Доктрины философских школ[1]

I. Введение

1. Поклоняюсь этому Брахману, который имеет [лишь] одну форму и познается в веданте, но по-разному видится всеми даршанами (философскими школами), полемизирующими [друг с другом].

2. [Основные] члены Вед, промежуточные и дополнительные Веды – это вспомогательные пособия к Ведам, которых четырнадцать, и они являются опорами для добродетели, пользы, наслаждения и освобождения.

11. Дхармашастры же распределяют обязанности, через различение дхармы и адхармы посредством [предписаний относительно действий] в соответствии с варнами и стадиями жизни.

19. Акшапада (ньяйя), Канада (вайшешика), Капила (санкхья), а также Джаймини (миманса), Вьяса (веданта), Патанджали (йога) это ведийские сутракарины (составители базовых текстов канонических философских школ).

20. Системы Брихаспати (локаята), Архата (джайнизм) и Будды (буддизм) противоречат ведийскому пути. Так в соответствии с авторитетами рассмотрены все основатели шастр (базовых текстов философских школ).

25. Буддистов, локаятиков и джайнов, которые не признают авторитет Вед, те, кто верят в авторитет Вед, должны поражать оружием логической аргументации.

II. Учение локаяты

1. Согласно позиции локаятиков, началами мира являются [только] четыре стихии – земля, вода, огонь и ветер, и ничего другого нет.

2. Существует только воспринимаемое чувствами, не воспринимаемое не существует, по причине [самой своей] нсвоспринимаемости.

8. Помимо этого мира, нет другого, а также небес или ада: мир Шивы и прочие выдуманы дураками [и] жуликами.

11. Потому ради "освобождения" разумный не будет совершать каких- либо усилий – только дурак иссушает себя аскезой, постом и прочими [средствами самоограничения].

12-15. Целомудрие и прочие условности измышлены умными "слабаками", а пожертвования золота, земли и прочее, равно как и кормление нуждающихся, [выдуманы] людьми, у которых всегда пустой желудок, и [другими] бедняками... Мудрый же зарабатывает удовольствия всегда только видимыми средствами – такими, как земледелие, разведение коров, торговля и государственное управление.

III. Учение джайнов

1. Позиция локаятиков должна вызывать возражения со стороны всех школ. Теперь джайны опровергает ее с позиций своей школы.

Ведь когда ты, завидев дым, торопишься приблизиться к месту, где [ пока еще | невидимый огонь, и делаешь заключение о существовании огня через наличие дыма, то сам признаешь умозаключение [как независимый источник знания].

Люди, опирающиеся на предание джайнов, ясно видят и видимое и невидимое благодаря и восприятию, и умозаключению, и преданию.

У иного [достигшего] равнодушия к [тому], что привязывает, освобождение наступает [уже] здесь, па земле, благодаря [следованию] пути почитания учителя, через сочетание познания и действия.

11. Для джайнов привязанность – это сила, препятствующая познанию всех [вещей, реализуемая] через тела, приобретенные вследствие кармы. Освобождение – устранение этого препятствия для душ.

12. Все тела вместе с чувствами составляются из конечных атомов, следующих за дхармой и адхармой и именуемых веществом.

13. Души же принимают размеры соответствующих тел, привязываясь к ним в [состоянии] омрачения, пребывая в клетке тела, [сжимающейся] до червя и [расширящейся] до слона.

14. Душа, для которой покров – тело, уже не нуждается в другом в виде одежды и прочего, ибо для одного [покрова] нужен следующий, и так до бесконечности.

15. [Джайнские] йогины, воздерживающиеся от нанесения вреда какому-либо живому существу умом, словом или делом, одетые в страны света, странствуют, соблюдая целомудрие.

17. Молчальники, избавившиеся от нечистоты [страстей], чистые, [способны] разрушить множество проступков тех, кто к ним припадают, а тот, кто позволяет плодоносить их мантрам, кто решителен на пути освобождения и за кем все могут следовать, есть всезнающий Учитель мира.

IV. Учение буддистов

2. В соответствии с делением на четыре течения мысли, буддийские шастры [также] четырех видов, и [они] направляют тех или иных людей в зависимости от подготовленности.

3. Знание – то же, что и мышление, [и второе] не считается [буддистами] отдельным "ментальным органом", поскольку [глаголы] "познает" и "мыслит" употребляются как синонимы.

4. Для трех буддийских направлений нет [нужды] в обсуждении существования мышления [как реальности], два принимают [в таковом качестве и] внешние объекты, за пределами же [этого соглашения] все – предметы дискуссий.

5. Вайбхашик утверждает, что внешний объект устанавливается [непосредственным] восприятием, а саутрантик – что о существовании внешнего объекта можно заключить из тех форм, | которые принимает познающее его] мышление.

6. То, что существует лишь мышление, утверждает только йогачарин, и никто другой, тогда как мадхьямик настаивает на том, что нет и мышления.

……………

5. [Все] четыре школы буддистов едины в том, что касается изыскания относительно Атмана, но спорят друг с другом, по-разному [трактуя] опыт.

6–7. Буддисты опираются на деятельность сознания, которую мыслят двух видов – заключающуюся в знании и нс заключающуюся в знании. При этом заключающуюся в знании они определяют в качестве источника истинного знания. Другая, которая не способна дать истинное знание, есть источник незнания, обусловливается коренным неразличением [истины] и порождается дхармическими группами, опорами и элементами.

8. Все множество явлений есть некое тело, составляющее мир: здесь 5 групп и 12 опор [сознания].

9–10. Всеми буддистами признаются также 18 элементов сознания. Агрегат знания, установок, понятий, ощущений и тела обозначается термином "группы", который обозначает, в свою очередь, те или иные серии [дхармических потоков. При этом] серия знаний называется группой сознания [в собственном смысле].

11 – 12. Группой установок называется "обобщение" отпечатков предшествовавших действий. Мысль же, состоящая из удовольствия и страдания, а также зависимая от них, называется группой ощущений. Группа понятий – это деятельность именования. Группа же материи есть "обобщение" телесных форм.

13–15. Агрегаты материи, такие как колонны, кувшины и другое, состоят из атомов. Твердость, оформленность и подобное суть [свойства] земли, текучесть и подобное – воды, жар – элемента "огонь", холод – элемента "ветер". Из соединения этих четырех элементов – цвета, запаха, вкуса и жара – возникают земля и прочие сочетания атомов. Ухо, кожа, глаза, язык, нос – пять органов восприятия.

16. [Органы] речи, хождения, работы, испражнения и размножения следует знать как пятерку органов действия. Сознание, которое располагается в телесном агрегате, есть мышление, ум-манас же – инструмент.

17–19. Тело, составляющее мир.., составляет предмет познания в буддизме. Источник знания [здесь] мыслится двойственным: это восприятие, лишенное мысли и безошибочное, а также само мышление...

20. Четыре вида незнания устраняются через обращение к этим двум источникам знания, а с разрушением четырех видов незнания устраняется коренное незнание.

21. С устранением же коренного незнания устанавливается поток очищенного знания, ибо молчальник Будда объявил освобождение неотличным от чистой мысли.

V. Учение вайшешики

2. Буддисты и прочие (джайны и локаятики), отпадшие от пути Вед и почитаемые в другой философской системе, хотя и почитаемы, брахманами не являются.

4. Но Веды являются авторитетом как созданные Владыкой всего, и именно он... [должен быть признан тем], кто обеспечивает души плодами их действий.

18. Потому Веды весомее [всех] преданий настиков, вместе взятых. Вайшешики полагают, что освобождение является результатом исчерпывающего познания шести категорий.

19–23. В них же включаются Ишвара, души и весь этот мир. Субстанции, атрибуты, также движения, универсалии, партикулярии и присущность называются шестью категориями. Земля, вода, огонь, ветер, физическое пространство, страны света, время, Атман, ум-манас – таковы в этой системе девять субстанций... Атрибуты имеют "опору" в субстанциях – они не могут не быть связанными с ними или быть связанными с другими.

24–26. Атрибутов – 24, и они, в последовательности, суть: звук, осязаемость, вкус, цветоформа, запах, соединение, скорость, число, текучесть, инерция, размер, разъединение, усилие, удовольствие и страдание, желание, мысль, неприязнь, различность, предыдущее и последующее, дхарма и адхарма, а также тяжесть. Таковы 24 атрибута, а вот 5 движений.

27. Это растяжение, сжатие, движение вверх, ходьба, движение вниз. Универсалии мыслятся двух видов – высшая и прочие.

28–29. Высшая универсалия – это существование, другая, невысшая, мыслится как субстанциальность. То, благодаря чему происходит взаиморазличение субстанций, – партикулярии, которые следует знать как локализованные в субстанциях. Присущность– это контакт субстанций с атрибутами и прочее.

30. Таковыми следует знать эти шесть категорий, весь мир состоит из них, и познание их сходств и различий есть средство [достижения] освобождения.

33–35. Источник знания тройственный – восприятие, умозаключение и предание... Посредством этих трех источников знания познается Создатель мира... По его милости осуществляется освобождение, состоящее в прекращении действия.

VI. Учение ньяи

1. Здесь кратко излагается позиция найяика. Его дискурс спасает Веды, которые губят негодные нечестивцы.

2–5. Акшапада объявил, что освобождение душ наступает вследствие озарения [светом истинного] знания 16 [категорий]... [Это:] источники знания, предметы знания, изыскание, также сомнение, намерение, пример, доктрины, члены силлогизма, рефлексия, дискуссия, софистический спор, эристический спор, псевдоаргументы, ухищрения, псевдоответы и причина поражения в споре. Четыре источника знания – это [то, что] называется восприятием, умозаключением, сравнением и преданием...

24. Назначение колючей изгороди – защищать прорастающие семена, так и назначение "изгороди" дискурса – защищать истинный смысл Вед.

25. Содействуя достижению истинного знания, он осуществляется в трех видах диспута, которыми считаются дискуссия, софистический спор и спор эристический.

26. Дискуссия – это [диспут] между учителем и учеником, [мотивированный] желанием постижения истины. Здесь нет победы и поражения, они – в спорах софистическом и эристическом.

27. Четыре [основные] составляющие софистического, а также и эристического спора: пропонент, оппонент, вопрошатель и глава собрания.

28. Оппонент может победить пропонента, когда [тот] боится потерпеть поражение и не знает хорошего ответа [па возражение оппонента], – посредством словесных ухищрений или псевдоответов.

29. Тому, кто пользуется ухищрениями и псевдоответами, следует объявить поражение в споре; причина поражения в споре – причина полного прекращения диспута.

39–40. Однозначное поражение наступает вследствие полной неспособности дать ответ на возражение. Так, поражая врагов Веды средствами софистики и эристики, следует совершать только те действия, которые предписаны Ведой ради удовлетворения Ишвары, и, овладев йогой по его милости, желающий освобождения достигнет желаемого.

41. В освобождении же осуществляется вкушение вечного наслаждения без объекта восприятия.

VII. Учение нрабхакаров (миманса)

1. Теперь вкратце излагается доктрина гуру Прабхакары, который прославил пурвамимансу...

2. [Его] пять категорий – это субстанция, атрибуты, движение, универсалия и подчиненность. [Но] вместе с потенцией, сходством и числом [их] восемь.

3. Нет ни партикулярии, ни небытия за границами земной поверхности и прочего. Освобождение дает только действие, предписанное Ведой, и ничто другое.

4. Тот человек, который совершает действия по произволу или запрещенные Ведой, "закабаляется". [Веды же складываются] из высказываний четырех видов, [которые суть] предписания, истолкования, мантры и именования.

5–6. Главное в Ведах, которые пробуждают [осознание] дхармы и адхармы, – это предписания.

12. Не следует менять воззрений у тех, кто не имеют истинного знания и привязаны к [своим] действиям. Путь оставивших мир – иной, и он не годится для тех, кто опирается на действия.

13. Потому жертвоприношения и прочие предписанные действия должны выполняться, ибо в противном случае тех, кто предназначены для совершения [этих] действий, следовало бы считать нарушителями закона.

14. Имеющие прибежище в одном только действии... достигнут высшего блага...

IX. Учение санкхьи

1–3. ... Наука санкхьи разделяется на [санкхью] с Ишварой и без Ишвары. Капила создал санкхью без Ишвары, другую [создал] Патанджали. Капила учил, что освобождение достигается посредством знания, Патанджали – что посредством йоги. [Тем не менее] последователь йоги опирается на знание о началах мира, изложенное в учении Капилы.

5. Полное и окончательное прекращение страданий людей осуществляется через познание Пуруши, когда [его] отличают и от внешних [причин], и от проявленного, и от Непроявленного.

8. И все эти страдания через познание Атмана устраняются полностью и окончательно, освобождение же, зависимое от средств, преходяще и имеет градации.

9–10. Освобождение [подлинное] не [может быть] достигнуто без познания начал мира... Но только у того, кто знает 25 начал, начиная с проявленного и Непроявленного, будет ясное знание Атмана.

12–14. Эти 25 начал суть Пуруша, Пракрита, Великий, Эготизм, [танматры] звука, осязаемости, формы, вкуса, запаха, уши, кожа, глаза, язык, нос, [органы] речи, руки, ноги, органы испражнения и размножения, а также ум-манас, земля, вода, огонь, ветер и пространство. Способ миросозидания я [сейчас] разъясню: этот мир состоит из [названных] начал.

15–16. Все ведь есть следствие Пракрита, которая является вечной, единственной, бессознательной. Через воздействие трех гун Пракрита даже тот, кто [по природе] устранен от действий, становится как бы действующим... Пракрита – равновесие гун: саттвы, раджаса и тамаса.

17–19. Когда преобладает саттва, ощущаются радость, удовольствие, [наблюдаются] мир, скромность, легкость в членах тела, терпение, твердость, щедрость, сдержанность и прояснение знания... Когда преобладает раджас, [наблюдаются] алчность, скорбь, гнев и ссоры, самомнение, ложь, активность, лицемерие... Когда преобладает тамас – слабость, омрачение, сонливость, тяжесть в членах тела, вялость, отсутствие понимания, небрежность и прочее.

21–24. Из Пракрити [происходит] Великий, из него – Эготизм, а из того произошли пять топких элементов – танматры, а также то, что называют [органами] речи, руками, ногами, органами испражнения и размножения, и то, что называют звуком, осязаемым, формой, вкусом и запахом, которые суть пространство, ветер, огонь, вода и земля в тонком виде, и ничто иное.

31. В Пракрити весь мир пребывает в тонком состоянии и только проявляется: возникновение не-сущего [санкхьяиками] не допускается.

34–35. Обосновываем [мы] и существование многих Атманов, соотносимых с различными телами: если Атман один, то все должны умирать и рождаться одновременно, или когда один человек видит [что-то], все должны видеть [это] одновременно. Потому правильно [учение] о множественности Атмана, а [учение] о [его] "недвойственности" ошибочно.

36. Дхарма прекращения действий... ведет к освобождению, все остальные – к мирской активности.

38. Благодаря [следованию] дхарме люди поднимаются вверх [по лестнице перевоплощений, следование] адхарме ведет [их] к деградации, благодаря знанию [достигается] освобождение, вследствие же незнания человек "связывается".

X. Учение йоги

2. Преуспевает в йоге тот, кто знает 25 начал санкхьи и знает, что Пуруша выше Пракрита и что результат йог – гибель пороков [сознания].

24. Через овладение ступенями йоги устраняются пороки, а благодаря этому I обнаруживается] свет знания. Восемь же ступеней йоги суть воздержание, культивирование [пяти положительных навыков], контроль над положениями тела и дыханием, удаление [индрий от объектов], удерживание [ума в одной точке], созерцание и "слияние". Они [будут изложены] по отдельности.

25. Пять [видов] воздержания – это повреждение, правдивость, честность, целомудрие и нестяжательство... Культивирование – это чистота, удовлетворенность, аскеза, произнесение мантр, служение Божеству.

32–34. Совершенство же чувств ведет, в свою очередь, к появлению способности видеть вещи на любом расстоянии и прочих [способностей], а совершенство тела – к способности становиться предельно малым и прочим [способностям] у того, чье тело стало божественным. Произнесением мантр привлекаются божества, а служением Ишваре [достигается] способность к конечному "слиянию"... Контроль над положениями тела ведет к устойчивому удовольствию, от него же – устранение противоположностей.

35. Контроль над дыханием, состоящий в прекращениях вдоха и выдоха, бывает трех видов. Они должны осуществляться йогином и называются "очищение", "наполнение", "кувшин".

38. Удаление действующих индрий [от объектов] – это когда их "отворачивают" от объектов; его плод – овладение индриями.

39. Удерживание [ума в одной точке] – это "привязывание" сознания к одному локусу, и оно двух видов, поскольку [сами эти локусы бывают] внешними и внутренними. Внешнее [осуществляется] через [использование] идолов и прочих [объектов].

41. [Совершенное] созерцание – это окончательное привязывание мысли к чакре носа или другим локусам. "Слияние" же – это "фиксация" Атмана в этих [объектах], как если бы он был освобожден [от собственного содержания].

44. Три ступени, начиная с удерживания ума [в одной точке], являются но отношению к [первым] пяти, начиная с воздержаний, внутренними ступенями [йоги], тогда как "слияние без семян" – самая высшая ступень.

68. У достигшего совершенства в йоге появляются и восемь [сверхспособностей], ...а вследствие этого у него уже нет препятствий к освобождению...

XII. Учение веданты[2]

1–3. еперь будет кратко изложена доктрина веданты... Брахман... должен стать объектом познания для [тех] мудрых и добродетельных, которые, посвящая свои действия Брахману, становятся достойными получения знания о Брахмане... Соответствие же этому знанию определяется наличием таких качеств, как способность к различению вечного и невечного, безразличие к плодам и здешней жизни и будущей, спокойствие, сдержанность и стремление к освобождению.

14–17. В Упанишадах говорится, что знание дастся по милости учителя... Нов том, кто лишен милости учителя, Атман себя не раскрывает.

18. Когда же [в результате истинного познания] устраняется пустотность, коей являются тело и внешний мир, весь мир познается как иллюзорное превращение Брахмана.

32. Те, кто [действительно] знают Атмана, постигают его как не затрагиваемого деятельностью и прочим.

49. Атман не есть тело, поскольку никто еще не имеет восприятия...

66. ...[санкхьяики], утверждают множественность Атмана в соответствии [с множественностью] тел...

71. ... Но как одна луна, [отражаясь] во многих сосудах с водой, кажется множественной, так и одного Атмана следует мыслить отражающимся во множественных телах.

72–73. Лишенный тела, индрий, ума-манаса,интеллекта-буддхи, пран, эготизма-аханкары, один во всех телах, неизменный, ничем не затрагиваемый, вечный, бездействующий, самосветящийся (самоосвещающийся), вездесущий, лишенный "вкушения" Брахман – таков Атман, лишенный атрибутов, чистый, собственная сущность которого есть только познание.

77. Есть одна только Высшая душа, творящая сама собой три мира, а закабаление, освобождение и прочие различия [возможны для нее] лишь в виде сновидений.