Дипломатическое и консульское право

Государства и их организации общаются между собой, используя общепризнанные правила и нормы, регулирующие международно-правовые отношения, которые постоянно развиваются и совершенствуются. В последние годы значительно расширились международные связи России в политической, экономической и культурной сферах. Возросло количество поездок российских граждан за рубеж, а иностранных граждан в Россию. Все это способствует развитию дружественных отношений между государствами, содействию большего укрепления торговых, экономических и культурных связей.

Государства вступают в сношения друг с другом посредством особых государственных органов – органов внешних сношений, пользующихся международным правом внешних сношений.

Право внешних сношений – это совокупность международных правовых норм, регулирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.

По своей сути право внешних сношений является не чем иным, как отраслью международного права, а основу данной отрасли составляют нормы дипломатического и нормы консульского права. Таким образом, дипломатическое и консульское право – это одна из важнейших составляющих международного права.

Традиционными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815 г. о рангах дипломатических представителей, который потом был дополнен Аахенским протоколом 1818 г.

В современном международном праве основными источниками являются международные договоры, кодифицировавшие дипломатическое право, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г., Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г., Конвенция ООН о специальных миссиях 1969 г., Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г. и другие многосторонние и двусторонние договоры и соглашения.

Правовое положение и порядок деятельности органов внешних сношений в соответствии с нормами международного права регламентируются актами национального законодательства. В Российской Федерации к таким относятся: Конституция РФ, Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации от 11.07.2004, Положение о Посольстве Российской Федерации от 28.10.1996, Положение о Консульском учреждении Российской Федерации от 05.11.1998, Положение о Чрезвычайном и Полномочном после Российской Федерации в иностранном государстве от 07.09.1999, Положение о Постоянном представительстве Российской Федерации при международной организации от 29.09.1999.

Органы внешних сношений представляют собой органы государства, посредством которых оно осуществляет связи с другими государствами и иными субъектами международного права.

Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные. Внутригосударственные делятся на органы общей компетенции (конституционные) и специальные.

В группу органов общей компетенции входят: глава государства, высший представительный орган (парламент) и правительство. В Российской Федерации это: Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации), Правительство РФ.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внешней и внутренней политики государства; как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Согласно ст. 86 Конституции РФ Президент РФ:

а) осуществляет руководство внешней политикой РФ;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Кроме того, он назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания РФ дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.

Федеральное Собрание РФ как представительный и законодательный орган РФ принимает законы, в том числе по вопросам международных отношений; ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ. К ведению Совета Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ.

Правительство РФ согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики РФ.

От имени Правительства РФ подготавливаются и заключаются международные договоры РФ, именуемые межправительственными договорами.

Правительство РФ принимает меры по обеспечению выполнения договоров. Обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях, осуществляет государственный контроль в сфере ВЭД.

Специальной компетенцией обладает МИД РФ. В соответствии с Положением, утвержденным указом Президента РФ от 11.07.2004 № 865, основными задачами МИД России являются:

– разработка общей стратегии внешней политики РФ и представление предложений Президенту РФ;

– реализация внешнеполитического курса РФ;

– обеспечение дипломатических и консульских отношений с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

– защита прав и интересов граждан и юридических лиц РФ за рубежом и др.

Министерство иностранных дел РФ разрабатывает проекты международных договоров, ведет переговоры, осуществляет общее наблюдение за выполнением договоров.

На территории РФ, в центрах федеральных округов и в субъектах РФ функционируют представительства МИД России и их отделения.

Зарубежные органы подразделяются на постоянные (дипломатические представительства, консульские учреждения, торговые представительства, представительства при международных организациях) и временные (делегации государств на сессиях международных организаций, на международных конференциях, специальные миссии).

Дипломатическое представительство – это зарубежный орган внешних сношений, учреждаемый на основе взаимного соглашения одним государством на территории другого для поддержания постоянных официальных контактов и выступающий от имени учредившего его государства по всем политическим и иным вопросам, возникающим во взаимоотношениях соответствующих государств.

Дипломатические представительства согласно международному праву подразделяются на следующие виды:

посольства – представительства высшего уровня, возглавляемые чрезвычайным и полномочным послом (к ним приравниваются нунциатуры Ватикана – Представительства Святого престола);

миссии – представительства, возглавляемые чрезвычайными и полномочными посланниками;

иные официальные представительства – имеющие специфический статус (например, представительство РФ по поддержанию контактов с Ватиканом);

консульские учреждения (два вида: консульские отделы дипломатических представительств и самостоятельные (отдельные) консульские учреждения) – являются государственными органами внешних сношений РФ, которые осуществляют в пределах консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени Российской Федерации. Возглавляются консульские учреждения консулами, имеющими различные ранги, в зависимости от вида консульского учреждения.

Главы представительств подразделяются на три класса, а именно:

а) класс послов и нунциев, аккредитуемых при главах государств, и других глав представительств эквивалентного ранга;

б) класс посланников и интернунциев, аккредитуемых при главах государств;

в) класс поверенных в делах, аккредитуемых при министрах иностранных дел.

Установление между государствами дипломатических отношений влечет, по взаимному согласию, обмен дипломатическими представительствами.

Все дипломатические представительства независимо от их вида имеют официальный правовой статус и пользуются одними и теми же привилегиями и иммунитетом.

Представительство высшего уровня – посольство, согласно ст. 3 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. оно наделено следующими функциями:

а) представление аккредитующего государства в государстве пребывания;

б) защита в государстве пребывания интересов аккредитующего государства и его граждан в пределах, допускаемых международным правом;

в) ведение переговоров с правительством государства пребывания;

г) выяснение всеми законными средствами условий и событий в государстве пребывания и сообщение о них правительству аккредитующего государства;

д) поощрение дружественных отношений между аккредитующим государством и государством пребывания и развитие их взаимоотношений в области экономики, культуры и науки.

Штат дипломатического представительства состоит из главы представительства, дипломатического, административно-технического и обслуживающего персонала.

Дипломатический персонал – это сотрудники представительства, имеющие дипломатический ранг послов, посланников, советников, дипломатических секретарей и атташе. Дипломатический ранг присваивается в соответствии с существующими в стране правилами прохождения дипломатической службы. Дипломатический ранг сохраняется пожизненно.

Административно-технический персонал – это заведующие канцелярией, технические секретари, делопроизводители, финансовые работники, переводчики и т.п.

Обслуживающий персонал – это служащие самого представительства, выполняющие обязанности по обслуживанию представительства (врачи, шоферы, повара, садовники, дворники и пр.).

Назначение главы представительства производится в соответствии с национальным законодательством аккредитующей страны и общепринятыми международными правилами. Весь процесс складывается из следующих стадий:

1) запрос агремана – получение согласия государства пребывания на назначение данного лица в качестве главы дипломатического представительства;

2) после получения агремана издание акта, оформляющего назначение главы представительства;

3) вручение верительных грамот, т.е. документа, удостоверяющего официальный статус главы дипломатического представительства, аккредитованного в этом качестве в государстве пребывания. Верительные грамоты подписываются главой аккредитующего государства и адресуются главе государства, принимающего дипломатического представителя. Аккредитующее государство может одновременно назначить главу представительства в одно или несколько государств при условии, если нет возражений любого из этих государств.

Для назначения других членов дипломатического персонала предварительный запрос принимающего государства не требуется, назначение производится ведомством иностранных дел.

Что касается военных, военно-морских или авиационных атташе, то государство пребывания может предложить, чтобы их имена заранее сообщались на его одобрение.

В Венской конвенции 1961 г. дипломатические иммунитеты и привилегии строго разграничены на иммунитеты и привилегии дипломатического представительства и личные иммунитеты и привилегии членов дипломатического персонала и их семей.

Относительно иммунитета дипломатического представительства ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях гласит:

"1. Помещения представительства неприкосновенны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения иначе, как с согласия главы представительства.

2. На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства.

3. Помещения представительства, предметы их обстановки и другое находящееся в них имущество, а также средства передвижения представительства пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий".

Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Официальная корреспонденция представительства неприкосновенна. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к представительству и его функциям. Одним из наиболее распространенных способов связи дипломатического представительства со своим центром и другими представительствами своего государства является дипломатическая почта. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. предусматривает доставку дипломатической почты дипломатическими курьерами, а также бескурьерную (через командира воздушного судна или капитана морского судна, которые правами дипломатического курьера не пользуются). Дипломатические курьеры пользуются иммунитетом неприкосновенности.

Дипломатическая почта не подлежит ни вскрытию, ни задержанию, она не ограничена ни весом, ни количеством мест.

Кроме того, на дипломатическое представительство распространяется ряд привилегий: аккредитующее государство и глава представительства освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин в отношении помещений представительства, собственных или наемных, кроме таких налогов, сборов и пошлин, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания. Дипломатический багаж не облагается таможенными сборами, пошлинами, за исключением сборов за хранение багажа на складе (взимается плата за услуги).

Работники дипломатического представительства, занимающие дипломатические должности, пользуются определенными иммунитетами, т.е. изъяты из-под уголовной, гражданской и административной юрисдикции страны пребывания. Дипломатический персонал имеет право свободно перемещаться по территории страны пребывания, за исключением специальных закрытых зон. Дипломатические сотрудники и члены их семей являются лицами неприкосновенными, за исключением членов семей, являющихся гражданами страны пребывания. Жилище дипломатического сотрудника также неприкосновенно.

В преамбуле Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. говорится, что такие привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства.

Привилегиями дипломатических сотрудников являются: наделение фискальным иммунитетом, таможенные привилегии, освобождение от личных повинностей. Личный багаж дипломатического работника и члена его семьи пользуется неприкосновенностью, однако Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. допускает его досмотр в присутствии заинтересованного лица в случае, если есть серьезные основания полагать, что он содержит предметы, запрещенные к ввозу или вывозу. В случае необнаружения таковых у дипломата появляется право для принесения протеста по поводу нарушения неприкосновенности его личного багажа.

В настоящее время авиакомпании большинства стран, обосновывая необходимость обеспечения безопасности полетов, производят досмотр багажа дипломатов и членов их семей.

Совершение сотрудником дипломатического представительства серьезного правонарушения является основанием для объявления его нежелательным лицом (persona поп grata), а аккредитующее государство должно его отозвать и привлечь к ответственности по юрисдикции собственного государства.

Специальные миссии дипломатического характера, направляемые одним государством в другое для выполнения различных задач, отличаются многообразием их форм, задач, а также по своему уровню. В ст. 2 Конвенции о специальных миссиях, заключенной в г. Нью-Йорке в 1969 г., отмечено, что государство может направить специальную миссию в другое государство с согласия последнего, предварительно полученного через дипломатические или другие согласованные или взаимоприемлемые каналы.

Функции специальной миссии определяются по взаимному согласию между посылающим государством и принимающим.

В ст. 21 Конвенции о специальных миссиях 1969 г. предусматривается, что возглавлять специальную миссию могут высокопоставленные лица государства и тогда Глава посылающего государства, возглавляющий специальную миссию, пользуется в принимающем государстве или в третьем государстве преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются международным правом за главами государств, посещающими другое государство с официальным визитом.

Глава правительства, министр иностранных дел и другие лица высокого ранга, участвующие в специальной миссии посылающего государства, пользуются в принимающем государстве или в третьем государстве помимо того, что предоставляется им в силу указанной Конвенции, преимуществами, привилегиями и иммунитетами, которые признаются за ними международным правом.

В тех случаях, когда в составе специальных миссий дипломатического характера нет лиц высокого ранга, статус данных миссий аналогичен статусу соответствующих категорий персонала дипломатического представительства.

Членами специальной миссии являются: глава специальной миссии, представители посылающего государства в специальной миссии и члены персонала специальной миссии.

Членами персонала специальной миссии являются члены дипломатического персонала, административно-технического персонала и обслуживающего персонала специальной миссии:

– членами дипломатического персонала являются члены персонала специальной миссии, имеющие статус дипломата для целей специальной миссии. Личность представителей посылающего государства в специальной миссии, а также личность членов дипломатического персонала миссии неприкосновенна. Они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Принимающее государство обязано относиться к ним с должным уважением и принимать все надлежащие меры для предупреждения каких-либо посягательств на их личность, свободу или достоинство;

– членами административно-технического персонала являются члены персонала специальной миссии, осуществляющие административно-техническое обслуживание специальной миссии. Члены административно-технического персонала специальной миссии пользуются привилегиями и иммунитетами, такими как: неприкосновенность личности, жилища, с тем исключением, что иммунитет от гражданской и административной юрисдикции принимающего государства не распространяется на действия, совершенные ими не при исполнении служебных обязанностей. Они пользуются также привилегиями по освобождению от всех таможенных пошлин, налогов и сборов, в отношении предметов, ввозимых при их первоначальном въезде на территорию принимающего государства;

– членами обслуживающего персонала являются члены персонала специальной миссии, используемые ею в качестве домашних служащих или для выполнения аналогичных работ. Члены обслуживающего персонала специальной миссии пользуются иммунитетом от юрисдикции принимающего государства в отношении действий, совершенных ими при исполнении служебных обязанностей, и освобождаются от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый ими по службе;

– частный обслуживающий персонал означает лиц, находящихся исключительно в личном обслуживании членов специальной миссии. Частный обслуживающий персонал членов специальной миссии освобождается от налогов, сборов и пошлин на заработок, получаемый им по службе. Во всех других отношениях он может пользоваться привилегиями и иммунитетами только в той мере, в какой это допускает принимающее государство. Однако принимающее государство должно осуществлять свою юрисдикцию над этими лицами так, чтобы не вмешиваться ненадлежащим образом в осуществление функций специальной миссии.

Согласно положениям Конвенции о специальных миссиях 1969 г. все служебные помещения миссии, а также жилые помещения членов миссии неприкосновенны.

Консульское право можно определить как совокупность международных правовых принципов и норм, регулирующих деятельность консульских учреждений и определяющих их статус, функции, а также обязанности, права, иммунитеты и привилегии штатных консульских должностных лиц.

Источниками консульского права являются международные договоры и международные обычаи, а также национальное право государств. Международные договоры по консульским вопросам заключаются как на многосторонней, так и на двусторонней основе.

Современное консульское право регулируется многими нормативными документами различного уровня, но основу регулирования консульских отношений составляют три многосторонних консульских конвенции:

1) Каракасская конвенция о консульских функциях 1911 г. (регионального характера);

2) Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928 г. (регионального характера);

3) Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. (универсального характера).

Основными внутригосударственными правовыми актами РФ, регулирующими консульские отношения, являются:

– Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории Союза Советских Социалистических Республик от 23.05.1966;

– Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации";

– Положение о Консульском учреждении Российской Федерации, утвержденное указом Президента РФ от 05.11.1998 № 1330.

Консульские отношения государств устанавливаются на основе взаимного согласия. Россия является участницей более 80 двусторонних договоров по "чисто консульским" вопросам.

В международной консульской практике предусмотрено четыре класса консульских учреждений: генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. В составе посольств иностранных государств могут находиться консульские отделы.

В соответствии с классом консульского учреждения определяются и классы их глав: генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты.

Консульская служба буквально пронизывает все сферы деятельности и жизни. Блестящий французский дипломат Шарль-Морис Талейран так говорил о роли и значении консульских должностных лиц: "Можно быть хорошим дипломатом, но сколько надо еще познать вещей, чтобы стать хорошим консулом! Так как обязанности консула бесконечно разнообразны, они во многом отличаются от обязанностей других чиновников министерства иностранных дел.

Они требуют массы практических знаний, для которых необходимо специальное образование!"

Да это и видно из тех функций, которые возложены на консульские учреждения ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.:

"а) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства и его граждан (физических и юридических лиц) в пределах, допускаемых международным правом;

b) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также содействие развитию дружественных отношений между ними иными путями в соответствии с положениями настоящей Конвенции;

c) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

d) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

e) оказание помощи и содействия гражданам (физическим и юридическим лицам) представляемого государства;

f) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера при условии, что в этом случае ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

g) охрана интересов граждан (физических и юридических лиц) представляемого государства в случае преемства “mortis causa” на территории государства пребывания в соответствии с законами и правилами государства пребывания;

h) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

i) с соблюдением практики и порядка, принятых в государстве пребывания, представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами государства пребывания, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если, в связи с отсутствием или по другим причинам, такие граждане не могут своевременно осуществлять защиту своих прав и интересов;

j) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или же поручений по снятию показаний для судов представляемого государства в соответствии с действующими международными соглашениями или, при отсутствии таких соглашений, в любом ином порядке, не противоречащем законам и правилам государства пребывания;

k) осуществление предусматриваемых законами и правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в этом государстве, а также в отношении их экипажа;

l) оказание помощи судам и самолетам, упомянутым в пункте “k” настоящей статьи, и их экипажу, принятие заявлений относительно плавания судов, осмотр и оформление судовых документов и, без ущерба для прав властей государства пребывания, расследование любых происшествий, имевших место в пути, и разрешение всякого рода споров между капитаном, командным составом и матросами, поскольку это предусматривается законами и правилами представляемого государства;

m) выполнение других функций, возложенных на консульское учреждение представляемым государством, которые не запрещаются законами и правилами государства пребывания или против выполнения которых государство пребывания не имеет возражений или же которые предусмотрены международными договорами, действующими между представляемым государством и государством пребывания".

Консулы, как правило, назначаются ведомством иностранных дел с уведомлением страны пребывания. Назначаемому консулу выдается главой государства, главой правительства или министром иностранных дел представляемого государства специальное удостоверение о его полномочиях – консулъский патент. Страна, принимающая консула, выдает ему специальное разрешение на исполнение обязанностей консула – консульскую экзекватуру. С этого момента начинается его консульская деятельность в пределах его консульского округа.

На здании, занимаемом консульством, может вывешиваться флаг и прикрепляться герб представляемого государства. На транспортном средстве консула также устанавливается флаг представляемого государства. Консульские учреждения пользуются иммунитетом – консульские помещения неприкосновенны.

Власти государства пребывания не могут вступать в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульского учреждения, иначе как с согласия главы консульского учреждения, назначенного им лица и главы дипломатического представительства представляемого государства. Тем не менее согласие главы консульского учреждения может предполагаться в случае пожара или другого стихийного бедствия, требующего безотлагательных мер защиты.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты консульских помещений от всяких вторжений или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия консульского учреждения или оскорбления его достоинства.

Консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также его средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции в целях государственной обороны или для общественных нужд.

Консульские помещения и резиденция штатного главы консульского учреждения, владельцем или нанимателем которых является представляемое государство или любое лицо, действующее от его имени, освобождаются от всех государственных, районных и муниципальных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Консульские архивы и документы неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения.

Штат консульских учреждений состоит из консульских должностных лиц, административно-технического и обслуживающего персонала.

Сотрудники консульских учреждений пользуются иммунитетами и привилегиями, которые отличаются от иммунитетов и привилегий, предоставляемых сотрудникам дипломатического корпуса.

Консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению, иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений.

Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы, иначе как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу.

Если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость задержания консульского должностного лица, судебное преследование должно быть начато против него в возможно короткий срок.

В случае ареста или предварительного заключения какого-либо работника консульского персонала или возбуждения против него уголовного дела государство пребывания незамедлительно уведомляет об этом главу консульского учреждения. Если последний сам подвергается таким мерам, государство пребывания уведомляет об этом представляемое государство через дипломатические каналы.

Работники консульского учреждения могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел. Консульский служащий или работник обслуживающего персонала не может отказываться давать показания. Если консульское должностное лицо отказывается давать показания, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания.

Орган, которому требуется показание консульского должностного лица, должен избегать причинения помех выполнению этим лицом своих функций. Он может, если это возможно, выслушивать такие показания на дому у этого лица или в консульском учреждении или же принимать от него письменные показания.

Работники консульского учреждения не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства.

Личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей, проживающих вместе с ними, который следует вместе с этими лицами, освобождается от досмотра. Он может быть досмотрен лишь в случае, если есть серьезные основания предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз и вывоз которых запрещен законами и правилами государства пребывания или которые подпадают под его карантинные законы и правила. Такой досмотр должен производиться в присутствии соответствующего консульского должностного лица или члена его семьи.

Государство пребывания обязано освобождать работников консульского учреждения и членов их семей, проживающих вместе с ними, от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких как реквизиция, контрибуция и военный постой.

Консульские сношения государства могут осуществлять также через так называемых почетных консулов, которые согласно ст. 58 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. тоже пользуются определенными привилегиями и льготами. Почетный консул – это лицо, не состоящее на государственной службе представляемого государства, но выполняющее по его поручению и с согласия государства пребывания консульские функции. За выполнение консульских функций почетный консул жалованья не получает, но может использовать в личных целях консульские сборы. Почетным консулом может быть и гражданин принимающего государства, но с согласия этого государства.

Привилегии и иммунитеты, предусматриваемые Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 г., не предоставляются членам семьи почетного консульского должностного лица или консульского служащего, работающего в консульском учреждении, возглавляемом почетным консульским должностным лицом.

С развитием и углублением всесторонних международных связей РФ с зарубежными странами все большее значение приобретает торгово-экономическая сфера. В этом направлении активизируется и деятельность консульской службы как содействие развитию торгово-экономических связей России и поддержка российского бизнеса, что полностью соответствует одной из консульских функций ст. 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Как отмечает генеральный консул РФ, ныне преподаватель Дипломатической академии МИД России, Г. Э. Лапин, анализ иностранной и отечественной практики показывает: чем активнее государственные организации, акционерные общества и частные фирмы участвуют в международной торговле, тем больше они нуждаются в услугах консульской службы, которая может оказать им конкретную помощь.

Выполняя свои служебные обязанности и наблюдая обстановку в своем консульском округе, консулы знают конкретные промышленные предприятия и торговые фирмы, методы их работы и меру надежности, имеют деловые и личные связи с некоторыми предпринимателями, встречаются с почетными консулами. Имея такую обширную информацию, они могут дать полезные консультации представителям российского бизнеса по вопросам экономической конъюнктуры на рынках многих зарубежных стран.

Консульская служба принимает активное участие в подготовке и организации проведения торговых и промышленных выставок Российской Федерации в их консульском округе. Подобные выставки имеют большое значение в развитии взаимовыгодного экономического сотрудничества, где не только демонстрируются многие новинки передовой техники, но и заключаются многочисленные полезные сделки.

Должностные лица российской консульской службы непосредственно способствуют установлению деловых связей между предпринимателями консульского округа и российскими бизнесменами.

Следует отметить, что Департаменту консульской службы и заграничным учреждениям РФ дано право проводить платное информационно-консультативное обслуживание российских и иностранных юридических и физических лиц.

Все это содействует развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между представляемым государством и государством пребывания, а также развитию дружественных отношений не только между странами, но и отдельными субъектами экономической деятельности этих стран.