Документы консультативно-методического характера

Документы этого блока имеют исключительную важность прежде всего в практическом плане. Дело в том, что базовые бухгалтерские документы, определяющие методологию учета, носят весьма общий характер и, как показала практика, не только в нашей стране, но и за рубежом, это приводит к многочисленным проблемам.

Общепрофессиональные методические рекомендации и указания. Во внедряемой в России системе регулирования основную нагрузку с позиции методологии бухгалтерского учета, безусловно, призваны нести стандарты, названные в силу традиции положениями (ПБУ). С позиции практикующего бухгалтера эти документы имеют ряд особенностей. Во-первых, они являются рекомендательными, а не предписывающими, каковыми были инструкции, к которым привык отечественный бухгалтер. Во-вторых, они не содержат конкретных указаний или рекомендаций (в виде типовых проводок), т.е., по мнению рядового бухгалтера, они бесполезны. В-третьих, по мнению Министерства юстиции РФ, данные документы, как правило, не требуют регистрации этим министерством. Это означает, что за их неисполнение не может быть судебной ответственности.

В соответствии с положениями Программы реформирования бухучета отечественные ПБУ разрабатываются на основе МСФО. Следует учитывать, что пока еще не разработаны все необходимые стандарты. Однако настало время поставить вопрос о разработке интерпретаций в отношении введенных ПБУ. Чем раньше будет начата эта работа, тем меньшее отторжение со стороны практиков будут иметь действующие и планируемые к разработке ПБУ. Таким образом, можно прийти к утверждению, что нужны общепрофессиональные методические рекомендации и указания. В эту группу нормативных актов входят периодически издаваемые Минфином России приказы, содержащие рекомендации по форматам отчетности и их заполнению, разрабатываемые в развитие ПБУ 4/99. Начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 г., предприятиям рекомендовано учитывать формы отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. № 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций".

Необходимо отметить, что приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" утверждены новые формы бухгалтерской отчетности. Подробно о них мы пока говорить не будем. Дело в том, что новые формы нужно будет применять, начиная с годовой отчетности за 2011 г. Правда, их можно использовать и при составлении промежуточной отчетности за отчетные периоды 2011 г. (наряду со старыми формами отчетности). Главное - закрепить в учетной политике на 2011 г., какие формы будут использоваться организацией.

Методические рекомендации и указания косвенного воздействия. Необходимо принимать во внимание, что на практике существует еще и система косвенного регулирования бухгалтерского учета, основу которой составляют законы и другие нормативные документы, отражающие налоговый аспект учета. Эти документы в принципе можно не учитывать при так называемом ведении учета в интересах пользователей. Однако, исходя из традиционной для отечественной системы бухгалтерского учета налоговой его ориентации, документы из группы косвенного воздействия нередко являются для бухгалтера приоритетными при выборе учетных процедур.

Поэтому они стали регламентироваться независимо друг от друга.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы на основе первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Согласно ст. 313 НК РФ систему налогового учета налогоплательщик организует самостоятельно, и она применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.

В настоящее время необходимо утверждать две отдельные учетные политики: в целях бухгалтерского учета на основании ПБУ 1/2008 и в целях налогового учета - в соответствии со ст. 313 НК РФ. Существенное их различие заключается в том, что бухгалтерский учет оперирует экономическим смыслом хозяйственной операции, а налоговый учет - только действующим законодательством.