Династия 0

Исида и Осирис произвели на свет бога Гора, который изображался иероглифом сокола или человеческой фигурой с головой сокола.

Гор одновременно – бог-царь и последний в ряду божеств, являющихся владыками в начале египетской истории, о которых в более позднее время очень подробно рассказывают царские папирусы из Турина. Единство царя и бога отчетливо выразилось в египетском искусстве – голова царя опирается на крылья сокола, царь как бы мыслится единым с богом Гором. Боги – цари древнеегипетской мифологии – образуют так называемую династию 0. Кроме Гора-сокола в нее включают Гора-скорпиона, Гора-Ра, Гора- Саха. Они образуют небесную династию царей.

Атрибутом власти бога и фараона был сехем – жезл. Слово "сехем" служит для обозначения понятия "власть", когда речь идет о стоящих между богами и людьми сущностях вроде звезд. Сехем означает также богов, у Осириса прозвище – "Большой Сехем, который живет в финитском номе". Сехем как фетиш может стать формой проявления божественной силы. Речь идет о посохе властителя, на верхней части которого нарисована пара глаз.

Заканчивает период династии 0 полулегендарный основатель царства фараонов Нармер, которого часто отождествляют с основателем I династии фараонов. Он объединил оба египетских царства и представлял воплощение Гора в человеке – Гор-фараон. Божественность царя ясно выражается в том, что он, согласно древним представлениям, является одной из форм явления бога-сокола Гора, имя которого, вероятно, обозначает "даль", является небесным божеством, которое касается кончиками своих крыльев границ земли.

Культ фараона

Мировой порядок в эпоху Древнего царства характеризует идея святости фараонов. Бог-царь – это сила, приводящая в движение упорядоченную игру жизненных сил: Он "одарен жизнью" и поэтому может "одаривать жизнью". Он есть то, что "удерживает сердца в жизни". Царь – "владыка Маата" и "осуществляющий Маат". Слово "Маат" – центральное понятие для обозначения мирового порядка в Древнем царстве. Маат обычно переводится как "справедливость" или "истина".

Богиня Маат является персонификацией закономерности, лежащей в основе всего сущего. Она олицетворяет понятия "право", "правда" и "миропорядок". Древнейший иероглиф "Маат" – кресло с прямой спинкой – отражал, вероятно, прямизну тронного пьедестала, который, в свой черед, символически изображал изначальный холм. Без Маат нет жизни. Она – пища и питье бога Ра. Судьи считались священниками Маат. Во время суда над мертвым сердце его взвешивалось на весах справедливости, причем противовесом служили перья Маат (символ правды). Показания весов записывал бог Тот.

Сфера власти фараона была табу для обыкновенных людей. Коротко и ясно это выразилось в древнем изречении, характеризующем шествие фараона: "Идет бог – защита земли". Владыку Древнего царства окружала опасная для обычных людей сфера магической силы. Обыкновенный человек даже не мог к ней приближаться. Если во время шествия фараона один из его приближенных случайно касался ногой одного из скипетров фараона, фараон сейчас же выкрикивал заздравную для него, чтобы изгнать опасность, исходящую от его знаков власти и снасти задевшего от смерти.

На представлениях о том, что все вокруг фараона – это табу для обыкновенных людей, основан и очень ранний обычай сакрального убиения свиты фараона во время похорон фараона. Захоронения первой династии показывают нам, что после естественной смерти фараона всех членов его семьи и его двор хоронили поблизости от гробницы фараона, чтобы сила фараона, поддерживающая жизнь, продолжала действовать на них. Царь I династии Хор Джер (Хват) погребен на кладбище в Абидосе (Умм эль-Кааба), вместе с ним захоронены 338 слуг и женщин гарема, что является доказательством человеческих жертвоприношений в период правления первой династии.

Первым ударом по идее о святости фараонов было возвышение бога солнца Ра, произошедшего из круга космических богов Восточной дельты. Этот бог способствовал очеловечиванию фараонов, так как, когда стали поклоняться ему, на место прежней идентичности фараона с верховным богом пришли представления об отце и сыне. Если раньше фараона рассматривали как воплощение бога-сокола Гора, то постепенно этот бог становится первым и высшим творением, сыном бога солнца. Но вместе с этим признанием была поколеблена вера в фараона-бога.

Крушение Древнею царства. Смена культов

В учении фараона Ахтоя II (X династия) говорится все время только о "боге" (ntr), а не о многочисленных богах политеистического пантеона. В нем говорится: "Бог оберегает людей, свое стадо. Он создал им на радость небо и землю. Он обуздал силу пра-воды, он создал для их обоняния аромат жизни. Они – его подобие, они вышли из его тела. Он взошел на небо ради их сердец и ради того, чтобы глядеть на них. Он создал для них растения и зверей, птиц и рыб, чтобы прокормить их... Он уже в материнском лоне создал им господина как повелителя, чтобы было на кого опереться слабому... Он убил среди них злодеев... Посмотри, бог знает имя каждого".

По эта попытка была предпринята фараоном Аменхотепом IV (XVIII династия, ок. 1361 – 1340 г. до н.э.). Город (сегодняшний Телль аль-Амарна) он назвал именем бога солнца, провозглашенного им единственным богом, Атон, Ахет-Атон ("горизонт солнечного круга"). Он изменил свое имя: из Аменхотеп ("Амой доволен") он сделал Эхнатон ("Атон нравится"). С большим усердием искоренялось почитание древних богов, даже слово "боги" во множественном числе было стерто с памятников. После смерти фараона последовала быстрая реакция традиционных сил египетской религии, с успехом отвергших поклонение одному богу.

Древний Египет, его государство, его культура, язык и религия – это явления, которые принадлежат истории. Царство фараонов окончательно исчезло, когда Александр завоевал Египет после битвы при Исосе (332 г. до н.з.) и Египет был втянут в культурный мир эллинизма, а египетская культура потеряла свое значение как сила, объединяющая людей, живущих на Ниле.

Религия Древнего Египта не сохранилась как живое цельное явление, но как символ она живет в герметическом своде времен греческой и римской античности, в алхимических трактатах Средних веков и герметизме эпохи Возрождения, в толкованиях и пророчествах Нострадамуса, в египетском масонстве графа Калиостро, в видениях и "Книге Тога" Эттейлы в Новое Время, в "Равноденствии Богов" Алистера Кроули в XX в.