Дисциплинарно-модульные программные документы ООП ВПО

Совокупность дисциплинарно-модульных программных документов ООП ВПО включает: 1) рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей); 2) программы учебной и производственной практик; 3) программу НИР.

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик составляют традиционный содержательный базис ООП ВПО и наиболее трудоемкую в разработке совокупность составляющих ее программных документов.

Принципиальная особенность рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП, реализующей ФГОС ВПО, состоит в их компетентностной ориентации.

Рабочие программы учебных дисциплин (модулей), практик находятся в тесной взаимосвязи как между собой, так и со следующими компонентами (разделами) из общей структуры ООП, реализующей ФГОС ВПО:

– "Компетенции выпускника вуза как совокупный ожидаемый результат образования по завершении освоения данной ООП ВПО".

– "Состав, основное ОГЛАВЛЕНИЕ и содержательно-логические связи учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практик, НИР, входящих в ООП ВПО".

– "Компетентностно-ориентированный учебный план" и др.

Тесная взаимосвязь определяет сопряженность в разработке всех программных документов ООП, а также итерационный характер процесса проектирования рабочих программ учебных дисциплин (модулей), практик в составе ООП и других ее компонентов (разделов).

В связи с этим, помимо традиционных требований, в состав учебной программы дисциплины (модуля), практики рекомендуется внести следующую информацию:

– перечень результатов образования, формируемых дисциплиной с указанием уровня их освоения, и соответствующих компетенций;

– матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины;

– перечень основных образовательных технологий (форм, методов обучения, типовых задач), используемых для формирования компетенций/групп компетенций;

– перечень форм, методов, типовых заданий для контроля и самооценки уровня сформированности заявленных в дисциплине (модуле) результатов образования (компетенций).

Важным фактором проектирования рабочей программы дисциплины (модуля) является постановка цели (раздел рабочей программы "Цели освоения программы"), соотнесение цели освоения дисциплины (или модуля) с общими целями ООП ВПО. Цель здесь представляет собой осознанный субъективный образ, представление о будущем результате учебной деятельности и определяет целостность и направленность определенных действий.

В разделе рабочей программы "Место дисциплины в структуре ООП ВПО" указывается цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина (модуль). Дается описание логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими частями ООП (дисциплинами, модулями, практиками). Указываются требования к "входным" знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым для освоения данной дисциплины. Указываются те теоретические дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее.

"Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)" – раздел рабочей программы, в котором рекомендуется раскрыть ожидаемые результаты освоения дисциплины во взаимосвязи с компетентностной моделью выпускника.

Раздел рабочей программы "Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ дисциплины (модуля)" включает сведения об общей трудоемкости дисциплины (модуля) в зачетных единицах, структуре дисциплины (ее разделах), "привязке" разделов дисциплины к временным рубежам (семестр, неделя семестра), видах учебной работы, формах текущего контроля и промежуточной аттестации (табл. 3.8).

Таблица 3.8. Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ дисциплины (модуля)

п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя

семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра).

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

1

2

3

В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы отнесены: лекции, консультации, семинары, практические занятия, лабораторные работы, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельные работы, НИР, практики, курсовое проектирование (курсовая работа). Высшее учебное заведение может устанавливать другие виды учебных занятий.

В разделе "Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ дисциплины (модуля)" (или в приложении, поддерживающем этот раздел) рекомендуется разместить матрицу распределения компетенций по разделам и темам учебной дисциплины, с обязательным указанием по каждому разделу и каждой теме общего (суммарного) количества компетенций.

В разделе "Образовательные технологии" рабочей программы указываются образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

В разделе рабочей программы "Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов" приводятся темы эссе, рефератов, курсовых работ и др. Сообщаются контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины, а также для контроля самостоятельной работы обучающегося по отдельным разделам дисциплины (см. параграф 3.3).

Разделы "Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля)" и "Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)" содержат перечни:

– основной и дополнительной литературы, программного обеспечения и интернет-ресурсов;

– используемых технических средств обучения и средств наглядности; и др.

В соответствии с ФГОС ВПО раздел ООП "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет учебные занятия, непосредственно ориентированные на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся.

В силу идентичности шаблонов программ учебной и производственной практик достаточно привести перечень разделов программ без конкретизации вида практики [21].

1. Цель практики.

2. Задачи практики.

3. Место практики в структуре ООП.

4. Формы проведения практики.

5. Место и время проведения практики.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения практики.

7. Структура и ОГЛАВЛЕНИЕ практики с указанием трудоемкости в зачетных единицах и часах.

8. Образовательные, научно-исследовательские и научно- производственные технологии, используемые при проведении практики.

9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на практике.

10. Формы аттестации студентов по итогам практики.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики.

12. Материально-техническое обеспечение практики.

В разделе "Учебная и производственная практики" указывается перечень предприятий, учреждений и организаций, с которыми вуз имеет заключенные договора на проведение учебных практик.

В том случае, если практики осуществляются в вузе, перечисляются кафедры и лаборатории вуза, на базе которых проводятся те или иные виды практик, с обязательным указанием их кадрового и научно-технического потенциала.

Указываются все виды учебных практик и приводятся их программы, в которых указываются цели и задачи практик, практические навыки, общекультурные и профессиональные компетенции, приобретаемые обучающимися. Указываются местоположение и время прохождения практик, а также формы отчетности по практикам.

(Общая структура (макет) рабочей программы учебной практики и общая структура (макет) производственной практики представлены в источнике [3: 22–29].)

Программа НИР может включаться в ООП ВПО либо самостоятельным разделом, либо как программа одного из видов учебной практики. В данной программе указываются виды, этапы НИР, в которых обучающийся должен принимать участие.