Лекция 12. Договоры, содействующие торговле

В предпринимательской практике одной из важнейших составляющих является транспорт. Транспорт не может существовать и развиваться в отрыве от деятельности хозяйствующих субъектов, пользующихся его услугами. А это значит, что надлежащая организация транспортного процесса невозможна без согласованных действий всех его участников.

Транспортное обязательство — это гражданско-правовое обязательство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, другие обязательства по оказанию транспортных услуг, которые непосредственно связаны с перевозкой (организационные, экспедиционные, арендные и др.). Сюда же относятся обязательства, направленные на перемещение грузов иным способом (буксировка). Данное обязательство представляет собой правоотношение, в котором перевозчик обязуется доставить груз или пассажира в согласованный пункт назначения, а отправитель груза (багажа), пассажир обязуются уплатить вознаграждение за оказанные транспортные услуги (провозную плату).

Выделяют следующие виды транспорта — железнодорожный, автомобильный, воздушный, морской, речной (внутренний водный).

Перевозки также различаются по видам. По территориальному признак}' их разделяют на: внутригосударственные и международные. Перевозки, осуществляемые в местном, прямом и прямом смешанном сообщении.

Местными называются перевозки в пределах одного транспортного предприятия (железной дороги, пароходства и т.д.). Прямыми признаются перевозки, в выполнении которых но одному документу участвуют несколько предприятий одного вида транспорта. Так, прямой будет перевозка железной дороги по одному документу (железнодорожной накладной) из Москвы в Новосибирск, поскольку груз в этом случае перевозится несколькими предприятиями железнодорожного транспорта.

Прямой смешанной перевозкой считается перевозка, при которой на основе одного документа груз перевозится различными предприятиями нескольких видов транспорта. Примером такой перевозки может служить доставка груза от Москвы до Астрахани по железной дороге до Казани, а затем речным транспортом по Волге до Астрахани.

На морском транспорте различают перевозки в малом каботаже, в большом каботаже и в заграничном сообщении. Под малым каботажем понимают перевозку грузов между российскими портами одного и того же моря. К большому каботажу относятся перевозки груза, осуществляемые между российскими портами разных морей, даже если судно при этом проходит через иностранные воды. Перевозка из российских портов в иностранные порты или обратно признается перевозкой в заграничном сообщении.

На автомобильном транспорте перевозки подразделяются на городские, пригородные, междугородные и международные. К городским относятся перевозки в пределах черты города (другого населенного пункта); к пригородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 км включительно; к .междугородным — перевозки за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км и к международным — перевозки за пределы или из-за пределов Российской Федерации, с пересечением государственной границы Российской Федерации.

Воздушный кодекс не подразделяет перевозки на отдельные виды, однако содержит некоторые особые правила для международных перевозок.

Обязательство по перевозке грузов как разновидность транспортного обязательства имеет организационные предпосылки заключения договора, которые имеют различную форму. Прежде всего — это заявка (заказ). Здесь грузоотправитель представляет перевозчику сведения о своих потребностях в осуществлении перевозок. Например, на железнодорожном, речном транспорте практикуются декадные заявки. При систематических перевозках на долгосрочной основе заключаются договоры об организации перевозок (годовые, навигационные и др.).

Статья 798 ГК предусматривает, что перевозчики и грузовладельцы при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В этих договорах может быть установлена и ответственность за нарушение предусмотренных в них обязательств.

Различают общие и специальные условия, которые должен соблюдать грузоотправитель. Первые касаются количества и наименования груза, определения его веса, тары (упаковки), маркировки и объявления ценности. Вторые устанавливаются лишь для определенных грузов, которые перевозятся с соблюдением особых мер, например, перевозка смерзающихся грузов.

Основные положения об этих источниках содержатся в ст. 784 ГК. Значение ГК заключается в том, что в нем установлены общие принципы транспортных обязательств. Устанавливается, что основанием перевозок является договор перевозки. Закрепляется принцип единства в подходе к различным отношениям перевозки: и грузов, и багажа, и пассажиров. Равенство любых участников отношений по перевозке проявляется в отсутствии преимуществ, изъятий, особых привилегий для кого-либо из них.

Транспортные уставы и кодексы, законы и издаваемые на их основе правила содержат общие условия перевозок. В отличие от ранее действовавшего законодательства транспортные кодексы утверждаются не соответствующими ведомствами, а высшим законодательным государственным органом в форме законов. Однако в случае расхождения норм, содержащихся в этих актах, с нормами ГК последние имеют абсолютный приоритет, что прямо предусмотрено в п. 2 ст. 3 ГК.

В данной сфере действуют Воздушный кодекс; КТМ; Федеральные законы от 10.01.2003 № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", от 10.01.2003 № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", регулирующие вопросы управления и деятельности железнодорожного транспорта; от 30.06.2003 № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", который определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов и других документов, необходимых для осуществления перевозок; КВВТ от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".

К числу источников транспортного права относятся указы Президента РФ, регулирующие наиболее важные и конкретные сферы транспортных отношений; постановления и распоряжения Правительства РФ и инструкции, постановления и правила, исходящие от министерств и федеральных служб.

Международные транспортные договоры и конвенции имеют значение для осуществления международных перевозок и унификации внутреннего транспортного права. Прежде всего, это Женевская конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 г., Правила толкования международных торговых терминов Ипко-термс-2010.

Среди различных видов транспортных обязательств обязательство по перевозке грузов имеет наибольшее значение для коммерческого оборота. Неслучайно в гл. 40 ГК договор перевозки грузов стоит на первом месте. По договору перевозки грузов перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (ст. 785 ГК).

Предмет договора состоит в доставке вверенного перевозчику груза в пункт назначения и выдаче его управомоченному на получение груза лицу.

К существенным условиям договора перевозки груза относятся, прежде всего, сведения о перевозчике, грузоотправителе и грузополучателе, о грузе, пунктах назначения и отправления, сроках и скорости доставки, провозной плате. К ним относятся и иные условия, которые отнесены к существенным по транспортным уставам, правилам, другим правовым актам, либо по которым необходимо достичь соглашения по требованию хотя бы одной из сторон.

Основное отличие перевозки от других договоров заключается в том, что договор перевозки направлен на выполнение работы по пространственному перемещению груза при помощи транспортного средства. Кроме этого, от других гражданско-правовых договоров его отличает наличие третьего лица (получателя груза). Он не участвует в заключении договора, однако наделяется определенными правами и обязанностями. Прежде всего, это право требования от перевозчика выдачи груза, обязанность принять груз и доплатить провозную плату. Грузополучателем может быть и сам грузоотправитель или его экспедитор.

Договор характеризуется как реальный (за исключением чартера). Это значит, что он считается заключенным с момента передачи груза перевозчику. Обязанности же по предоставлению транспорта (у перевозчика) и по передаче груза (у грузоотправителя), как правило, возникают из договора об организации работ по обеспечению перевозок грузов. В перевозочных отношениях могут содержаться элементы других обязательств (хранения, подряда, поручения и т.д.). Однако договор перевозки будет договором перевозки независимо от присутствия в нем элементов других обязательств.

Заключается договор перевозки груза не как обычно путем подписания единого документа, а путем составления квитанций, накладных, коносаментов, иных документов, предусмотренных транспортным законодательством. Особенности провозной платы состоят в том, что она часто регулируется тарифами, устанавливаемыми нормативными правовыми актами.

Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором (п. 2 ст. 789 ГК). В связи с этим к нему применяются унифицированные нормы о публичных договорах, содержащиеся в ст. 426 ГК, а также специальные правила ст. 789 ГК, конкретизирующие отдельные общие положения о публичном договоре с учетом специфики перевозки.

К сторонам в договоре перевозки грузов относятся перевозчик, грузоотправитель, грузополучатель. Грузоотправителем может выступать без ограничений любой субъект-гражданского права. В равной степени это относится к грузополучателю. Отличительной чертой, характеризующей перевозчика, является то, что он является предпринимателем (индивидуальный или коллективный — коммерческая организация), наделенным правом осуществлять грузовые перевозки по закону или на основании лицензии. Если перевозка осуществляется одним перевозчиком, который заключил договор, то субъектом договора будет он один. В прямой перевозке на стороне перевозчика возникает множественность лиц, каждое из которых независимо от заключивших договор. Они отвечают за доставку и сохранность груза на своем участке перевозки. Перевозчик же, который заключил договор, выступает представителем всех остальных перевозчиков, участвующих в исполнении договора. Согласие на их участие дает грузоотправитель, подписывая накладную, в которой указываются маршрут и пункты перевалки груза. Если грузоотправитель и грузополучатель не являются одним и тем же лицом и последний не участвует в заключении данного договора, то предполагается, что грузополучатель выступает как особый субъект обязательства — третье лицо в пользу которого заключен договор. По данному вопросу существуют и другие позиции. Его рассматривают как третью сторону договора, как лицо, выступающее на стороне отправителя, как третье лицо — получателя исполнения.

Транспортные организации, являющиеся перевозчиками транспортом общего пользования, строят отношения с клиентами на публичной основе. Он делает публичную оферту любому юридическому и физическому лицу. Перевозчик обязан заключить договор перевозки с любым обратившимся к ним юридическим лицом или гражданином. Грузоотправитель, предъявив груз к перевозке и уплатив провозную плату, совершает акцепт. Сроки предоставления транспортных средств под погрузку груза устанавливаются принятой от грузоотправителя заявкой или договором об организации перевозок. Здесь же в зависимости от характера груза и его количества определяется тип автомобиля, маршрут, размер оплаты. Заключенным же договор считается с момента получения перевозчиком груза от грузовладельца.

Порядок заключения отдельных видов договоров перевозки груза и их ОГЛАВЛЕНИЕ регулируется также транспортными уставами и кодексами. Например, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта устанавливает, что в договоре об организации перевозок указываются маршруты и схемы грузопотоков. Порядок заключения договоров между транспортными организациями установлен в гл. 5 Устава железнодорожного транспорта РФ, а также в Федеральном законе "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" иных правовых актах.

Заключение договора подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим уставом или транспортным кодексом). Данный документ применяется для оформления отношений по перевозке груза на железнодорожном, автомобильном, воздушном и речном транспорте. На морском и речном транспорте применяется коносамент. Значение транспортной документации состоит в том, что она является доказательством заключения договора, дает право распоряжаться грузом. Причем морской коносамент является товарораспорядительной бумагой. Формы и бланки транспортных документов, как правило, утверждаются соответствующим транспортным министерством или федеральной службой.

Обязанность подать для перевозки транспортные средства возникает у перевозчика на основании принятой им заявки (заказа), договора об организации перевозок (ст. 791 ГК). Срок подачи транспортного средства согласовывается в специально принятой письменной заявке, прилагаемой к договору, либо в тексте договора об организации перевозок. Перевозчик обязан предоставить исправные транспортные средства в состоянии, которое пригодно для перевозки соответствующего груза. Исправность транспортного средства определяется в соответствии с действующими на соответствующем виде транспорта правилами. Пригодность транспортного средства предполагает возможность перевозки того груза, о котором договорились стороны. В противном случае отправитель вправе отказаться от поданных транспортных средств. Отказ может быть заявлен в устной форме, что не означает отказа от перевозки.

Транспортное законодательство устанавливает, что пригодность транспортных средств (вагонов, контейнеров) для перевозки данного груза в коммерческом отношении определяется грузоотправителем единолично, либо грузоотправителем и перевозчиком, либо самим перевозчиком. Грузоотправитель должен отказаться от погрузки груза в транспортное средство, непригодное для перевозки данного груза, которое в таком случае считается не подданным.

Грузоотправитель должен предоставить груз в упаковке и таре, обеспечивающих их полную сохранность при перевозке. Заменить ранее согласованный груз на иной отправитель вправе, если это не потребует изменения условий перевозки. Кто из сторон грузит груз, определяется условиями договора. Обычно обязанности по погрузке и выгрузке распределяются между участниками в зависимости от места выгрузки. В местах общего доступа погрузку и выгрузку осуществляет перевозчик. В иных местах (склады, причалы и др.) погрузка и выгрузка выполняется соответственно отправителем и получателем за их счет. Перевозчик может принять эти обязанности на себя по особому соглашению с клиентом. Вспомогательные материалы или специальные приспособления, необходимые для погрузки, должны предоставляться отправителем. Правила перевозок грузов или договор могут устанавливать иной порядок. Отдельные помещения и емкости, предоставляемые для перевозки, должны быть опломбированы. Перевозчик не отвечает за сохранность груза, если сохранность вызвана действиями самого отправителя.

Сроки доставки груза регулируются правилами, содержащимися в ст. 792 ГК. Эти сроки определяются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок. Он определяется сторонами, исходя из состояния транспортного средства, дорожного сообщения, времени года, климатических особенностей, расстояния, характера груза и др.

Обязанность перевозчика — доставить груз в сохранности в определенное место в установленный срок. За сохранность груза перевозчик отвечает с момента принятия его к перевозке до выдачи получателю. Если груз перевозится в прямом, смешанном сообщении перевозчик также обязан передать груз другому перевозчику. Порядок передачи определяется договорами между транспортными организациями. Отправитель имеет право заменить получателя, указанного в накладной. Однако он не вправе менять пункт назначения, это допускается лишь с согласия перевозчика.

Основной обязанностью отправителя является внесение провозной платы (ст. 790 ГК). Она устанавливается соглашением сторон. Для транспорта общего пользования размер платы устанавливается органами власти. Провозная плата вносится отправителем в момент заключения договора. Перевозчик имеет право удерживать груз в целях обеспечения причитающихся ему провозной платы и других платежей.

В соответствии со ст. 35 Устава железнодорожного транспорта РФ в случае уклонения грузополучателя от внесения платы за перевозку груза железная дорога вправе удерживать груз с уведомлением в письменной форме об этом грузополучателя, который обязан в течение четырех суток после получения такого уведомления распорядиться грузом. Если в течение указанного срока грузополучатель не примет соответствующие меры по внесению платы за перевозку грузов и иных платежей и не распорядится грузом, железная дорога имеет право самостоятельно реализовать удерживаемые продовольственные и скоропортящиеся грузы. В отношении реализации иных грузов применяется порядок, предусмотренный гражданским законодательством. При этом закон предусматривает определенные исключения. Не могут быть реализованы грузы, изъятые из оборота или ограниченные в обороте в соответствии с федеральными законами, а также грузы, в отношении которых таможенное оформление не завершено; специальные и воинские грузы, предназначенные для удовлетворения государственных и оборонных нужд.

Обязанность получателя принять прибывший в его адрес груз и вывести его в установленные сроки, даже если груз не был им заказан. В таком случае груз принимается на ответственное хранение. Отправитель обязан распорядиться грузом. В случае просрочки принятия груза получателем перевозчик вправе требовать оплаты хранения груза за просроченный период. С него снимается ответственность за порчу груза, вызванную просрочкой. Невостребованный груз реализуется в установленном порядке.

Получатель имеет право требовать проверки количества, веса и состояния прибывшего груза. Обстоятельства, имеющие значение для ответственности перевозчика, удостоверяются коммерческим актом, записями в грузосопроводительных документах или актом общей формы. Коммерческим актом удостоверяются, как правило, такие обстоятельства, которые в дальнейшем могут явиться основанием возложения на перевозчика ответственности за несохранность груза и в то же время требуют подробной и точной фиксации фактов. К ним относятся: 1) несоответствие между наименованием, весом или количеством груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе; 2) повреждение и порча груза; 3) обнаружение груза без документов или документов без груза; 4) возвращение перевозчику похищенного груза из транспортного средства. Коммерческий акт составляется:

— при выгрузке грузов в местах общего пользования — в день выгрузки, в соответствующих случаях — в день выдачи грузов грузополучателю;

— при выгрузке грузов в местах необщего пользования — в день выгрузки грузов, при этом проверка грузов должна проводиться в процессе их выгрузки и непосредственно после выгрузки грузов;

— в пути следования грузов — в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом.

При невозможности составить коммерческий акт в указанные выше сроки он должен быть составлен в течение следующих суток.

Коммерческий акт, как правило, составляется в трех экземплярах и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений. Коммерческий акт подписывают грузополучатель, если он участвует в проверке грузов, и работники транспортной организации, перечень которых устанавливается правилами составления актов на соответствующем виде транспорта. По требованию получателя коммерческий акт должен быть выдан в течение трех дней.

Характерными особенностями ответственности за нарушение обязательств по перевозке признаются ограничение права на полное возмещение убытков, запрет на уменьшение или устранение нормативной ответственности перевозчика.

При организации перевозок перевозчик отвечает за неподачу транспортных средств под погрузку, а отправитель — за их неиспользование (непредъявление им груза к перевозке), что регулируется ст. 794 ГК.

Для того чтобы обязанность перевозчика по подаче транспортных средств была признана выполненной, требуется строгое соответствие этой подачи количественным показателям заявки или иного договора. Заявка (заказ) считается перевозчиком невыполненной, если несмотря на ее своевременную подачу грузоотправителем, транспортные средства в соответствующие сроки не подавались или подавались в меньшем, чем предусмотрено заявкой (заказом), количестве.

Нарушение грузоотправителями своих обязанностей может выразиться следующим образом: 1) поданные транспортные средства не используются; 2) поданные перевозчиком транспортные средства признаются неиспользованными в случае их простоя при отказе от уже поданных транспортных средств или при их недогруженности; 3) последовал отказ от предусмотренных заявкой (заказом) транспортных средств. Такой отказ может быть сделан только до их подачи перевозчиком.

За данные нарушения ответственность наступает независимо от вины, за исключением следующих обстоятельств, освобождающих стороны от ответственности:

— вследствие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

— прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые устанавливаются в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

— иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами.

Перечень этих обстоятельств установлен ст. 794 ГК и является обязательным для всех перевозчиков и их клиентов.

Ответственность наступает, как правило, в форме неустойки, либо в твердой сумме за учетную единицу, либо процент от провозной платы.

Основаниями ответственности перевозчика являются несохранность груза (ст. 796 ГК), просрочка доставки груза, нарушения иных обязательств по договору перевозки груза.

Под несохранностью груза понимается его утрата, недостача или порча. Утрата представляет собой невозможность выдать груз получателю в течение установленного срока. Недостача (частичная утрата) — недостаток веса или количества груза, принятого у отправителя и выданного получателю по одной накладной. Порча предполагает несоответствие качества прибывшего в пункт назначения груза его качеству, указанному в транспортных документах.

К условиям ответственности перевозчиков за несохранность перевозимых грузов относятся: 1) неправомерное повеление (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства); 2) наличие причинной связи между фактом неисполнения обязательства по перевозке и ущербом, когда ответственность выражается в возмещении убытков; 3) наличие самих убытков; 1) кипа перевозчика.

Таким образом, ответственность перевозчика за несохранную перевозку наступает только при наличии вины, которая предполагается. Бремя доказывания своей невиновности лежит на перевозчике. Перевозчик отвечает только за реальный ущерб в объеме стоимости несохраненного груза, в который включается стоимость многооборотной тары. Упущенную выгоду перевозчик не возмещает. Провозная плата в случае несохранной перевозки возвращается.

Ответственность перевозчика за просрочку в доставке груза заключается в уплате клиенту исключительной неустойки, которая зависит от провозной платы и длительности просрочки. Она наступает при наличии его вины, которая так же как и в случае несохранной перевозки предполагается. Транспортные уставы и кодексы предусматривают случаи, освобождающие перевозчика от ответственности за просрочку доставки груза. Ответственность перевозчика в этом случае наступает в форме неустойки, исчисляемой в процентном отношении от провозной платы и зависящей от длительности просрочки в доставке груза. Такая неустойка носит исключительный характер, и убытки сверх нее не взыскиваются. При каботажных перевозках морем в отдельных случаях возможно не взыскание исключительной неустойки за просрочку доставки груза, а возмещение причиненных этим грузовладельцу убытков. При неприбытии груза в пункт назначения в установленный срок он считается утраченным и у перевозчика возникает обязанность уплатить грузовладельцу возмещение за груз. Если груз в последующем прибывает, то получатель обязан принять груз и возвратить перевозчику возмещение, полученное за груз.

Например, ст. 97 Устава железнодорожного транспорта РФ установила, что перевозчик (железная дорога) за просрочку доставки груза в пункт назначения уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере платы за перевозку данного груза. Статья 116 К В ВТ за просрочку доставки груза в пункт назначения предусматривает ответственность перевозчика в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы. На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза (п. 2 ст. 170 КТМ). На воздушном транспорте за просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы (ст. 120 Воздушного кодекса). Общей предпосылкой ответственности за просрочку доставки груза является вина перевозчика, которая презюмируется.

Ответственность перевозчика за невыполнение других обязательств по договору перевозки наступает в случаях невыполнения обязательных для него указаний грузовладельца, за выдачу груза не в пункте его назначения, за утрату перевозочных документов.

Ответственность грузоотправителя наиболее часто возникает в случаях, если в транспортном документе неправильно указаны сведения о грузе, повреждение транспортных средств перевозчика (возмещение ущерба), несвоевременный вывоз груза со станции (порта) назначения (повышенная плата за хранение груза).

Транспортная организация и грузовладелец не вправе заключать соглашение об ограничении ответственности перевозчика за неисполнение обязательств по договору перевозки под страхом его недействительности, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК).

Особенности рассмотрения споров по перевозкам заключаются в обязательном соблюдении претензионного порядка (ст. 797 ГК). Претензия, т.е. письменное требование о возмещении убытков или уплате неустойки в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по перевозке, заявляется до предъявления иска с приложением необходимых документов в порядке, который установлен транспортными уставами и кодексами. Если получен полный или частичный отказ перевозчика от удовлетворения претензии, либо ответ не получен в течение 30 дней (на воздушном транспорте — 45 дней), у владельца груза возникает право на предъявление иска. Установлен годичный срок исковой давности для удовлетворения требований клиента к перевозчику и шесть месяцев — для удовлетворения требований перевозчика к клиенту.

Доставкой и выдачей груза, поступившего в адрес грузополучателя, завершается исполнение перевозочного обязательства. В зависимости от того, исполнено ли обязательство в точном соответствии с его условиями или нет, либо оно прекращается (исполнением), либо изменяется его ОГЛАВЛЕНИЕ — возникает обязанность перевозчика возместить ущерб. Неслучайно порядок выдачи и принятия груза, поступившего в адрес грузополучателя, приобретает важное юридическое значение и подробно регламентируется в транспортных уставах, кодексах и правилах перевозки грузов на различных видах транспорта.