Договорная теория государства

Эта теория получила свое развитие в VII—VIII вв., хотя впервые была сформулирована в Индии и Древнем Китае. Наиболее известными представителями данной теории считаются Гроций (Г. де Грот, 1583-1645), Т. Гоббс (1588-1679), Дж. Локк (1632^ 1704), Б. Спиноза (1632-1677), Ж. Ж. Руссо (1712-1778), Д. Дидро (1713-1784), А. Н. Радищев (1749-1802) и др. По этой теории до появления государства люди находились в "естественном состоянии", которое понималась разными авторами по-разному: свобода и равенство всех членов общества (Дж. Локк), война всех против всех (Т. Гоббс), всеобщее благоденствие — "золотой век" (Ж. Ж. Руссо) и т.д.[1]

В большинство концепций входит идея "естественного права", т.е. наличие у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие (позитивное право). Это происходит потому, что в догосударственном обществе не было власти, способной защитить человека и гарантировать его естественные права. Поэтому чтобы защитить человека, гарантировать ему нормальную жизнь, люди заключают между собой договор о создании государств, добровольно передавая ему часть своих прав.

В договорной теории различали первичный договор объединения (между гражданами, как полагал Дж. Локк) и вторичный договор подчинения (договор подданных с правителем, как считал Т. Гоббс). При этом общественный договор мыслился как состояние общества, когда люди добровольно объединились в его государственно-организационную форму, как принцип, подчеркивающий правомерность государственной власти[2].

Договорная теория использовалась в разных целях. Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Радищев обосновывали начала народовластия, народного суверенитета, поскольку первично власть принадлежала объединившемуся в государство народу и могла им быть отобрана у недобросовестного, некомпетентного правителя, который, таким образом, лишь обладал производной от народа властью. Английский философ Т. Гоббс, наоборот, доказывал, что коль скоро власть добровольно передана правителю, например князю, то он — князь — отныне обладает неограниченными полномочиями. Другой английский мыслитель Дж. Локк обосновывал конституционную монархию, так как общественный договор, по его мнению, представлял собой определенный компромисс между народом и правителем, определенное ограничение свободы и народа, и монарха[3].

Органическая теория

Основателем органической теории является английский ученый Герберт Спенсер (1820— 1903). Согласно данной теории государство есть продукт развития органического существа, развивающегося с низшей стадии. Таким образом, государство уподобляется живому организму, состоящему из клеток, определенных частей (.поди) и имеющему волю. Каждый элемент живого организма выполняет конкретную функцию, что и обеспечивает нормальное функционирование всего государства. На процесс возникновения государства оказывали воздействие множество факторов, что и послужило основанием его разнообразной интерпретации.

По мнению Спенсера, воля государства выражается в законах, правительство отождествляется с мозгом, рабочие и крестьяне — с ногами и руками, а движения и связи — с нервами. Подобные представления о государстве встречались и в древности. Еще древнегреческий философ Платон способность к управлению объяснял обладанием высшим качеством человеческой души — мудростью, а деление людей на управляющих и управляемых — наличием или отсутствием этого качества с момента рождения.