Доходы: ОГЛАВЛЕНИЕ и классификация

Принципы формирования доходной базы государства в соответствии с идеями Μ. М. Сперанского состоят в следующем: налоги не должны исчерпывать источников внутреннего богатства; налоги должны распределяться уравнительно; они не должны затрагивать оборотные фонды производителей; налоги начисляются на чистый доход; они должны взиматься для правительства как можно дешевле; процедура сбора налогов не должна притеснять частный сектор.

Всякая деятельность, приносящая чистый ежегодный доход, может быть предметом налога, но не всегда он должен устанавливаться. Нельзя на всякий труд, регулярно приносящий растущую прибыль, регулярно повышать налоги. Увеличение доходов на постоянной основе в эффективной системе финансов может быть произведено за счет лучшего распределения налогов, улучшения состояния налоговых источников и их расширения.

Μ. М. Сперанский уделял большое внимание элементам налоговой системы. Он предлагал ликвидировать винные откупы[1], пересмотреть изменения подушной подати, отказаться от взимания трудоемких и низкоэффективных государственных доходов.

Государственные доходы по источникам, согласно Сперанскому, разделяются на три основных вида: подати и налоги; доходы с казенных капиталов; доходы с казенной собственности. Кроме того, возможна классификация доходов "по пространству их употребления". В этом отношении они разделяются на общие и частные, обыкновенные и чрезвычайные.

Общими доходами называются те, которые устанавливаются для общих государственных расходов, например подушная подать.

Частные доходы – те, которым присвоены особенные виды расходов. Так, на ОГЛАВЛЕНИЕ каналов учреждается сбор с судоходства. Возможно существование специфических видов расходов, свойственных какой-то губернии, уезду или волости, что обусловливает назначение частного вида дохода для данной территории.

Обыкновенными доходами называются те, действие которых не может прерываться какими-либо случайными происшествиями и их использование относится к постоянным государственным нуждам. Такова суть большинства ныне существующих доходов.

Чрезвычайные доходы – те, которые устанавливаются на некоторое время и на случай нужды. К этому виду доходов Μ. М. Сперанский относил, в частности, выпуск необеспеченных бумажных денег (ассигнаций), полагая его чрезвычайным налогом.

Согласно современным представлениям, данная классификация есть группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, основанная на действующих законодательных актах, определяющих источники формирования доходов этих бюджетов. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные их виды по источникам и способам получения.

Позднее С. Ю. Витте оценил предложения по классификации расходов и доходов бюджета, изложенные Μ. М. Сперанским, следующим образом: "Подробные правила по составлению государственных росписей были установлены в наказе министру финансов 1811 года, в основу которого лег финансовый план Сперанского. Однако составлявшиеся по этому наказу сметы страдали многими недостатками, и прежде всего бюджеты далеко не отличались необходимой полнотой, так как многие капиталы и целые отрасли государственных доходов сосредотачивались в руках отдельных ведомств и вовсе не вносились в общую государственную роспись. Можно сказать, что тогдашние сметы представляли собой механическое соединение смет отдельных ведомств, и то неполное, так что судить по ним об общем ходе государственного хозяйства было совершенно невозможно"[2]. Вместе с тем отметим, что методика составления классификатора, предложенная Μ. М. Сперанским, нашла свое применение в бюджетном устройстве России и регулярно совершенствовалась[3].