной структурой станет Российское финансовое агентство (РФА). Главная цель его создания – улучшение качества управления государственным долгом. Функциями РФА станут:

• взаимодействие с инвесторами в долговые обязательства России;

• размещение государственных ценных бумаг;

• операции с государственными ценными бумагами на вторичном рынке;

• инвестирование средств суверенных фондов;

• консультирование Министерства финансов России.

Однако в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию говорится о преждевременности реализации этой идеи и поиске альтернативных механизмов повышения эффективности управления средствами суверенных фондов.