Диверсифицированный рост и внутренний рынок капитала

1) существует головная компания (так называемый корпоративный цент!)), которая отвечает за формирование корпоративного бизнес-портфеля, разрабатывает инвестиционную стратегию по портфелю, проводит мониторинг деятельности и поддерживает связи с внешним миром (клиентами, государством, инвесторами), а также осуществляет финансирование всей компании. С финансовой точки зрения это означает принятие функций централизации внутренних финансовых ресурсов и распределения капитала между бизнес-единицами; 2) организационная структура многоуровнева, управление иерархично. Эти особенности порождают специфические условия принятия управленческих решений и корректируют позицию финансово-экономичекой службы в компании. Во-первых, повышаются требования к качеству всего менеджмента компании, который теперь сталкивается со специфическими проблемами (так называемыми агентскими конфликтами второго уровня управления, часто обозначаемыми как "агент - агент"). От команды управленцев требуются специальные знания и навыки как по отдельным бизнес-направлениям, так и по принятию портфельных решений. Кроме того, нужны механизмы по сглаживанию новых агентских конфликтов. Во-вторых, меняется ОГЛАВЛЕНИЕ финансовой работы по головной компании и бизнес-единицам. Первым, видимым с финансовой точки зрения, проявлением особенностей диверсифицированного бизнеса становятся растущие издержки на координацию и контроль. Вторым проявлением особенностей является наличие внутреннего рынка капитала (internal capital market). Таким образом, диверсифицированный бизнес начинает работать с двумя рынками: внешним (рыночным) и внутренним, который базируется на особом механизме перераспределения денежных потоков между бизнес-единицами и па применяемых инструментах контроля их деятельности. Наиболее популярными механизмами перераспределения капитала являются трансфертные цепы, устанавливаемые в зависимости от целей головной компании, особые (часто льготные) условия кредитования центром отдельных подразделений. Специфический агентский конфликт второго уровня управления связан с расхождением интересов у агентов (менеджеров) разных уровней управления. Например, типичен конфликт между менеджментом головной компании или ядра (основного, профильного бизнеса) и руководством бизнес-единиц. Менеджмент головной компании выступает как "принципал" по отношению к менеджменту более низких уровней управления.

Говорить об эффективности диверсифицированной компании можно только в том случае, если преимущества внутреннего рынка капитала перевешивают рост издержек по увеличению усилий в координации мероприятий и контроле, а также потери стоимости из-за новых агентских конфликтов1.

Внутренний рынок капитала (иначе называемый "внутрикорпоративный рынок"), с одной стороны, позволяет существенно удешевить финансовые ресурсы для бизнес-единиц. Портфель бизнесов позволяет ожидать создания эффекта синергии, выражающегося в финансовых показателях через увеличение потоков денежных средств и (или) снижение их волатильности. Эти эффекты позволяют диверсифицированной группе компаний привлекать капитал по более низкой ставке, чем их сфокусированные конкуренты в бизнес-сегментах.

С другой стороны, возникает опасность, что отсутствие понимания об истинной стоимости этих ресурсов пороли! принятие неправильных или недостаточно обоснованных инвестиционных решений. Конфликты интересов менеджмента по уровням управления усугубят ситуацию неэффективности не только в принятии решений, по и в их воплощении. Построить работающие мотивационные механизмы в сильно иерархичной структуре достаточно сложно, что приводит к ослаблению стимулов к эффективной работе в компании. В результате вместо создания стоимости диверсифицированная компания с внутренним рынком капитала начнет ее "проедать".

Эффективность механизма внутреннего рынка капитала существенно связана с состоянием внешнего финансового рынка. Если внешний рынок слаб (мало финансовых инструментов предлагает для компании), неустойчив, информационно не прозрачен, не поддерживается аналитической базой, то потребность во внутреннем рынке капитала растет. Повышается также эффективность его создания. При хорошем качестве внешнего рынка, которое характеризуется развитой инфраструктурой, устойчивостью к отраслевым и макроэкономическим подвижкам, внутренний рынок становится лишней обузой в управлении.

Так как российский внешний финансовый рынок не демонстрирует высокого качества и находится в стадии развития, то широко диверсифицированные группы получают потенциальные преимущества по сравнению с компаниями, реализующими стратегию фокусирования.