Доэдипальный комплекс

Но ведь Фрейд считал, что формирование внутреннего мира человека начинается с эдипального комплекса. Эдипов комплекс всю жизнь был для Фрейда системообразующим ядром — с момента его открытия в 1897 г. и вплоть до самой смерти ученого. Центральным в развитии личности оставался он и для М. Кляйн. Воспользовавшись термином "эдиповская ситуация", она включила туда и сексуальные отношения между родителями — не только осознанные, но и воображаемые, т.е. то, о чем у Фрейда упоминается как о первосцене.

С самого начала своей работы с детьми Кляйн была поражена повсеместностью распространения эдипальной ситуации и уникальностью ее значения. Она считала также, что комплекс обнаруживается гораздо раньше, чем полагает Фрейд. Начинается это в непосредственной связи с частичными объектами — прежде чем развиться в уже хорошо знакомый эдипов комплекс, связанный с восприятием обоих родителей как объектов целостных, т.е. как отдельных от ребенка людей.

Таким образом, с ее точки зрения, начинается это в младенчестве с фантазий о том, что грудь имеет какое-то отношение к пенису, и фантазий о взаимоотношениях, складывающихся между этими двумя частями объектов. Впоследствии под влиянием этих ранних фантазий и возникнут мысли о родителях. М. Кляйн чувствовала, что эта детская установка и ее связь с получающей дальнейшее развитие ситуацией исполнена глубочайшего смысла и для исследователя (так сама и просится, чтобы занялись ее изучением, за что и была определена у Кляйн как эпистемофилический импульс), и для отношения личности к этой действительности.

Кляйн считала, что в самом раннем детстве происходит знакомство детей с реальностью через ограничения, которые она им навязывает. Отвергая реальность, они тем самым защищаются от нее. Однако фундаментальной основой и критерием всей дальнейшей способности адаптироваться к реальности становится то, насколько терпимо они могут относиться к депривациям, проистекающим из эдиповой ситуации. М. Кляйн описала то, что она назвала депрессивной установкой, — период, который влечет за собой осознанное понимание сущности мира, находящегося вне Я, и в сущности внутренних амбивалентных эмоций, одновременно возникающих по отношению к нему. Иначе говоря, истоки ощущения внешней и внутренней реальности и существующей между ними взаимной зависимости. После того как в общих чертах намечена эта основная идея концепции Кляйн, со все большей очевидностью выяснялось, что способность к осмыслению реальности и установлению с нею отношений самым непосредственным образом зависит от проработки депрессивной установки.

Кляйн постоянно подчеркивала, что эдипов комплекс развивается в тесной взаимной связи с событиями, которые как раз и формируют депрессивную установку. Первоначальное осознание сексуальных взаимоотношений родителей связано с тем, что необходимо расстаться с мыслью о единоличном и постоянном владении матерью, и вызывает глубокое чувство утраты, которое при отсутствии терпимости может выродиться в чувство преследования — в докучное приставание. Более поздняя неожиданная встреча с проявлениями эдипова комплекса влечет за собой еще и осознание того, что отношения между родителями отличаются от отношения мевду одним из родителей и ребенком: отношения между родителями носят генитально-детородный характер, а между родителем и ребенком — нет. Это отношение вызывает ощущение утраты и порождает чувство зависти, которое при отсутствии терпимости может трансформироваться в чувство недовольства, обиды или даже самоочернения.

С того времени как Фрейд обнаружил эдипов комплекс, этот феномен считался центральным конфликтом человеческой психики — основным скоплением конфликтующих импульсов, фантазий, тревог и защитных реакций. Неслучайно комплекс стал центром приложения психоаналитической работы. Многие авторы считали, что работы М. Кляйн касались в основном связи младенца с грудью и что фрейдовский эдипов комплекс буквально затерялся среди других положений ее теории. Однако это совсем не так.

М. Кляйн расширила понимание эдипова комплекса, разработав понятие внутреннего мира ребенка, населенного образами, которые возникли на основе его жизненного опыта. На его ОГЛАВЛЕНИЕ и функции повлияли разного рода проекции и их искажения. М. Кляйн показала, что в фантазии ребенка эти образы в сложных сочетаниях друг с другом составляют разные версии. Руководствуясь возможностями клинической истории, она смогла использовать свое понимание природы и взаимоотношений этих внутренних образов.

Развитие нашего понимания процессов проекционного и интроекционного отождествления делает понятным, что некоторые из этих сложностей неизбежны. Частичная или меняющаяся идентификация с одним или другим родителем делает каждого из них носителем качеств, которые проецируются на него ребенком. В соответствии с этим драма часто предполагает сложные перестановки. Роль психоаналика как раз и состоит в том, чтобы прояснить эти сложности и их конфигурации.

М. Кляйн исследовала способы, когда природа родительской пары искажается проекцией в нее качеств и фантазий в оборонительных или агрессивных целях. Она также обратила внимание на важность зависти, которая пробуждается всякий раз, когда ребенок познает первичные объекты (родителей), объединяющихся, чтобы доставить друг другу удовольствие. Одним из способов совершения завистливых и ревнивых атак оказывается проекция в эту пару качеств, которые искажают и портят ее. Конечно же, ребенок является также реципиентом проекций родителей, и вариант эдипальной пары, который создается у него, отчасти может стать результатом проекции, которая существует в сознании самой пары.

Одно из самых первых открытий Кляйн состояло в обнаружении ранних форм супер-эго и эдипова комплекса, которые возникали до генитальной стадии, предшествовали генитальному доминированию. Она обнаружила наличие примитивных форм эдипова комплекса. Одновременно она доказала, что прегенитальность, т.е. пребывание в догенитальной стадии, не обязательно означает преэдиповость. Кляйн рассматривает отца — реального и фантазийного — важным субъектом с самого начала жизни ребенка. Приступив к работе с детьми, Кляйн с удивлением обнаружила, что дети, еще не достигшие двухлетнего возраста, демонстрируют эдиповы фантазии и имеют интенсивную тревогу, которая ассоциируется с этими фантазиями.