Документальные источники в исследованиях социальных отношений

Помимо общения с людьми – носителями информации журналисту практически в каждом случае приходится обращаться к документальным источникам и прибегать к различным формам анализа документов. Документ – один из источников, используемых в социологических исследованиях для получения первичной эмпирической информации. Он представляет собой свидетельство о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека, фиксация которых производится различными способами на различных материальных носителях. Документ – это зафиксированная реальность, документальные источники опосредуют отношения между людьми.

Для журналиста особенно важно знание положений нормативных документов – и как регуляторов деятельности по сбору и распространению информации, и как непосредственных источников информации. К нормативным документам относятся: Конституция и законы Российской Федерации, кодексы, документы международного права, указы президента, постановления правительства, решения региональных властей и др. При обращении к нормативной базе следует учитывать не только горизонтальную структуру построения власти (исполнительной, законодательной и судебной), но и вертикальную, т.е. использовать акты субъектов Федерации, ведомственные документы, документы отдельных организаций и учреждений. Большую помощь журналисту, который, как правило, не имеет юридического образования, оказывают комментарии к нормативным документам.

Анализ обращений журналистов к нормативным документам позволяет выявить и проблемы освещения правовых вопросов в СМИ. Одна из них состоит в упрощении рассматриваемых явлений, другая – в противоречивости интересов субъектов взаимодействия и, соответственно, разночтений в правовых актах и их интерпретациях. Несмотря на указанные проблемы, обращение журналиста к нормативным документам важно еще и потому, что таким образом создается правовой контекст публикации (а не только оценочный этический, имманентно присущий журналистике), происходит воспитание правовой культуры аудитории.

Отдельную группу документальных источников, к которым обращаются журналисты, составляют материалы, выделенные по принципу субъектной презентации, поскольку они преследуют цель не столько изложить объективированную информацию, сколько представить какого-либо субъекта (в том числе автора) в определенном образе. К таким источникам относятся, например, пресс-релизы, материалы избирательных кампаний, программы и уставы политических партий и движений, материалы предвыборной агитации (листовки, аудио- и видеозаписи выступлений), материалы PR-кампаний и т.п.

К сожалению, даже материалы социологических исследований часто подвергаются в СМИ подобной трансформации. О том, как могут преподноситься результаты опросов в прессе, пишет Н. Н. Колодиев: "Пример – провокационная но своей сути публикация на страницах еженедельника “Власть” диаграммы, иллюстрирующей результаты интернет-опроса, проведенного журналистами этого издания. После терактов, совершенных 11 сентября 2001 г., и принятия руководством США решения о нанесении ракетно-бомбовых ударов по базам террористов посетителям сайта журнала “Власть” был задан вопрос: “Будь ваша воля, вы бы по кому нанесли удар?” И были предложены, помимо прочих, следующие варианты ответов: “по США”, “по всему арабскому миру”, “по всему Западу” и т.д. Диаграмма, отражающая результаты этого, с позволения сказать, опроса, позже была опубликована в журнале в качестве приложения к анонимному материалу “Время прошло” (Власть. 2001. № 39)"[1].

Использование материалов СМИ – публикаций в прессе, записей радио- и телепрограмм, сетевых ресурсов – возможно и в качестве информационного повода, и в качестве отдельной группы источников информации. Изучение материалов СМИ составляет необходимую часть подготовки журналистов, социологов, работников редакций, исследователей массовой коммуникации. Журналистам и редакциям исследования текстов массовой информации необходимы, во-первых, как инструмент анализа деятельности типологически сходных СМИ на информационном рынке, во-вторых, в качестве информационного повода, требующего оперативного реагирования (трудно себе представить общественно-политическое издание без полемических рубрик "За и против", "Поединок", "Дискуссионный клуб" и т.п., информация которых во многом получена из материалов других СМИ). Одним из научно обоснованных способов исследования текстов является метод контент-анализа.

Контент-анализ (content analysis) – исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности (в частности, источника текста сообщения). Существуют два вида контент-анализа в зависимости от характера представления содержания текста – неколичественный и количественный. Неколичественный контент-анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания – индикатора соответствующей категории). Количественный контент-анализ основан на использовании мер частотности, повторяемости (интенсивности), объема. Его задачи – определить количественную структуру содержания текста в рамках используемой системы категорий анализа.

В. Е. Семенов выделяет основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях. Во-первых, изучение социально-психологических особенностей коммуникаторов (лиц, передающих сообщения, авторов) через ОГЛАВЛЕНИЕ их сообщений. Одним из видов подобного изучения являются сравнительные исследования типов личности и ценностей в различных обществах и культурах. Во-вторых, изучение реальных социально-психологических явлений объекта, которые отражены в содержании сообщений (включая явления, имевшие место в прошлом и недоступные для исследования другими методами). Особый интерес в этом плане представляет анализ произведений литературы и искусства, а также публицистики. В-третьих, изучение различных средств коммуникации через ОГЛАВЛЕНИЕ сообщений, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в том числе пропагандистских. В-четвертых, изучение социально-психологических особенностей реципиентов (адресатов коммуникации, аудитории). Это имеет смысл только тогда, когда известно, что коммуникатор (автор сообщения) достаточно верно представляет реципиента. В-пятых, изучение социально-психологических аспектов воздействия коммуникации на реципиентов через ОГЛАВЛЕНИЕ сообщений[2].

В эмпирических и прикладных исследованиях контент-анализ используется для изучения содержания текстов различного характера – материалов средств массовой информации, книг, устных выступлений, писем, дневников, официальных документов. Следует заметить, что данная процедура применима и к исследованиям изображений (например, фотографий, произведений живописи, кинофильмов, видеозаписей и т.д.). Применение контент-анализа имеет смысл только при сравнении, сопоставлении нескольких потоков информации: двух и более СМИ; статистических или социологических данных, полученных в ходе опроса; кино- и видеоматериалов и т.п.

Контент-анализ материалов СМИ является опосредованным показателем общественного интереса к персоне, типажу, теме и т.д. Анализ информации, появляющейся в Интернете и вызывающей высокий интерес пользователей, влияет на формирование "повестки дня" в СМИ, появление в прессе, радио и телеэфире новых тем, сюжетов, действующих лиц. Исследование материалов СМИ с помощью контент-анализа позволяет определить состояние общества: насколько ситуация в нем стабильна и напряжение. Одним из часто используемых случаев применения контент-анализа в журналистской практике является подсчет количества наиболее часто употребляемых слов и устойчивых выражений в публичных высказываниях государственных деятелей. Такой анализ дает основания для выводов о более или менее приоритетных направлениях политической деятельности.

Одним из вариантов компьютерного статистического анализа текстов[3], позволяющим вычислить, сколько раз та или иная категория или словосочетание встречается в тексте (обычно с расширением .txt, .htm или .html), является программа Wordstat, с помощью которой можно получить общую статистику по нескольким обрабатываемым файлам. Исследование материалов СМИ с помощью информационно-аналитической системы лежит в основе работы базы Public.Ru. Пользователи Public. Ru могут самостоятельно искать публикации, готовить обзоры прессы, проводить медиастатистический анализ данных с отчетами в виде графиков и таблиц за любой заданный период.

Анализ речи публичных деятелей – один из приоритетов использования метода интент-анализа. Интент-анализ – исследование речи, позволяющее определить намерения высказывающегося, реконструировать интенции говорящего по его речи, а также метод исследования психологического содержания текста, который состоит в экспертном оценивании целевой (интенциональной) направленности речи публичных деятелей, выраженной в конкретном тексте. Применение интент-анализа позволяет ответить на вопросы о психологическом состоянии автора, способах использования языка, условиях, с одной стороны, ограничивающих способность автора текста адекватно и полно вербализовать свои субъективные состояния и, с другой стороны, ограничивающих способность читателя адекватно понимать автора[4]. Метод интент-анализа сопровождается так называемым "экспертным чтением", когда эксперты оценивают ОГЛАВЛЕНИЕ текста, исходя из того, что личность автора адекватно выражается в его письменной или устной речи.

Документальные источники, без которых невозможно представить себе работу современных журналистов и которые традиционно используются при подготовке материалов, – это данные информационных агентств. Крупнейшие из них в нашей стране – ИТАР-ТАСС и РИАН (Российское информационное агентство "Новости").

Со временем все большее значение приобретают негосударственные ("Интерфакс", "Постфактум" и др.) и региональные информационные агентства ("Северо-Запад", "Росбалт", ИМА-ПРЕСС, "Сибинформ" и др.). Материалы, распространяемые информационными агентствами, как правило, отличаются фактологичностью, отсутствием авторского комментария и индивидуального стиля, обязательным указанием на источник сообщения.

Среди других документальных источников, которые используют журналисты-исследователи, выделяются:

– научные труды – исследовательские отчеты, философские и теоретические работы, монографии, учебники и пособия, статьи, материалы конференций и "круглых столов";

– произведения искусства – литературные произведения, кино- и видеофильмы, музыкальные произведения, произведения художественного творчества;

– личные документы – мемуары, воспоминания, дневники, автобиографии, характеристики.

В качестве особого типа выделим журналистские исследования, связанные с изучением исторических источников: первичных (официальных документов) и вторичных (отчетов, интервью, журналистских материалов и др.). В данном случае анализу подвергается та или иная тема, выделяемая на основе параметров: 1) действующего лица, 2) лица, воспринимающего действие, 3) сути действия, 4) сто цели.

При изучении исторических, архивных документов, которые используются в качестве источников, большое значение имеет доказательство достоверности изложенных в них фактов. В качестве общих рекомендаций при работе с данным типом источников предлагаются следующие методические приемы:

– поверхностное прочтение текста документа (просмотр видеозаписи), оценка его с позиции читателя прессы (зрителя программы), в которой документ обнародован;

– анализ того, что отсутствует в документе (какая информация требует конкретизации);

– определение сил (политических, интеллектуальных, культурных и т.д.), точки зрения которых выражает автор документа;

– определение функций документа (для кого и с какой целью он был создан);

– проверка соответствия оформления, лексики и стиля документа нормам, принятым во время его изготовления.

Для оценки достоверности информации в документах необходимо исполнение следующих требований:

а) учитывать цели и намерения составителей документа;

б) различать описание событий и их оценку;

в) проводить сравнение "целевых" документов (они более тенденциозны, так как создаются с целью оказать воздействие на адресата) и "естественных";

г) учитывать прирост искажения информации во вторичных документах.

"Доверительное отношение возможно, если сообщение не затрагивает интересов автора, не является предметом его пристрастий, если свидетельство наносит ущерб автору, носит характер исповеди, либо данные в момент записи были общеизвестны или не существенны с точки зрения автора, но значимы для исследователя. Доверие вызывает и сообщение, вступающее в противоречие с предполагаемыми исследователем установками автора"[5]. Следует отметить, что данные замечания можно отнести и к оценке достоверности информации, полученной при интервьюировании какого-либо действующего лица журналистского произведения или при анализе его документов и записей.