Дипломатические средства разрешения международных споров

ОГЛАВЛЕНИЕ непосредственных переговоров заключается в поиске решения разногласий самими спорящими сторонами путем установления непосредственного контакта и достижения соглашения между ними.

Переговоры — это наиболее удобное, простое и распространенное средство устранения разногласий.

Переговоры можно классифицировать: по предмету спора (мирные, политические, торговые и др.); по количеству участников (многосторонние и двусторонние); по уровню (межгосударственные, межправительственные, межведомственные) и другим основаниям. Переговоры ведутся как в устной, так и в письменной форме.

Одной из разновидностей переговоров являются консультации. В соответствии с ранее достигнутой договоренностью государства обязуются периодически или в случае возникновения определенного рода обстоятельств консультироваться друг с другом для устранения возможных разногласий.

Целями консультаций являются: обмен мнениями и информацией между государствами по вопросам, представляющим интерес, и координация позиций государств по существу обсуждаемых проблем; подготовка и представление государствам и международным организациям предложений о скоординированных шагах и совместных мерах по решению той или иной проблемы; обмен мнениями; формирование предложений в проекты повесток дня встреч руководителей государств и заседаний органов.

Процедура консультаций может быть подробно урегулирована в международных документах. Так, согласно Положению о порядке проведения консультаций между государствами — участниками Договора о коллективной безопасности (Москва, 28 марта 1997 г.), консультации проводятся:

а) в случаях, предусмотренных в Договоре о коллективной безопасности, а также перед важными международными форумами, в которых предполагается участие государств — участников Договора или рассмотрение вопросов, представляющих взаимный интерес;

б) по поручению Совета коллективной безопасности (СКБ) или рекомендации высших консультативных органов СКБ, а также перед сессиями СКБ и заседаниями высших консультативных органов СКБ;

в) по инициативе государств — участников Договора, или Генерального секретаря СКБ.

Консультации являются конфиденциальными. Информация о составе участников и содержании консультаций может подлежать опубликованию с согласия государств — участников Договора.

По Положению предусмотрены следующие виды консультаций:

а) незамедлительные консультации, проводимые по вопросам, связанным с возникновением угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету государств — участников Договора либо угрозы международному миру и безопасности. Незамедлительные консультации проводятся на уровне не ниже заместителей министров иностранных дел и заместителей министров обороны государств — участников Договора;

б) регулярные консультации, проводимые в соответствии с планом и перед заседаниями СКБ и высших консультативных органов СКБ, по важным вопросам международной и коллективной безопасности, затрагивающим интересы государства — участника Договора. Регулярные консультации проводятся в виде встреч полномочных представителей государств — участников Договора при Генеральном секретаре СКБ по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц. Для рассмотрения отдельных вопросов консультации могут проводиться на ином уровне.

Добрые услуги

Добрые услуги — это такой способ разрешения спора, при котором сторона, не участвующая в споре, по своей инициативе или по просьбе "тяжущихся" государств вступает в процесс урегулирования.

Цель добрых услуг состоит в установлении или возобновлении контактов между сторонами. При этом сторона, оказывающая добрые услуги, в самих переговорах не участвует; ее задача — облегчить взаимодействие спорящих сторон.

В соответствии с Протоколом об учреждении комиссии примирения и добрых услуг для разрешения разногласий, которые могут возникнуть между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.), при ЮНЭСКО учреждена Комиссия примирения и добрых услуг. На Комиссию возлагаются поиски взаимоприемлемого решения разногласий, возникающих между государствами, участвующими в Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования, касающихся применения и толкования указанной Конвенции. Комиссия состоит из 11 членов, которые должны быть лицами, известными своими высокими моральными качествами и беспристрастностью и которые избираются Генеральной конференцией ЮПЭСКО. Если какое-либо государство, являющееся участником Протокола, считает, что другое государство, также участвующее в этом Протоколе, не применяет положения Конвенции, оно может путем письменного сообщения привлечь внимание этого государства к данному вопросу. В трехмесячных срок с даты получения сообщения государство-получатель представляет государству-жалобщику письменные разъяснения или заявления. Комиссия занимается каким-либо переданным ей делом только после того, как она удостоверится, что все имеющиеся внутренние возможности уже использованы и исчерпаны в соответствии с общепринятыми принципами международного нрава.

Комиссия устанавливает факты после получения всей информации, которую она считает необходимой, и предоставляет свои добрые услуги в распоряжение государств, между которыми возникли разногласия, с тем, чтобы они могли прийти к дружественному решению вопроса на основе уважения Конвенции.