Дипломатический протокол

Правила в форме международного этикета закреплены в дипломатическом протоколе, составляя важную его часть.

Дипломатический протокол — совокупность общепринятых правил, традиций, условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, дипломатическими работниками и другими официальными лицами в международном общении.

Дипломатический протокол основан на принципах суверенитета, равенства, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела стран, поэтому любые отступления от его требований могут повлечь за собой серьезные осложнения между государствами. Всякое нарушение его требований, даже неумышленное, рассматривается как нанесение ущерба престижу, достоинству и чести государства, политическим, экономическим и иным связям страны, ее престижу.

В соответствии с предписаниями дипломатического протокола осуществляются официальная переписка, назначение, аккредитование и отзыв дипломатических представителей, устанавливается их старшинство, проводятся международные конференции и переговоры, официальные визиты и приемы. Правилами дипломатического протокола определяются порядок официальных встреч и проводов гостей, форма одежды па официальных мероприятиях и поведение их участников. Разрешается в нем и порядок старшинства дипломатических представительств, который определяется в зависимости от времени вступления их глав в должность, т.е. от времени вручения верительных грамот. Впервые этот порядок был закреплен в постановлениях Венского конгресса от 19 марта 1815 г. и Аахенского конгресса от 21 ноября 1818 г.

Основой и фундаментом современного дипломатического протокола является Венская конвенция о дипломатических сношениях, разработанная комитетами и комиссиями ООН с целью кодификации посольского права и принятая в Вене 18 апреля 1961 г. В ней сформулированы общепризнанные положения и правила международной дипломатической практики, которым следуют все страны с учетом их национальных особенностей и обычаев.

В нашей стране в течение долгих лет единственным документом, в котором в какой-то мере были обобщены общепринятые требования международной вежливости, был циркуляр заведующего Протокольной частью Наркомата иностранных дел РСФСР Д. Т. Флоринского под названием "Краткая инструкция о соблюдении правил принятого в буржуазном обществе этикета" (1923 г.).

В Советском Союзе порядок приема зарубежных гостей определялся в основном решениями высших партийных органов, на основе которых составлялись рекомендации Министерства иностранных дел (МИД). И только в 1958 г. Протокольным отделом МИД СССР была разработана "Памятка министерствам и ведомствам по некоторым вопросам организации работы с приезжающими в Советский Союз иностранными делегациями", а в 1976 г. постановлением Политбюро ЦК КПСС были утверждены "Основные положения протокольной практики".

В начале 90-х гг. в соответствии с Указом Президента РФ от 20 января 1992 г. № 27 было утверждено Положение о Службе протокола Администрации Президента РФ, 3 июля 1995 г. Указом Президента РФ № 661 было утверждено новое Положение об Управлении протокола Президента РФ. Данное Положение действует в настоящее время. 23 февраля 1993 г. постановлением Правительства РФ № 162 были утверждены Основные положения протокольной практики Совета Министров — Правительства РФ, регулирующие проведение всех мероприятий, связанных с приемом иностранных делегаций.

В ходе административной реформы в 2004 г. Указом Президента РФ от 20 августа 2004 г. № 1183 утверждены Основные положения государственной протокольной практики РФ, в соответствии с которым создано Протокольно-организационное управление, куратором которого является руководитель протокола Президента РФ. В настоящее время подразделения, занимающиеся вопросами протокола, имеются в аппарате Правительства РФ, в ряде центральных органов федеральной власти, а также в субъектах Российской Федерации.

В системе российской дипломатической службы вопросами протокола занимается Департамент государственного протокола, являющийся структурным подразделением Министерства иностранных дел РФ. Департамент создан в целях обеспечения средствами и нормами дипломатического протокола внешнеполитических мероприятий РФ, применения единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны.

Основу дипломатического протокола составляет международная вежливость, регламентирующая отношение к государственному флагу, гербу, гимну и официальным лицам, а также реагирование на национальные праздники, избрание главы государства, стихийное бедствие и т.д.

В соответствии с протоколом визиты подразделяются на государственный, официальный, деловой (рабочий), неофициальный (частный), визит проездом.

Формат государственного визита в российской протокольной практике используется лишь в особых случаях и не более одного раза за время пребывания у власти главы зарубежного государства.

Государственный визит, имеющий большое политическое значение, предусматривает проведение общепринятых международных церемоний: торжественную встречу в аэропорту с участием почетного караула трех видов Вооруженных Сил РФ и исполнением государственных гимнов, сопровождение от аэропорта до резиденции эскорта мотоциклистов, проведение официального приема с обменом речами, вручение высокому гостю памятных подарков, организацию ряда других церемоний.

Официальный визит предусматривает участие в карауле одного вида Вооруженных Сил РФ, при остальных визитах почетный караул не участвует.

Протока оформление визита проездом (транзитом) сведено до минимума, протокольные мероприятия не проводятся, как и при неофициальных визитах.

Одна из повседневных процедур дипломатической практики прием — требует строжайшего следования установленным правилам дипломатического протокола, которые регламентируют вопросы вида приемов, поведения на них приглашенных и хозяев, прихода на прием и ухода с приема, формы одежды на приемах, сервировки, рассадки гостей за столом.

Дипломатическим протоколом регулируется и такая процедура, как обмен государственными подарками. В западных странах с устоявшимися традициями дипломатических сношений существуют специальные фонды подарков. Перечень и концепция презентов утверждаются службами протокола совместно с искусствоведами.

В советский период вопросу подарков высшим должностным лицам иностранных государств уделялось большое внимание, и стоили они немалых денег. Однако в последние десятилетия подход к этому вопросу в корне изменился. В большинстве стран в протокольную практику введены жесткие стоимостные ограничения на вручаемые и получаемые подарки. Так, в Великобритании они сегодня составляют 140 фунтов стерлингов, в США — 250 долларов. Наиболее ценные из принимаемых подарков подлежат передаче на государственное хранение.

Главы государств, другие официальные лица не только дарят, но и получают подарки. Вопрос дальнейшей судьбы таких подарков в разных странах решается по-разному. В России этот вопрос впервые законодательно урегулирован Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Пункт 6 ст. 17 этого Закона предусматривает положение о том, что "...Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации".

Выводы

1. Деловые контакты с представителями других культур приводят к положи тельному результату только тогда, когда они проходят в духе взаимопонимания и уважения, в атмосфере доброжелательности и взаимного доверия и осуществляются в соответствии с международными правилами, выработанными совместной практикой многих стран и поколений.

2. Правила международного этикета диктуют формы обращения, представления и знакомства, приветствия, порядок нанесения визитов, проведения встреч и бесед, дипломатических приемов, требования к внешнему виду дипломата, его одежде и поведению.

3. Основу дипломатического протокола составляет международная вежливость, регламентирующая отношение к государственному флагу, гербу, гимну и официальным лицам, а также реагирование на национальные праздники, избрание главы государства, стихийное бедствие и т.д.

4. Всякое нарушение его требований, даже неумышленное, рассматривается как нанесение ущерба престижу, достоинству и чести государства, политическим, экономическим и иным связям страны, ее престижу.