Договор розничной купли-продажи

Договором розничной купли-продажи признается договор, по которому продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Особенности розничной купли-продажи проявляются в сторонах договора, его оформлении, предмете, других существенных условиях, содержании и защите прав покупателей. Поскольку договор розничной купли- продажи является публичным (ст. 426 ГК), одна из его сторон (продавец) всегда выступает в качестве коммерческой организации, обязанной заключить данный договор с каждым, кто к ней обратится. Продавец не вправе оказывать предпочтение отдельным категориям покупателей, устанавливать для них дифференцированные цены, необоснованно уклоняться от заключения договора. К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя – гражданина применяется Закон о защите прав потребителей, а также иные принятые в соответствии с ним правовые акты, в частности Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.

В соответствии с указанными правовыми актами под покупателем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Важное значение для защиты прав граждан-покупателей имеет постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей". В п. 43 Пленум разъясняет, что исходя из п. 5 ст. 18 Закона о защите прав потребителей и ст. 493 ГК отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером). В подтверждение факта заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания. При дистанционных способах продажи товаров, когда используются средства удаленной связи (в частности, такие как почта, Интернет, телефон), а оплата товара осуществляется потребителем посредством электронных или безналичных расчетов, в том числе с использованием банковских карт и (или) иных установленных законом средств платежа, включая электронные средства платежа, факт покупки может быть подтвержден выпиской с банковского счета об авторизации и о совершении транзакции с указанием получателя платежа, итогов дебетовых и кредитовых операций и т.п., а также иными документами, подтверждающими перевод денежных средств (например, подтверждением об исполнении распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств, выдаваемых клиенту оператором электронных денежных средств).

Важно и другое: в силу п. 45 постановления при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Кроме того, размер компенсации морального вреда, во-первых, определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, и, во-вторых, размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара или суммы подлежащей взысканию неустойки.

Договор розничной купли-продажи обычно является также договором присоединения (ст. 428 ГК), поэтому он нередко заключается путем присоединения покупателя к условиям формуляров или иных стандартных форм. Договор считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара.

Заключению договора купли-продажи предшествует публичная оферта товара, т.е. предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц и содержащее все существенные условия договора. Публичной офертой признается также выставление товаров в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.), демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описания, каталоги, фотоснимки и т.п.) в месте их продажи – даже если при этом не указаны цена и другие существенные условия договора.

Важное значение имеет предоставление покупателю необходимой и достоверной информации о товаре, права осмотра товара, проверки его свойств и проведения в его присутствии демонстрации использования товара. Несоблюдение продавцом этих прав покупателя может повлечь для него неблагоприятные последствия (возврат полученной суммы, возмещение убытков). На информирование покупателя-потребителя обращается особое внимание в ст. 10 Закона о защите прав потребителей.

Определенные особенности имеет заключение договора розничной купли-продажи по образцам с использованием автоматов и с условием доставки товара покупателю. Договор может быть заключен на основании ознакомления покупателя с образцом товара (его описанием, каталогом товаров и т.п.), предложенным продавцом (ст. 497 ГК). Правила о продаже товара по образцам и дистанционный способ продажи товара в общей форме регламентирован ст. 497 ГК. Ранее на основе Закона о защите нрав потребителей Правительство РФ своим постановлением от 27.09.2007 №612 утвердило Правила продажи товаров дистанционным способом.

Согласно ст. 503 ГК покупатель при продаже ему товара ненадлежащего качества вправе "по своему выбору потребовать: замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества; соразмерного уменьшения покупной цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара; возмещения расходов на устранение недостатков товара".

При продаже товаров с использованием автомата (проездных билетов, конвертов, сигарет и т.п.) владелец последнего обязан проинформировать покупателей о продавце товаров путем помещения на автомате сведений о наименовании продавца, месте его нахождения и режиме работы, а также о действиях, которые должен произвести покупатель для получения товара. Договор считается заключенным с момента совершения покупателем этих действий.

Договор розничной купли-продажи с условием о доставке товара покупателю оформляется в соответствии со ст. 499 ГК. Продажу производят как специализированные организации, так и предприятия торговли общего профиля через отделы заказов. Заказы можно делать непосредственно на предприятии торговли, но телефону или но месту работы граждан. Продажа товаров на дому у покупателя оформляется выдачей последнему товарного чека.

Предметом договора розничной купли-продажи является товар, предназначенный для личного потребления покупателя. Закон уточняет, что это домашнее, семейное и т.п. использование не должно быть связано с предпринимательской деятельностью. Личное целевое назначение предмета договора обусловливает особенности других его условий, в том числе о цене и порядке оплаты товара.

Товар оплачивается покупателем по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора. Договор может предусматривать предварительную оплату товара, а также оплату товара в кредит, в рассрочку (п. 2, 3 ст. 500 ГК). При этом не подлежат применению санкции, предусматриваемые ст. 395 ГК для покупателя, не исполнившего в срок обязанности по оплате приобретенного товара: в случае покупки гражданином товара в кредит, в том числе с рассрочкой платежа, на просроченную сумму проценты не начисляются.

Одним из важных прав покупателя является его право на обмен купленного в розницу товара. Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара обменять его на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене перерасчет с продавцом. При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар и получить уплаченную за него цену. В соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар лишь некоторые непродовольственные товары надлежащего качества, например предметы личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, товары бытовой химии, чулочно-носочные, трикотажные бельевые изделия, а также мебель бытовая, автомобили, технически сложные товары бытового назначения (фото- и киноаппаратура, телефонные аппараты и т.п.).

В случае продажи товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, покупатель по своему выбору вправе потребовать замены этого товара доброкачественным товаром, соразмерного уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение. При существенном нарушении требований к качеству технически сложного или дорогостоящего товара (например, автомобиля) покупатель вправе требовать сто замены. Требуя устранения недостатков или замены такого товара, покупатель одновременно вправе потребовать предоставления ему на период замены или ремонта аналогичного товара надлежащего качества. Это правило не касается товаров, упомянутых в утвержденном постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 Перечне товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара (автомобилей, мотоциклов, мебели, электронных приборов и др.).

В развитии правового регулирования розничной купли-продажи наблюдается ряд позитивных тенденций. Первая из них проявляется в консолидации разрозненных правовых актов, регулирующих куплю-продажу отдельных видов товаров. Эта тенденция отражает процессы создания все большего числа универсальных торговых предприятий типа супермаркетов, где можно приобрести практически все. Этим отчасти объясняется утверждение постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 Правил продажи отдельных видов товаров, в том числе продовольственных, текстильных, трикотажных, швейных, меховых товаров и обуви, технически сложных товаров бытового назначения, легковых автомобилей, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также признание утратившими силу целого ряда ранее принятых постановлений Правительства РФ 1993–1996 гг., которыми были утверждены отдельные Правила продажи названных товаров.

Другая тенденция выражается в повышении уровня обслуживания и защиты прав потребителей. Правила продажи отдельных видов товаров уделяют большое внимание информированию покупателей (причем на русском языке) о продавце, товарах и их изготовителях. В разд. "Общие положения" сформулированы общие требования (сертификационные, санитарные, ветеринарные и др.) к продаже самых разных товаров. В других разделах установлены специфические правила продажи отдельных видов товаров – например, на некоторых видах продовольственных товаров должны указываться даже конкретные противопоказания для употребления в пищу.

Весьма актуальной является также новая редакция разд. XII Правил, касающаяся особенностей продажи экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для ЭВМ и баз данных, введенная постановлением Правительства РФ от 27.03.2007 № 185 и, в частности, не допускающая продажу указанных товаров с использованием лотков и палаток.

Следует также отметить важные изменения, внесенные в целый ряд нормативных правовых актов постановлением Правительства РФ от 04.11.2012 № 1007, которые касаются, в частности, продажи товаров дистанционным способом и комиссионной торговли непродовольственными товарами.