Документирование информации

Общая характеристика понимания и назначения института правового режима информационных ресурсов позволяет более детально рассмотреть отдельные позиции и требования этого института. Документирование информации в привычной бумажной форме, а также расширение пользования электронными, цифровыми, биологическими способами ее представления, являются для практики информатизации и инноваций на этой основе одним из важнейших предметов научного и нормативно-правового внимания.

Статья 5 Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" определяла документирование обязательным условием включения информации в информационные ресурсы на том основании, что этот закон посвящен исключительно документированной информации. Если говорить об информации в более широком смысле, то можно предположить, что она должна быть выражена и в другой воспринимаемой человеком объективированной форме. Это могут быть предметы, коллекции, содержащие визуально воспринимаемую информацию. Предполагается, что порядок документирования (или иное организационное оформление информации) устанавливается органами государственной власти, ответственными за организацию делопроизводства, стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Федерации.

В этой же статье закона содержались нормы, согласно которым документ, полученный из автоматизированной информационной системы, для того чтобы обладать юридической силой в системе правовых отношений, должен быть удостоверен определенным образом. Такое удостоверение возможно путем подписания его обычным способом – собственноручно соответствующим субъектом, или путем электронной цифровой подписи. Эта норма ст. 5 упомянутого Закона соответствует норме, содержащейся в ст. 160 ГК РФ, принятого на полгода раньше этого Закона. В настоящее время действует Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-Φ3 "Об электронной подписи", Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" утрачивает силу с 1 июля 2012 г.

В новом Законе об информации также содержится статья о документировании информации. Это ст. 11, в которой указано, что законодательством РФ или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации устанавливается Правительством РФ. Правила делопроизводства и документооборота, определенные иными государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством РФ в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов государственной власти. Заметим, что в Законе об информации 2006 г. не все позиции правового режима информационных ресурсов нашли отражение. Но и в первом, и во втором федеральных законах об информации проблемы электронного документа и Интернета оказались не развитыми.

К настоящему времени вопрос об электронном документе и документообороте приобрел настолько важное значение, что стал предметом практического решения без достаточного развития нормативной основы. Косвенно этот вопрос решается через программу "электронного правительства" и частично затронут Федерального законе "Об электронной подписи". Тема электронного документа, электронной подписи и оцифрования информации выносится в самостоятельную главу. Крупным специалистом по проблемам документирования информации, организации электронного документооборота является кандидат юридических наук С. И. Семилетов[1].