Дифференциация образования

"Школьный взрыв" (появление в ведущих странах мира массовой средней школы) подтолкнул к развитию качественно иной системы дифференциации (диверсификации) образования. Основными формами дифференциации является распределение по разным типам учебных заведений, а также на профили и потоки внутри одной школы, на группировки в классе. Дифференциация осуществляется неоднозначно и противоречиво. Она нередко превращается в механизм социального отбора, инструментами которого оказываются платное обучение и система экзаменов.

В ведущих странах мира общее образование строится на дифференциации обучения, в первую очередь в старших классах школы. В мировой педагогике признается, что дифференциация обучения – реальная основа для удовлетворения разнообразных интересов, способностей и склонностей учащихся. Вместе с тем утверждается, как, к примеру, заявлял американский ученый Дж. Конант, что требования к академическим дисциплинам, нс входящим в обязательную программу, должны быть "такими высокими, чтобы у малоспособных учащихся не появился соблазн выбирать эти предметы".

Многие педагоги важным инструментом дифференциации считают тестирование способностей. Они видят в тестометрии полезный способ исследования уровня развития учащихся. Критики тотального использования тестов отвергают биотерминистское толкование тестометрии. Они осуждают попытки выдавать тестирование за абсолютный критерий оценки способностей, видя в нем прежде всего способ получения информации об уровне развития способностей школьника. Именно так, например, трактуют применение тестов ученые во главе с английским ученым Б. Саймоном, которые после многолетних наблюдений убедились, что уровень способностей детей, выявленный вначале тестами как не внушающий надежд, после компенсирующего обучения заметно повысился.

К исходу XX столетия в ведущих странах мира произошло становление неполного среднего учебного заведения, в стенах которого приступили к дифференцированному образованию: младшей средней школы (США и Япония), объединенной школы (Англия), общей школы (Германия), единого коллежа (Франция).

После неполной средней школы дифференциация продолжается в учебных заведениях полного общего образования разного типа: грамматической и современной школах (Англия), реальном училище, гимназии и основной школе (Германия), технологическом, профессиональном и общеобразовательном лицеях (Франция), старшей средней школе (США, Япония). Главным отличительным признаком этих учебных заведений является дифференциация программ.

В мировой школе заметно возрос интерес к обучению одаренных, талантливых детей. Появились особые школы для одаренных. В них учат по более насыщенным программам. Обучение призвано раскрыть юное дарование, помочь проявить способности. Кроме того, для талантливых детей в обычных школах порой организуют так называемые продвинутые классы. Целенаправленные выявление и обучение талантливых школьников объективно необходимы, поскольку способствуют формированию будущего цвета нации. По подсчетам ученых, от 3 до 8% представителей каждой возрастной группы обладают выдающимися способностями, но далеко не всегда могут их проявить.

Все больше внимания уделяется обучению детей-инвалидов и детей с отрицательными отклонениями в умственном развитии. Это важное направление деятельности современной школы.

В особое направление дифференцированного образования выделилось компенсирующее обучение. В обобщенном виде компенсирующее обучение понимается как педагогическая поддержка социально обездоленных и неблагополучных учащихся, обеспечение равных возможностей образования для учащихся из различных социальных страт. Оно организуется для ликвидации неуспеваемости, неудовлетворительной подготовки учащихся. Компенсирующее обучение предполагает сотрудничество школы и семьи, привлечение специалистов по психологии и ориентации, индивидуальный подход. Особенности такого обучения – дополнительные занятия, малая наполняемость классов, наличие классов адаптации, повторное обучение в одном классе.