Вторая империя

Период авторитарной монархии.

7 ноября 1852 г. сенат по прямому требованию Президента издал сенатус-консульт, восстанавливавший империю и провозглашавший Луи Наполеона императором французов. 21 ноября это было скреплено плебисцитом, а 2 декабря подтверждено императорским декретом.

Луи Бонапарт пробился к власти как представитель самого многочисленного класса французского общества, именно - мелких крестьянских собственников, консервативных, изолированных на своих клочках земли - "парцеллах", желающих укрепления этой именно социальной обстановки, слепо держащихся за нее и замыкающихся в ней. Бонапарт и явился представителем и защитником предрассудков мелкособственнических крестьян, ждущих спасения для себя и для своей парцеллы в империи1. Империю же Бонапарт понимал прежде всего как сильное и неограниченное правительство. Поэтому он укрепил и возвысил бюрократию, искал и находил во всем поддержку у духовенства, за что расплачивался с рыцарской щедростью за счет народа, возвел, наконец, на небывалую высоту армию. Ленин писал, что "...основной исторический признак бонапартизма: лавирование опирающейся на военщину (на худшие элементы войска) государственной власти между двумя враждебными классами и силами, более или менее уравновешивающими друг друга"2. С установлением бонапартизма финансовая и промышленная буржуазия стала хозяином страны: развитие ростовщического и денежного капитала приняло невиданные размеры, в течение 15 лет почти в три раза увеличилось промышленное производство и внешнеторговый оборот. Вместе с этим шел процесс дальнейшего обнищания трудящихся масс как в городе, так и в деревне.

Став императором под именем Наполеона III, этот проходимец и выскочка повел себя не хуже, чем всякий другой император. Он усердно заботился о том, чтобы закрепить престол за своими наследниками, для чего упомянутый сенатус-консульт устанавливал порядок замещения трона. Он установил себе самому ежегодное жалование в 25 миллионов франков, для чего 12 декабря 1852 г. был издан сенатус-консульт о цивильном листе и дотациях короне, с подробным расписанием всего, что составляло недвижимое и движимое имущество короны (дворцы, замки, дома, имения, фабрики, драгоценности, предметы искусства).

На этом дело не остановилось.

Сенатус-консульт от 25 декабря 1852 г. истолковывал и изменял Конституцию 1852 г. в сторону установления почти неограниченной императорской власти. Императору предоставлялось право председательствования, когда он это найдет нужным, в сенате и в Государственном совете, право издания декретов, право распоряжения государственными кредитами с последующего утверждения Законодательного собрания. Бюджет государственных расходов, с подразделениями по главам и статьям, представлялся на обсуждение Законодательному собранию и подвергался голосовании) по министерствам. Распределение по разделам кредитов, назначенных каждому министерству, производилось императорским декретом, издаваемым Государственным советом. Перемещения расходов из одного раздела в другой производилось также лишь императорскими декретами.

Так создавались основы того режима второй империи, который получил название авторитарной монархии.

Период авторитарной монархии Наполеона III совпадает с усилением общеевропейской реакции после революции 1848 г. Внутренняя политика авторитарной монархии имела целью охрану "собственности, порядка, религии" и подавление всех проявлений оппозиции против абсолютизма императорской власти.

Несмотря на существование законодательной палаты, избираемой всеобщим якобы голосованием, законодательство, как и остальные отрасли власти, полностью было сосредоточено в руках императора.

Была установлена цензура, чрезвычайно стеснявшая печать. Издатели газет обязаны были вносить залог в сумме 160 тысяч франков. В случае нарушений правил о печати залог подвергался конфискации, а газета прекращала свое существование.

Особенно усилилась реакция в 1858 г. после покушения на императора, совершенного графом Орсини. Хотя покушавшийся был итальянец и не имел никаких связей во французском обществе, покушение было использовано как предлог для усиления борьбы против оппозиции. Сенатус-консульт 17 февраля 1858 г. предписывал кандидатам в депутаты лично являться в префектуру департамента, где предстояла баллотировка, и давать подписку в повиновении Конституции и верности императору.

Был издан закон об общественной безопасности, дававший правительству право арестовывать и ссылать без суда тех, кто уже ранее привлекался к ответственности по политическим делам.

Министерство внутренних дел было объединено с военным, и во главе объединенного министерства был поставлен генерал Эспинас - непосредственный участник переворота 2 декабря. Эспинас начал свою министерскую деятельность с того, что разослал комиссарам полиции в департаментах распоряжения об арестах лиц, вызывающих политическое подозрение, причем было указано, сколько именно человек желательно арестовать в каждом департаменте. Всякие превышения этих примерных цифр встречались в Париже благосклонно.

Период либеральной монархии.

Это была, однако, кульминационная точка реакции, после которой наблюдается ее постепенный спад. Буржуазия второй империи настоятельно нуждалась в либеральных реформах, в ослаблении правительственной опеки и чиновничьего зажима. Во внешней политике Наполеон III терпел крупные неудачи: он не сумел, подобно Наполеону I, увить лаврами цепи, наложенные им на общество, и вынужден был идти на уступки. Несколькими последовательными сенатус-консультами создавался как бы новый режим, режим "либеральной монархии". Императорским декретом от 24 ноября 1860 г. сенату и Законодательному корпусу было предоставлено право ежегодно при открытии сессий вотировать адрес и ответ на тронную речь. Этим же декретом были учреждены должности министров без портфелей, входивших в состав Совета министров и обязанных защищать правительственные законопроекты перед палатами.

Сенатус-консультом от 2 февраля 1861 г. было разрешено печатать в газетах отчеты о дебатах в сенате и Законодательном корпусе. Сенатус-консульт от 31 декабря 1861 г. расширил финансовые права Законодательного корпуса, предоставив право вотировать бюджет государственных расходов каждого ведомства по разделам. Дополнительные и экстраординарные кредиты могли ассигновываться лишь в силу закона.

В Законодательном корпусе после выборов 1863 г. впервые появляется оппозиция правительству, представленная пятью депутатами (Оливье, Жюль Фавр, Эрнест Пикар, Генон и Даримон). В 1864 г. был отменен закон Ле-Шапелье, запрещавший образование рабочих союзов и коалиций лиц одной профессии, изданный еще в 1791 г.

Рост рабочего движения и усиления буржуазной оппозиции в последние годы второй империи заставили правительство Наполеона III пойти на новые уступки общественному мнению. Сенатус-консульт 1869 г. устанавливал, что законодательной инициативой обладает наряду с императором и Законодательный корпус. Министры образовывали совет под председательством императора. Они могли быть членами сената или Законодательного корпуса, могли, во всяком случае, присутствовать в заседаниях и должны были выслушиваться всякий раз, когда они этого потребуют.

Расширялось участие сената в законодательстве: раньше он мог отвергать законы лишь в случаях их противоречия Конституции; теперь он получил право суспенсивного вето по отношению ко всяким актам Законодательного корпуса.

Члены сената и Законодательного корпуса получали право запросов правительству.

Конституция 1870 г. и конец империи. В 1870 г. Луи Наполеон счел, наконец, необходимым даровать Франции новую и притом "либеральную" Конституцию. Сенатус-консульт 21 мая объявлял, что эта "конституция признает, утверждает и обеспечивает великие начала, провозглашенные в 1789 г.", но в дальнейшем тексте ее трудно было открыть что-либо похожее на эти начала. Законодательная власть вручалась совместно императору, сенату и Законодательному корпусу (предложения назвать этот последний "палатой депутатов" были предусмотрительно отвергнуты). Сенат составлялся из членов по должности и по назначению императора. Законодательный корпус избирался "всеобщим голосованием". Министры оставались ответственными только перед императором.

Император признавался ответственным перед народом, "к которому он всегда вправе обратиться". Это означало, что узаконивалась и на будущее время практика плебисцитарных пародий.

Все это не могло предотвратить надвигающийся крах империи. Достаточно было нескольких крупных поражений в войне 1870-1871 гг., чтобы обнаружилась несостоятельность режима и его внутреннее разложение, совершавшееся много лет.

Вторая империя не выдержала военной катастрофы и рухнула.