Лекция 7. ДОГОВОРЫ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА И БАГАЖА

Определение договора перевозки пассажира закреплено в ст. 786 ГК. Это договор, по которому перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение лицу, пассажир же обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за его провоз.

Приведенная достаточно громоздкая конструкция объясняется тем, что, по сути, она объединяет два договора – договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. На это обращают внимание многие правоведы, занимающиеся изучением данной проблемы. Так, Т. А. Фадеева прямо указывает на то обстоятельство, что "при перевозке пассажира и его багажа заключаются два договора, различных по своей правовой природе"[1].

На различную правовую природу этих договоров обращал внимание Г. П. Савичев. Так, по его мнению, "договор перевозки пассажиров консенсуальный, а договор перевозки багажа – реальный... заключение договоров перевозок пассажиров удостоверяется проездными документами (билетами), а сдача пассажирами багажа, грузоотправителями – грузобагажа, – багажными, грузобагажными квитанциями соответственно"[2].

Авторы главы "Транспортные обязательства" учебника по гражданскому праву Д. А. Медведев и В. Т. Смирнов вообще безоговорочно без каких-либо комментариев выделили в качестве самостоятельных два договора: договор перевозки пассажира и договор перевозки багажа. При этом договор перевозки багажа рассматривается ими как дополнительный по отношению к договору перевозки пассажира[3].

В 1980-е гг. идею отнесения договора перевозки багажа к разряду дополнительных договоров поддержали многие юристы. Разделяя их мнение, О. Н. Садиков пишет: "Перевозка багажа обычно признается дополнительным (акцессорным) договором к договору пассажирской перевозки"[4].

Представляются вполне правомерными изложенные трактовки правовой природы обоих договоров. Однако необходимо все же отметить, что в качестве главного аргумента в обоснование существования двух самостоятельных договоров следует указать на наличие у каждого из них своего предмета. Если предметом договора перевозки пассажира является услуга по доставке пассажира в пункт назначения, то предмет договора перевозки багажа – это услуга по доставке багажа в пункт назначения и выдаче его уполномоченному лицу.

Именно различие в предмете договора является квалифицирующим признаком их разграничения. И именно это различие определяет другие отличительные черты между ними – консенсуальный характер договора перевозки пассажира и реальный – договора перевозки багажа, а также оформление первого билетом пассажира, а второго – багажной квитанцией. Отличия касаются и такого важного элемента договоров, как их ОГЛАВЛЕНИЕ, а также ответственности по каждому из них (ее характера, видов и санкций). Необходимо отметить, что они оказались вне сферы внимания спорящих сторон.

Высказанные в юридической литературе мнения о том, что нет оснований выделять два самостоятельных договора – перевозки пассажира и перевозки багажа – малоубедительны. Одно из последних высказываний на этот счет В. В. Витрянского сводится к тому, что обязательство перевозчика по доставке багажа является всего лишь факультативным и как таковое охватывается договором перевозки пассажира. Автор пишет: "То обстоятельство, что данное обязательство перевозчика возникает (в рамках исполнения договора перевозки пассажира) лишь при условии сдачи пассажиром багажа, свидетельствует об особой правовой природе данного обязательства, которая состоит в его факультативном характере. Однако очевидно, что указанное факультативное обязательство перевозчика вполне охватывается ОГЛАВЛЕНИЕм договора перевозки пассажира, а возникающее правоотношение по поводу доставки перевозчиком сданного пассажиром багажа в пункт назначения не образует отдельного договора по перевозке багажа, отличного от договора перевозки пассажира"[5].

С такими рассуждениями трудно согласиться. Мнение автора о том, что факультативное обязательство перевозчика по перевозке багажа охватывается ОГЛАВЛЕНИЕм договора перевозки пассажира, не подкреплено какой-либо аргументацией, кроме ссылки на очевидность данного обстоятельства. Между тем именно так называемая его "факультативность" указывает на самостоятельный характер договора перевозки багажа, хотя и являющегося дополнительным (акцессорным) по отношению к договору перевозки пассажира. Об этом свидетельствуют объект договора, его предмет, реальный характер, ОГЛАВЛЕНИЕ и форма, порядок заключения, а также установленная ответственность перевозчика при нарушении договорных обязательств, например за несохранность багажа, – все то, чем он отличается от договора перевозки пассажира.

Характеризуя договор перевозки пассажира, следует отметить, что он относится к числу консенсуальных, взаимных и возмездных. Являясь консенсуальным договором, он считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям. Фактом его заключения считается выдача пассажиру проездного билета.

Взаимный характер договора состоит в том, что на обе стороны возлагаются встречные обязательства. Обязанности перевозчика по доставке пассажира в пункт назначения противостоит обязанность пассажира осуществить расчет за оказанную услугу.

Что касается возмездного характера договора, то он проявляется в оплате пассажиром перевозки.

Договор перевозки пассажира относится к числу формальных, является договором присоединения; как правило, это публичный договор.