Договор фрахтования

Перевозка груза может осуществляться также на основе договора фрахтования. В соответствии с ГК РФ по договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Сторонами договора фрахтования являются фрахтовщик (лицо, которому на том или ином правовом основании принадлежит транспортное средство) и фрахтователь — лицо, заинтересованное в перевозке. Фрахтователь может быть отправителем либо получателем груза, но может им и не быть.

Различия между договором перевозки и договором фрахтования заключаются в следующем:

— если по договору перевозки перевозчик обязуется доставить груз в пункт назначения, не обусловливая эту обязанность предоставлением определенного транспортного средства, то суть договора фрахтования заключается, прежде всего, именно в предоставлении всей или части вместимости транспортного средства;

— заключение договора перевозки обычно происходит в тот момент, когда отправитель получает соответствующий экземпляр накладной или коносамента. Обычно это происходит при передаче груза перевозчику. Договор фрахтования, как правило, заключается задолго до начала перевозки.

Договор фрахтования и договор перевозки могут в определенных случаях применяться к одной и той же перевозке одновременно. Примером является ситуация, когда продавец фрахтует судно для поставки покупателю крупной партии товара. В этом случае взаимоотношения фрахтователя (продавца) и владельца судна (перевозчика) определяются договором фрахтования (рейсовый чартер), а передача груза перевозчику удостоверяется транспортным документом (например, коносаментом), который передается отправителю.

Нормы, касающиеся фрахтования при перевозке грузов, содержатся в КТМ РФ, ВК РФ и УАТ РФ.

Порядок заключения договора фрахтования, а также форма указанного договора устанавливаются транспортными уставами и кодексами, причем трактовка этой формы договора на разных видах транспорта несколько различна.

КТМ РФ предусмотрено, что договор морской перевозки груза может быть заключен с условием предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений (чартер), или без такого условия.

В практике морских перевозок чартерная форма договора перевозки характерна для трамповых перевозок, выполняемых по принципу "один груз — одно судно". Процесс согласования условий подобного чартера достаточно сложен и трудоемок. Для того чтобы упростить его, широко применяются стандартные формы (так называемые проформы) чартеров, одобренные компетентными международными морскими организациями и ориентированные на определенные виды грузов.

Наряду с чартерной формой договора перевозки, КТМ РФ предусматривает также договор фрахтования судна на время (тайм-чартер) и договор фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). Эти разновидности договора фрахтования уже нельзя рассматривать в качестве разновидности договора перевозки. По своей сущности они ближе к аренде транспортного средства, поскольку фрахтователь в данном случае выступает в качестве оператора судна и может использовать его по своему усмотрению для любых целей торгового мореплавания (в том числе для передачи в тайм-чартер или бербоут-чартер третьему лицу).

В К РФ предусматривает заключение договора фрахтования воздушного судна (воздушный чартер), в соответствии с которым фрахтовщик обязуется предоставить фрахтователю за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты. Чаще всего в практике воздушных перевозок регулярные рейсы (в соответствии с установленным расписанием) выполняются на основе договора воздушной перевозки, а заказные (чартерные) — на основе договора фрахтования.

В УАТ РФ договор фрахтования рассматривается как разновидность договора перевозки, который заключается в том случае, если перевозка груза осуществляется с сопровождением представителя грузовладельца, или же перевозится груз, в отношении которого не ведется учет товарно-материальных ценностей, например вынутый из строительного котлована грунт, вывозимый в отвал.

УЖГ РФ фрахтования транспортных средств не предусматривает.