Б. Дипломатические представительства Европейского Союза

В целях поддержания на постоянной основе контактов с третьими странами ЕС открывает на их территории собственные постоянные дипломатические представительства, официально называемые делегации Союза (ст. 221 ДФЕС). Аналогичные представительства (делегации) Союз может открывать и при международных организациях, например, при ООН.

Возможность создания собственных дипломатических представительств является одной из важнейших форм реализации международной правосубъектности ЕС. Наличие такой возможности, называемой в международно-правовой науке "активным" правом посольства, дополнительно подтверждает наличие у Союза качества самостоятельного субъекта международных отношений и международного права, способного поддерживать взаимосвязи с другими странами и международными организациями.

Вместе с тем открытие представительств ЕС не влечет за собой прекращения деятельности дипломатических и консульских представительств государств-членов, с которыми делегации Союза обязаны работать "в тесном сотрудничестве" (§ 2 ст. 221 ДФЕС). В частности, именно консульства государств-членов осуществляют выдачу виз гражданам третьих стран, желающим отправиться в поездку в ЕС (в отношении государств-членов, входящих в Шенгенское пространство, соответствующие права и обязанности визовых отделов их консульств закреплены в Визовом кодексе ЕС 2009 г.).

Например, в столице Российской Федерации г. Москве в настоящее время аккредитованы посольства и консульства всех 27 государств – членов ЕС и отдельно делегация Союза. Консульские представительства некоторых государств-членов расположены также в других городах нашей страны (в частности, Санкт-Петербурге).

Делегации Союза в третьих странах и при международных организациях является подразделениями специализированного органа внешних сношений ЕС – Европейской службы внешнеполитической деятельности, статус которой определяет специальное решение Совета ЕС – Решение 2010/427/ЕС Совета от 26 июля 2010 г., устанавливающее организацию и функционирование Европейской службы внешнеполитической деятельности (см. ниже).

Они находятся в подчинении Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (§ 2 ст. 221 ДФЕС). Указания (инструкции) делегациям Союза также может давать Европейская комиссия применительно к сферам внешней компетенции ЕС, в которых она выступает представителем Союза, прежде всего, по вопросам внешнеторговых связей ЕС со страной пребывания (§ 3 ст. 5 "Делегации Союза" Решения 2010/427/ЕС).

Текущее руководство деятельностью каждого дипломатического представительства ЕС осуществляет глава делегации, назначаемый и освобождаемый от должности Верховным представителем. Глава делегации вправе официально представлять интересы Союза в стране пребывания, в том числе заключать контракты и выступать от его имени в судах (§ 6 ст. 5 и § 5 ст. 6 Решения 2010/427/ЕС).

При открытии делегации в третьей стране или при международной организации Союз должен получить их согласие (агреман). Подписание соответствующих договоренностей с государствами пребывания, в том числе относительно дипломатических привилегий и иммунитетов сотрудникам и имуществу делегации, возлагается на Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности (§ 6 ст. 5 Решения 2010/427/ЕС).

Кроме открытия дипломатических представительств в третьих странах и при международных организациях ("активное" право посольства), ЕС также аккредитует представительства (миссии) третьих стран и международных организаций при ЕС ("пассивное" право посольства). Такие представительства обычно размещаются в Брюсселе, где расположены большинство институтов ЕС и работает Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности. Постоянное представительство при ЕС имеется и у Российской Федерации.

В соответствии со ст. 16 Протокола о привилегиях и иммунитетах Европейского Союза, прилагаемого к учредительным документам ЕС: "Государство-член, на территории которого расположено местонахождение Союза, предоставляет аккредитованным при Союзе миссиям третьих стран дипломатические иммунитеты и привилегии, признаваемые в силу обычая".