Динамика развития инновационного менеджмента

Справедливо считается, что возникновение инновационного менеджмента произошло уже на начальных этапах эволюции управленческой деятельности и неразрывно связано с разделением труда в системе общественного производства. Ремесленник, единолично выполняя закупочные, производственные, сбытовые и управленческие функции, в условиях конкуренции стал отчетливо понимать, что для того чтобы усовершенствовать продукцию, процесс ее производства (т.е. создать инновации) и опередить конкурентов, нужно потратить часть ресурса времени. В результате сокращается ресурс времени на выполнение остальных хозяйственных функций. Дальнейший рост сложности и увеличение масштабов производства привели человечество к разделению труда, которое затронуло и сферу управления. Собственники производства для повышения его эффективности передавали часть своих функций наемным работникам – профессиональным руководителям по функциональным направлениям, включая совершенствование продукции, технологий, организации деятельности, продвижения товара на рынке и т.д.

Современное учение о разделении труда было разработана в 1776 г. А. Смитом. Он рассмотрел экономические преимущества специализации труда и доказал, что разделение производственного процесса на ряд составляющих его фаз, каждая из которых выполняется отдельными рабочими, существенно повышает мастерство рабочих, а значит, и эффективность производственно-хозяйственной деятельности в целом.

Рассматривая инновационный менеджмент как составляющую менеджмента организации, проследим динамику наиболее активного его развития в XX – начале XXI в. (табл. 1.2) применительно к циклам экономической активности К. Жугляра – 10-летние циклы.

Таблица 1.2

Динамика развития инновационного менеджмента как составляющей менеджмента организации

Годы

Концепция

менеджмента

организации

Основная идея концепции менеджмента организации

Концепция

инновационного

менеджмента

Основная идея концепции инновационного менеджмента

1900-1910-е

Концепция

научного

управления

Точные законы, правила, принципы и методы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей

Концепция научного управления

Согласно теории Ф. Тейлора повышение эффективности производства осуществляется за счет использования новых знаний, заимствованных из других научных областей. Производится фиксация более высоких требований к производству в нормативной документации

1910-1920-е

То же

То же

Концепция ориентации на инновационные изменения

Базируется на пяти типичных изменениях, присущих инновациям, выделенных Й. Шумпетером:

– использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа);

– внедрение продукции с новыми свойствами;

– использование нового сырья;

– изменения в организации производства и его материально- технического обеспечения;

– появление новых рынков сбыта

1920-1930-е

Концепция

админи

стративного

управления

Фирма рассматривалась как замкнутая система, состоящая из множества взаимосвязанных элементов, улучшение функционирования которой обеспечивается внутрифирменной рационализацией (административным ресурсом) без привлечения дополнительных ресурсов из внешней среды

Концепция планирования последовательности технологических операций

Внедрение результатов исследования системы "человек – машина"

Г. Гантта, позволившее связать организационные и мотивационные аспекты производства. Создание метода планирования последовательности операций (диаграммы Гантта)

1930-1940-е

Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений

Производительность труда рабочих может увеличиваться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе

Концепция научной организации рабочих мест за счет учета психологического фактора в трудовом процессе

Внедрение результатов исследования Ф. Гилберт и Л. Гилберт трудовых движений и достижений производственной психологии. Ученые, исследуя технологические операции, разработали методику микроанализа движений, что положило начало научной организации рабочих мест

1940-1950-е

То же

То же

Концепция координации процессов производства

Объединение идеи взаимозаменяемости деталей и сборочной подлинии, использование концепции координируемой (синхронизируемой) сборочной линии

1950-1960-е

Концепция

системного

подхода

Руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды

Концепция

рационализации

управленческих

решений

В 1938 г. Дж. Атанасов описат и построил первый цифровой компьютер. Это и последующие достижения в области компьютеризации обеспечили инновационный менеджмент возможностями многовариантного решения крупных проблем, которые ранее в силу их громоздкости не могли рассматриваться

1960-1970-с

Концепция поведенческого подхода

Процесс управления рассматривается как последовательность циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий – функций у правлен ия (i ыан ирован ие, организация, контроль, мотивация и т.д.)" образующих линию поведения организации

Концепция модели "технологического толчка" (technology push) G1

В качестве источника инновационных идей рассматривались достижения науки и техники. Модель "технологического толчка" описывалась в виде линейной последовательности циклично повторяющихся этапов. Простой линейно-последовательный процесс был акцентирован на НИОКР при отношении к рынку лишь как к потребителю инноваций

1970-1980-с

Концепция ситуационного подхода

Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде приводит к тому, что не существует единого и неизменного оптимального способа управления фирмой. Самым эффективным в текущий момент становится метод, наиболее соответствующий данной ситуации

Концепция модели "рыночной тяги" G2

Модель "вызов спроса" ('market pull) предполагает, что коммерчески успешные нововведения появляются в результате учета запросов потребителей и адекватной реакции на них корпоративных НИОКР. Таким образом, в качестве стартовой позиции инновационного процесса стал рассматриваться рыночный спрос, который задавал направление (за счет "рыночной тяги") научным исследованиям, затем повторялась цепочка событий линейного процесса

1980-1990-с

Концепция

культуры

управления

Повышение эффективности организации в результате повышения эффективности ее человеческих ресурсов посредством исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основная цель – оказать помощь работнику через осознание им его собственных возможностей на основе применения положений науки о поведении для построения и управления организациями

Концепция сопряженной (coupling) инновационной модели G3

Сопряженная модель инновационного менеджмента заключается в выделении логически последовательных, функционально обособленных, но взаимодействующих и взаимозависимых этапов, отражающих нелинейность процессов создания нововведений, включая интегрированность, интерактивность, рскру- сивность и совмещенность.

В качестве центрального звена модели выбирается наиболее ресурсоемкий этап инновационного процесса – разработки, в том числе конструирование.

В результате инженерно- конструкторской деятельности происходят непрерывные изменения, незначительные в отдельности, но дающие большой эффект в совокупности

1990-2000-е

Концепция инновационного подхода

Целевая ориентация на постоянное обновление (инновационные признаки):

– создание нового товара;

– использование нового сырья (более дешевого или более качественного);

– применение новых технологий;

– формирование новых (более рациональных) организационных структур;

– освоение новых рынков (сбыта продукции, капитала, более дешевой или более квалифицированной рабочей силы)

Концепция интегрированной инновационной модели G4

Интегрированная модель инновационных процессов базируется на одновременной работе над идеей нескольких групп специалистов, действующих в нескольких направлениях, что ускоряет решение проблемы.

Разработка нового товара наиболее эффективна в тех случаях, когда с самого начала имеет место тесное сотрудничество между отделом исследований и разработок, техническим, производственным, маркетинговым и финансовым иод раз дел ей и я м и ком па н и и. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована специальной мсжфункциональной группой

2000-2010-е

Концепция управления по целям

Структуризация и детализация глобальных целей организации до частных целей уровня компетенции конкретных исполнителей, с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей

Концепция инновационной модели стратегических сетей G5

Инновационный процесс в инновационной модели стратегических сетей является не только межфункциональным, но также носит мультиинституциональный, сетевой характер. Модель G5 отражает целевое взаимодействие основных институтов (сама компания, ее поставщики, конкуренты, потребители), результатом которого становится инновация

2010-2020-е

Концепция

информа

ционных

технологий

Информатизация общества, базирующаяся на использовании информационных технологий, является необходимым условием успеха в деятельности любой организации

Концепция инновационной модели информационных технологий G6

Невозможность возврата проектов на более ранние этапы в моделях поколения G5 привела к дальнейшему смещению центра тяжести инновационного продукта от материальной к интеллектуальной составляющей, представленной надежной информацией

В 1900-е гг. в менеджменте организации получила развитие концепция научного управления, основоположником которой является Фредерик У. Тейлор (США). Опубликование его книги "Принципы научного управления" послужило признанию менеджмента как науки и самостоятельной области исследования. По словам Ф. Тейлора: "Научный менеджмент – искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом".

Фредерик У. Тейлор и его последователи (Ф. Гилберт, Л. Гилберт, Г. Гантт) сформулировали важный вывод о том, что работа по управлению – самостоятельная специальность и что фирма в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает лучше всего.

В концепции научного управления показано, что точные законы, правила, принципы и методы, используемые в пауке и технике, могут быть эффективно использованы в практике управленческой деятельности фирмы для достижения намеченных целей.

В качестве примера использования концепции научного управления рассмотрим сформировавшуюся в 1960-е гг. в Японии концепцию управления, основанную на принципе регулирования отношения сигнал/шум.

Понятие отношения сигнал/шум широко используется в радиолокации. Рассмотрим процесс передачи сигнала на частоте /0 (рис. 1.6).

Рис. 1.6. Процесс выделения полезного сигнала на фоне шумов

Сигнал поступает в приемник на частоте f0 с амплитудой Us. Приемник, обладающий чувствительностью в диапазоне частот от 0 до fh, помимо полезного сигнала с амплитудой Us, поступающего в очень узкой полосе в окрестностях частоты f0, принимает шумы внешнего и внутреннего происхождения с амплитудой Uh во всей полосе чувствительности от 0 до f h.

Если сопоставить величину получаемого сигнала и шумов во всей полосе чувствительности приемного тракта, то можно убедиться, что

Таким образом, передаваемый узкополосный сигнал растворяется в широкополосных шумах. В этом случае принято говорить о том, что отношение сигнал/шум меньше единицы.

Чтобы выделить полезный сигнал на фоне шумов, в приемнике устанавливается узкополосный фильтр в диапазоне частот от f1 до f2. В результате сигнал остается, а основная масса шумов с частотой от f1 до f0 и от f2 до fh отфильтровывается, т.е. отношение сигнал/шум становится гораздо больше единицы:

Перенося рассмотренный принцип на управление организацией, японские менеджеры в качестве базовой идеи рассматривали необходимость выделять, сохранять и развивать все, что идет на благо организации (сигнал), а все, что мешает развитию организации (шум), – исключить.

Основными принципами научного управления Ф. Тейлора являются:

– разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

– абсолютное следование разработанным стандартам;

– подбор, обучение и расстановка кадров на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;

– оплата по результатам труда;

– использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям;

– поддержание дружеских отношений между рабочими и менеджерами для обеспечения научного управления.

Авторы концепции научного управления посвящали свои исследования в основном проблемам управления производством и вопросам повышения эффективности производства в частности.

Важной идеей авторов этой концепции явилось систематическое использование стимулирования работников, с тем чтобы заинтересовать их в увеличении производительности труда.

Отправной точкой развития инновационного менеджмента в 1900-е гг., как и общего менеджмента, считается концепция научного управления Тейлора. При реализации концепции научного управления достигалось повышение эффективности производства за счет использования новых знаний, заимствованных из других научных областей. Кроме того, на основе достигнутых результатов осуществлялась перманентная фиксация более высоких требований к производству в нормативной документации.

В 1910-е гг. в инновационном менеджменте получила развитие концепция, ориентированная на инновационные изменения, сформулированные И. Шумпетером: сырьевые, продуктовые, технологические, организационные и рыночные.

В 1920-1930-е гг. в общем менеджменте получила развитие концепция административного управления, направленная на разработку общих проблем и универсальных принципов управления фирмой в целом. По мнению авторов концепции, следование предлагаемым принципам, несомненно, приводит организацию к успеху. В рамках концепции административного управления было сформулировано понятие организационной структуры фирмы как иерархической системы. Фирма рассматривалась как замкнутая система, улучшение функционирования которой обеспечивалось внутрифирменной рационализацией деятельности без учета влияния внешней среды. В этой концепции, получившей название классической теории управления, появилось понимание того, что для более эффективного достижения целей фирмой можно управлять систематизи-

рованно. Управление рассматривалось как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование, организация, контроль.

В качестве базовых элементов любой системы в концепции административного управления рассматривались цели, достигаемые путем решения совокупности задач, требующих применения соответствующих технологий, которые могут реализовать специалисты (люди) различных профессий в рамках определенной организационной структуры, построенной с учетом горизонтального (функционального) и вертикального (иерархического) разделения труда.

Таким образом, главный принцип концепции административного управления заключается в рассмотрении исследуемого объекта как системы, состоящей из множества элементов, рациональное расположение которых, с учетом необходимых связей между элементами, позволяет повысить эффективность системы без дополнительного вложения ресурсов (материальных, финансовых, людских и временны́х).

По высказыванию одного из представителей классической теории управления А. Файоля, сделанному в 1923 г., "...управлять – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать". Файоль рассматривал административное управление как совокупность принципов, правил и приемов, направленных на осуществление предпринимательской деятельности и рационального (оптимального) использования ресурсов и возможностей фирмы. Ему принадлежит также разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

Рассматривая организацию как единый организм, Файоль считал, что для нее характерны шесть видов деятельности (функций):

– техническая (производство);

– коммерческая (закупка, сбыт);

– финансовая (поиск и рациональное использование финансовых ресурсов);

– деятельность по безопасности (защита собственности организации);

– эккаунтинг (анализ, учет, статистика);

– управление (планирование, организация, распорядительство, координация и контроль).

Классики научного управления Ф. Тейлор (1856– 1915), А. Файоль (1841–1925), Г. Эмерсон (1853–1931) и М. Вебер (1864–1920) сформулировали базовые принципы научного управления: четкое определение целей, экономический подход, разделение труда, специализация работы, научный подбор кадров, полный контроль и учет, стандартизация операций, поощрение инициативы, индивидуальная ответственность за решение, иерархичность управления, подчиненность индивидуальных интересов общим (корпоративный дух), научное обучение, экономическая мотивация труда, соответствие работы и квалификации, стабильность персонала, привлечение специалистов, регулирование процессов, централизация.

Приведем определения принципов управления по Файолю.

Разделение труда – выполнение большей по объему и с более высоким качеством работы за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены усилия.

Полномочия и ответственность – право отдавать приказы и необходимость отвечать за свои действия.

Дисциплина – уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее работниками.

Единоначалие – получение работником приказаний только от одного непосредственного начальника.

Единство управления – такая организация труда, когда каждая группа, действующая в рамках одной цели, объединена единым планом и имеет одного руководителя.

Подчиненность личных интересов общим – интересы организации для каждого работника или группы работников стоят выше их личных интересов.

Вознаграждение персонала – справедливая оплата работы с целью обеспечения верности фирме и материальная поддержка работников.

Централизация – определение меры сосредоточения власти, позволяющей обеспечить наилучшие возможные результаты деятельности фирмы.

Скалярная цепь – ряд лиц, стоящих на руководящих должностях от высшего до низового звена.

Порядок – определение своего места для всего и всех.

Справедливость – сочетание доброты и правосудия.

Стабильность рабочего места для персонала – фактор повышения эффективности организации.

Инициатива – проявление активности в разработке планов и обеспечении их успешной реализации, придающих организации силу и энергию.

Корпоративный дух – результат объединения персонала в союз единомышленников.

Считая свои принципы универсальными, А. Файоль, однако, подчеркивал, что применение их на практике должно носить гибкий характер и зависеть от конкретной ситуации.

В 1920-1930 -е гг. в инновационном менеджменте получила развитие концепция планирования последовательности технологических операций Гантта. Ученый рассматривал технологический процесс как комбинацию отдельных операций и разработал метод планирования последовательности операций, известный как диаграмма Гантта, отражающая планы загрузки производственных мощностей во времени.

В 1930–1950-е гг. получила развитие концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений, которая впервые определила менеджмент как "обеспечение выполнения работы с помощью других лиц".

Американский психолог А. Маслоу (или А. Маслов – русский эмигрант) показал, что мотивами поступков людей являются не экономические потребности, как считали сторонники концепции научного управления, а потребности, которые не могут быть удовлетворены в денежном выражении.

В известной пирамиде человеческих потребностей Маслова выделено пять уровней (табл. 1.3).

Таблица 1.3

Характеристика уровней человеческих потребностей пирамиды человеческих потребностей Маслова

Уровень потребностей

Формы проявления потребностей

Средства удовлетворения потребностей

Характер потребностей

Самовыражение

Стремление к достижению результатов в любимом деле

Обеспечение возможности работать творчески

Социальный

Признание и самоутверждение

Желание занимать определенное положение в коллективе

Присвоение рангов или званий

Принадлежность и причастность

Стремление установить дружеские отношения с сотрудниками

Поощрение создания неформальных групп

Стабильность и безопасность

Стремление к достойному уровню жизни и предотвращению опасных изменений

Обеспечение достойного уровня оплаты труда и создание системы страхования

Экономический

Физиологические потребности (выживание)

Стремление получить пищу, тепло, отдых

Соблюдение временны́х норм труда, создание доступной системы питания

Согласно этой концепции производительность труда рабочих может увеличиться не столько в связи с увеличением заработной платы, сколько в результате изменения отношений между рабочими и менеджерами, повышения удовлетворенности рабочих своим трудом и отношениями в коллективе.

Базируется концепция на положении о том, что основой увеличения производительности труда работников является умелое использование приемов управления межличностными отношениями для повышения удовлетворенности работников результатами своего труда.

В 1930–1940-е гг. в инновационном менеджменте получила развитие концепция научной организации рабочих мест за счет учета психологического фактора в трудовом процессе. Ф. Гилберт и Л. Гилберт показали, что основные элементы производственных операций не зависят от содержания работы. В то же время на основе разработанной методики микроанализа движений при осуществлении технологических операций была показана возможность научной организации рабочих мест. Л. Гилберт подчеркивала большое значение психологического фактора в трудовом процессе. Не случайно многие ее работы посвящены проблеме управляемости рабочего.

В 1940–1950-е гг. в инновационном менеджменте получила развитие[1] концепция координации процессов производства, когда в результате внедрения Ч. Соренсоном в 1942 г. изобретения Г. Форда (1913) была создана синхронизированная сборочная линия. В результате идеи взаимозаменяемости деталей и сборочной подлинии были объединены и дополнены концепцией координируемой сборочной линии.

В 1950-X гг. в менеджменте организации получил распространение системный подход к управлению. Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов (включая задачи, технологии, организационную структуру и людей), которые ориентированы на достижение различных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Системный подход характеризуется использованием систематизирующих и интегрирующих принципов, включая разработку и применение теории систем, теории исследования операций, экономико-статистических методов и компьютеризации.

Рассмотрим деятельность организации с позиций теории исследования операций с использованием положений концепции системного подхода и концепции научного управления (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Деятельность организации с позиций теории исследования операций

В качестве типового задания (заказа) X для организации примем востребованность на рынке определенной продукции (товара или услуги). Для выполнения задания X создается система Y, состоящая из множества взаимосвязанных функциональных элементов yi (Y Î{yi}).

Поскольку потребности рынка постоянно меняются, т.е. задание X является функцией времени – X(t), то для выполнения конкретного задания X система Y должна быть построена соответствующим образом.

Подготовка системы Y осуществляется с использованием параметров настройки YX. проводится до начала выполнения операции (задания) X и заключается в определении необходимого уровня производственных мощностей, специфики их использования, требований к качеству продукции и т.д. В ходе выполнения операции производится "подстройка" системы Y таким образом, чтобы оптимизировать процесс выполнения. Корректировка осуществляется с помощью параметров управления Ux.

В результате организация (система Y) за счет использования параметров настойки Yx до начала выполнения задания и параметров управления Ux в процессе выполнения задания на протяжении достаточно длительного времени может поставлять на рынок продукцию, соответствующую по качеству рыночному заказу X.

Принципиальной особенностью концепции системного подхода к управлению является учет многомерности организации и процессов управления ею. Необходимо учитывать в управленческой деятельности влияние и взаимодействие множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих прямое и косвенное воздействие на ее функционирование. Получаемый при этом системный (синергетический) эффект выражается в том, что целое качественно отличается от простой суммы составляющих его частей.

В 1950-х гг. в инновационном менеджменте получила распространение концепция рационализации управленческих решений. Достижения в области компьютеризации обеспечивали многовариантность решения проблем, что ранее в силу громоздкости задач было невозможным.

Одним из наиболее ярких достижений этого периода можно считать создание в 1957 г. метода критического пути (СРМ). Основополагающим моментом в создании этого метода было исследование возможностей эффективного использования вычислительной машины Univac на фирме Dupon при планировании и создании планов-графиков больших комплексов работ по модернизации заводов этой фирмы. В результате был создан рациональный и простой метод (Уолкера – Келли) управления проектом с использованием ЭВМ, который был назван СРМ (Critical Path Method) – метод критического пути.

Критический путь – это схема наиболее полного описания пути выполнения работ в сетевом графике. Продолжительность критического пути определяет минимальную общую продолжительность работ по проекту в целом. Время выполнения всего проекта может быть сокращено за счет уменьшения времени выполнения задач путем помещения их на критический путь. Это требует концентрации внимания менеджера на критических работах.

Метод критического пути основан на графическом представлении задач (работ) по проекту (в виде вершин) и задании ориентировочного времени их выполнения в виде линий, соединяющих вершины (рис. 1.8).

Основное преимущество метода критического пути заключается в управление сроками выполнения задач, которые не лежат на критическом пути, поскольку при выполнении проекта выбираются и выполняются работы, которые нс влияют на время выполнения независимых составляющих работ проекта.

Следует признать, что, несмотря на появление в последующем других методов рационализации управленческих решений, например метода анализа и оценки программ PERT (Program Evaluation and Review Technique), графическое представление метода критического пути является наиболее распространенной схемой выполнения работ на сегодняшний день.

В 1960-е гг. в менеджменте организации получил развитие поведенческий подход к управлению, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, оценивалась не как авральный процесс, который необходимо использовать, когда ситуация уже выходит из-под

Рис. 1.8. Графическое представление метода критического пути

контроля, а как серия последовательных, циклически повторяющихся, взаимосвязанных действий. Эти действия реализуют функции управления (маркетинг, планирование, организация, оперативное руководство, контроль, мотивация), образующие процесс управления как некоторую линию поведения организации на рынке.

Следует отметить, что середина XX в. стала своеобразным водоразделом в экономическом развитии, поделившим менеджмент на эпохи "до" и "после".

До начала 1960-х гг. страны с развитой рыночной экономикой имели быстрорастущий рынок. Например, в США он характеризовался внедрением новых производственных технологий, высоким уровнем специализации, изобилием природных ресурсов, минимальным государственным регулированием экономики. Спрос покупателей на товары в основном превышал предложение продавцов, т.е. имел место рынок продавца. В этих условиях основное внимание менеджмента было направлено на то, как насытить рынок, т.е. на поиск резервов в производстве продукции.

Выпущенные товары так или иначе попадали потребителю: производство, оптовая и розничная торговля работали без тесной увязки друг с другом. Поэтому производители увеличивали свою конкурентоспособность в первую очередь за счет более быстрого насыщения рынка.

В начале 1960-х гг. стал формироваться рынок покупателя, для которого характерно превышение предложения над спросом. В такой ситуации продавцы испытывают трудности со сбытом продукции по предлагаемым ими ценам. Не случайно в те годы в менеджменте получила развитие концепция поведенческого подхода, в соответствии с которой производитель должен подстраиваться под потребителя. Потребители стали более разборчивыми, требовали продукцию более высокого качества, но недорогую, требовали удобного и разнообразного информирования и обслуживания. Это привело к необходимости поиска новых путей создания конкурентных преимуществ.

В 1960-е гг. в инновационном менеджменте получила развитие концепция модели "технологического толчка" G1, описывающая инновационную деятельность в виде линейной последовательности циклично повторяющихся этапов. Основной акцент в этой концепции сделан на разработки – НИОКР, определяющие поведение производителя па рынке посредством технологического толчка, когда

у потребителя возникает интерес к приобретению инновационной продукции.

В 1970-е гг. в менеджменте организации получила распространение концепция ситуационного подхода к управлению, которая предполагает, что пригодность конкретных методов управления определяется ситуацией – набором обстоятельств, которые оказывают воздействие на функционирование организации в данное время. Обилие меняющихся во времени факторов в самой фирме и в окружающей среде вынуждают отказаться от какого-то одного неизменного оптимального способа управления фирмой.

Самым эффективным в данный момент становится метод, наиболее соответствующий сложившейся ситуации.

В 1970-е гг. в инновационном менеджменте получила распространение концепция модели "рыночной тяги" G2. Возросшая неопределенность и коммерческий риск радикальных нововведений привели к тому, что в инновационной деятельности возобладал мотив краткосрочности и быстрой окупаемости затрат на НИОКР, появился интерес к имитации новшеств, иногда сопровождаемой их незначительными конструктивными изменениями. На этом фоне более успешной стала вторая модель инновационного процесса, получившая название "вызов спроса" (market pull).

В соответствии с этой моделью предполагалось, что коммерчески успешные нововведения появляются в результате восприятия запросов потребителей и адекватной реакции на них сферы корпоративных НИОКР. Таким образом, в качестве стартовой позиции инновационного процесса стал рассматриваться рыночный спрос, который задавал направление научным исследованиям, затем цепочка событий линейного процесса повторялась. Таким образом, по своей сути модель G2 – это та же линейно-последовательная модель G1, но с акцентом на важность рынка.

В 1980-е гг. в менеджменте организации получила распространение концепция управления с позиций науки о поведении (культуры управления). Эта концепция основана на повышении эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Для этого проводятся исследования различных аспектов: социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменения содержания работы, качества трудовой жизни и т.д. Основная цель этой концепции – помочь работнику раскрыть свои возможности на благо организации. Таким образом, в этой концепции воздействие на людей рассматривается как мощный инструмент культуры управления (организационной культуры).

В 1980-е гг. государства стали выходит из мирового экономического кризиса. Рынок насыщался товарами и услугами. Появление большого количества товаров, схожих по свойствам и цене, вынуждало повышать культуру управления в организациях.

Среди организаций, выпускающих товар со сходными характеристиками, преимущество получает та, у которой:

– выше качество обслуживания потребителей;

– лучше взаимоотношения внутри организации, в том числе те, которые может наблюдать потребитель;

– есть фирменный стиль, почерк, позволяющий отличить ее от других, занимающихся аналогичной деятельностью.

В 1980-е гг. в инновационном менеджменте получила распространение концепция сопряженной инновационной модели G3. В моделях этой серии, одним из вариантов которой является модель Клайна – Розенберга, выделяются логически последовательные, функционально обособленные, но взаимодействующие и взаимозависимые этапы, отражающие нелинейность процессов создания нововведений, включая интегрированность, интерактивность, рекрусивность и совмещенность.

Таким образом, модель G3 представляет собой комбинацию G1 и G2 с акцентом на связь технологических возможностей предприятия с потребностями рынка.

Центральным звеном модели является наиболее ресурсоемкий этап инновационного процесса – разработка, в том числе конструирование. Конструктивное оформление нововведения в виде опытного образца и оценка перспектив его соответствия платежеспособному спросу служат важнейшим источником информации для принятия решения о развертывании производства.

В результате инженерно-конструкторской деятельности происходят непрерывные изменения, незначительные в отдельности, но дающие большой эффект в совокупности. Возможна замена материалов, уменьшение трения или вибрации, изменения в последовательности технологических операций, другая их комбинация в производстве и т.п. Конструирование приобретает жизненно важную роль, поскольку позволяет фирмам материализовывать результаты своих исследований. Именно этот этап интегрирует инновационный процесс, предполагая создание междисциплинарных проектных групп из представителей исследовательских, маркетинговых, производственных и сервисных подразделений.

В 1990-е гг. в менеджменте организации наибольшее распространение получила концепция инновационного подхода, ориентированная на постоянное обновление моделей продукции. Лучше понять эту концепцию помогает теория трех уровней привлекательности продукции Н. Кано (рис. 1.9). В системе координат "выполняемые функции – удовлетворенность клиентов (потребителей)" на рынке всегда существует товарная продукция, наиболее востребованная по критерию "цена-качество". Продукция обладает линейными функциями: чем больше выполняемых функ-

Рис. 1.9. Модель динамики рынка Кано

ций, тем выше удовлетворенность потребителя. Н. Кано характеризует ее как продукцию с требуемым (ожидаемым) качеством, соответствующим запросам большинства потребителей.

Часть рыночной продукции обладает обязательными (основными) функциями, благодаря которым и присутствует на рынке. Н. Кано характеризует эту продукцию как обладающую базовым (основным) качеством. Но качество этих товаров по оценкам потребителей не превосходит среднего уровня требуемого качества.

Существует также продукция, которая недавно появилась на рынке, – инновационная. Она характеризуется высокими, еще неизвестными (неожиданными) потребителям свойствами. Н. Кано определяет ее как продукцию с привлекательным (опережающим) качеством – это "сюрприз", вызывающий восхищение у потребителей. Однако согласно модели динамики рынка с течением времени, если потребители признали эту инновационную продукцию, она может перейти в разряд продукции с линейными свойствами (условный переход), а из этой категории обязательно перейдет в разряд продукции с обязательными свойствами (безусловный переход), после чего вообще уйдет с рынка.

Увеличение экономической активности в 1990-е гг., рост насыщения рынка товарами и услугами, развитие научно- технического прогресса привели к тому, что продолжительность присутствия товаров на рынке, определяемая их качеством и ценой, под натиском инноваций стала сокращаться.

Для инновационной продукции характерны следующие признаки:

– создание нового товара;

– использование нового сырья (более дешевого или более качественного);

– применение новых технологий;

– формирование новых (более рациональных) организационных структур;

– освоение новых рынков (сбыта продукции, капитала, более дешевой или более квалифицированной рабочей силы и т.д.).

Именно в этот период в мире стати активно развиваться транснациональные корпорации (ТНК), сочетающие в себе все вышеперечисленные инновационные преимущества, что позволило им уже в начале XXI в. обеспечить создание более четверти мирового валового продукта.

В 1990-е гг. в инновационном менеджменте наибольшее распространение получила концепция интегрированной инновационной модели G4. Это японская модель, в которой особое внимание уделяется параллельной деятельности интегрированных групп (межфункциональных групп), внешним горизонтальным и вертикальным связям. Одновременная работа над идеей нескольких групп специалистов, действующих в разных функциональных направлениях, ускоряет решение проблемы. По сути, в модели G4 осуществляется фокусировка на основных внутренних характеристиках процессов, осуществляемых параллельно и обеспечивающих синергетический эффект.

Важнейшими особенностями G4 стали: интеграция НИОКР с производством (например, соединение системы автоматизированного проектирования с гибкими производственными системами), более тесное сотрудничество с поставщиками и наиболее активными покупателями; горизонтальное сотрудничество (создание совместных предприятий, стратегических альянсов); создание межфункциональных рабочих групп, объединяющих технологов, конструкторов, маркетологов, экономистов и др.

Концепция модели G4, по сути, показала, что разработка нового товара наиболее эффективна в тех случаях, когда с самого начала имеет место тесное сотрудничество отдела исследований и разработок с техническим, производственным, маркетинговым и финансовым подразделениями компании. Заложенная в продукт идея должна быть проанализирована с точки зрения маркетинга, а все этапы разработки координироваться специальной межфункциональной группой. Исследования показывают, что успех новых товаров японских компаний как в 1990-е гг., так и сегодня во многом определяется работой межфункциональных групп.

В 2000-е гг. в менеджменте организации наибольшее развитие получила концепция управления по целям (МВО – Management by Objectiues). Основная идея заключается в структуризации и завертывании целей, с последующим проектированием системы организации и мотивации достижения этих целей.

Концепция управления но целям:

– детализирует целевые установки отраслевого менеджмента, финансового менеджмента, управления персоналом, управления проектированием, маркетинга, управления производством и т.д.;

– ориентирована на инновационные и международные процессы, включая синтез деятельности людей и высоких технологий, демократизацию управления, участие работающих в прибылях, усиление международного характера управления;

– предполагает трансформацию глобальной цели организации для конкретного исполнительского уровня, например планирования, снабжения, сбыта, охраны производства, бухгалтерского учета и т.д.

Иными словами, каждый сотрудник организации должен знать, каким образом, например, глобальная государственная задача по удвоению ВВП может быть трансформирована в его конкретную функциональную задачу на предприятии.

В 2000-е гг. в инновационном менеджменте наибольшее развитие получила концепция инновационной модели стратегических сетей G5. Инновационный процесс в модели G5, вариантами которой являются модели Уилрайта – Кларка и Р. Купера, является не только межфункциональным, но носит также мультиинституциональный, сетевой характер. Модель G5 отражает целевое взаимодействие основных институтов (сама компания, ее поставщики, конкуренты, потребители), результатом которого становится инновация.

Инновационный процесс чрезвычайно сложен в силу следующих обстоятельств. Во-первых, успешные идеи должны быть найдены на ранних стадиях данного процесса. Во-вторых, процесс разработки продукта является чрезвычайно затратным. Поэтому, чтобы преуспеть, до стадии разработок необходимо доводить только наиболее перспективные идеи.

Процесс отбора и преобразования идей в конечный продукт (инновационный процесс) может быть также проиллюстрирован моделью типа "Воронка", разработанной Стивеном Уйлрайтом и Кимом Кларком. Изучая процесс разработки повой продукции, они сфокусировали свое внимание на процессе отбора (скрининга) инновационных идей. Модель описывает процесс движения от большого числа незрелых идей к ограниченному числу многообещающих вариантов продукции, т.е. представляет собой набор фундаментальных действий, необходимых для успешного инновационного процесса, природа которого определяется тем, как организация идентифицирует, отбирает и рассматривает каждый проект.

Тем не менее в эффективном управлении процессом отбора идей для разработки в любой организации существуют две важнейшие проблемы: расширить вход воронки (т.е. увеличить объем исходных идей) и сузить ее горловину (т.е. ужесточить требования к отбору идей). Чтобы выполнить первую задачу, организация должна расширить свою базу знаний и доступ к информации, необходимых для генерирования большего числа новых идей о продуктах и процессах. Для сужения горловины требуются эффективный процесс отбора идей, соответствующий технологическим и финансовым ресурсам и стратегическим целям компании, а также сфокусированность на наиболее привлекательных идеях.

В модели Купера, также представляющей собой вариант инновационной модели стратегических сетей G5, инновационный процесс разделен на ряд этапов, каждый из которых включает набор конкретных действий. Важно отметить, что этапы в данной модели "межфункциональны", например, нет этапа маркетинга (или исследований) и разработок. В то же время каждый этап состоит из нескольких параллельных действий, осуществляемых людьми из разных функциональных сфер фирмы, но работающих вместе как команда и имеющих своего лидера.

Перед началом нового этапа полученные результаты проходят "ворота" – контроль качества: определяется их приоритетность, принимается решение о продолжении или прекращении проекта и выделении соответствующих ресурсов.

В сущности "ворота" есть собрание старших менеджеров ("привратников") с разными функциями, принимающих решение о выделении ресурсов, необходимых лидеру проекта и команде для проведения следующего этапа.

В 2010-е гг. в менеджменте организации сформировалась концепция информационных технологий, которые все больше проникают в современную жизнь человека.

Информатизация общества, базирующаяся на использовании информационных технологий, является необходимым условием научно-технического, экономического, политического и социально-культурного прогресса в обществе. Неизбежность быстрого развития процессов информатизации в обществе обусловлена:

– беспрецедентным усложнением социально-экономических процессов в результате увеличения масштабов и темпов общественного производства, углубления процессов разделения труда (специализации);

– необходимостью адекватно реагировать на возникающие изменения в мировом развитии, которые можно охарактеризовать такими понятиями, как сложность, подвижность, неопределенность, взаимосвязанность.

Таким образом, создание единого информационного пространства как информационной технологии будет проявляться в синергетическом эффекте интеллектуальной базы и обеспечивающей ее технической базы.

В 2010-е гг. в инновационном менеджменте получила развитие концепция инновационной модели информационных технологий G6. Невозможность возврата проектов на более ранние этапы без дополнительных издержек в моделях поколений GlG5 привела к дальнейшему смещению центра тяжести инновационного продукта от материальной к интеллектуальной составляющей, представленной надежной информацией. В этих условиях все большее значение придается не только моделированию инновационной продукции (товаров, работ, услуг), но и прогнозированию с использованием банка данных об аналогичных разработках, например, возможной реакции рынка.

В условиях ожидаемого экономического кризиса (см. табл. 1.2) 2020-х гг. (о чем косвенно свидетельствует постоянный рост цен на нефтепродукты), с одной стороны, появилась необходимость разработки новых, эффективных способов организации и управления всеми видами потоков (материальных, информационных, финансовых и т.д.) на предприятиях. С другой стороны, с развитием информационных технологий появились принципиально новые возможности.

Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления бизнес-процессами на принципиально новый уровень.

Развитие информационных технологий в различных странах с существенно отличающимися социально-экономическим укладом, культурой и организацией систем жизнедеятельности, в том числе государственного устройства, со множественными целями продемонстрировало взрывное развитие во всех видах прикладного использования, питавших по обратной связи технологическую инновацию, ускоряя темпы, расширяя зону технологических изменений и диверсифицируя их источники.

Экономисты всего мира предпринимают попытки дать определение моделям, описывающим то, что они уже назвали новой экономикой, цифровой экономикой, сетевой экономикой, экономикой информационного общества или еще короче – "электронной экономикой"[2].

Ведущие ученые мира утверждают, что человечество только сейчас вступает в век информации, т.е. в третью промышленную революцию, вслед за предыдущими, произведенными паром и электричеством. При этом движущими силами третьей промышленной революции являются интерактивность, мобильность и потребность человека в безопасности, защищенности и здоровье.