Диагностика уровня развития творческого потенциала личности

Данная методика позволяет определить самооценку личностных качеств либо частоту их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Для этого испытуемым предлагается по девятибалльной шкале оценить каждое из 18 утверждений. Выбранную оценку нужно обвести кружком.

Вопросы теста

Шкала оценок

1

Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

2

Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристиков, т.е. генераторов идей, то в какой степени вы являетесь генератором идей?

1,2,3,4, 5,6,7,8,9

3

В какой степени вы относите себя к людям решительным?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

4

В какой степени ваш конечный "продукт", ваше творение чаше всего отличается от исходного проекта, замысла?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

5

Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили обещанное?

1,2,3,4, 5,6, 7, 8,9

6

Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в чей-либо адрес?

1,2,3,4, 5,6, 7, 8,9

Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?

1,2,3,4, 5,6, 7, 8,9

8

Какой процент людей в вашем коллективе чаше всего поддерживает вас, ваши инициативы и предложения?

(1 балл — около 10%)

1,2, 3,4,5, 6,7,8,9

9

Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?

1,2,3,4, 5,6,7,8,9

10

Если все проблемы, которые вам приходилось решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

11

Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

12

В какой степени ваши общительность, коммуникабельность способствуют решению жизненно важных для вас проблем?

1,2,3,4, 5,6, 7, 8,9

13

Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллективе вам приходится брать на себя?

1,2,3,4,5,6,7,8,9

14

Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удавалось воплощать в жизнь?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

15

Как часто вам удается, проявив находчивость

и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить

своих соперников по работе или учебе?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

16

Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

17

Как часто вам в жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято лаже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

18

Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

1,2,3,4, 5,6,7, 8,9

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Уровень творческого потенциала определяют на основе суммарного числа набранных баллов.

Сумма баллов

Уровень творческого потенциала личности

18-39

Очень низкий

40-54

Низкий

55-69

Ниже среднего

70-84

Чуть ниже среднего

85-99

Средний

100-114

Чуть выше среднего

115-129

Выше среднего

130-142

Высокий

143-162

Очень высокий

Диагностики личностной креативности (Е. Е. Туник)

Для диагностики личностной креативности автор предлагает ориентироваться на четыре особенности творческой личности: любознательность (Л); воображение (В); сложность (С) и склонность к риску (Р).

ИНСТРУКЦИЯ

Это задание поможет вам выяснить, насколько творческой личностью вы себя считаете. Среди следующих коротких предложений вы найдете такие, которые определенно подходят вам лучше, чем другие. Их следует отметить крестиком в колонке "В основном верно". Некоторые предложения подходят вам лишь частично, их следует пометить в колонке "Отчасти верно". Другие утверждения не подойдут вам совсем, их нужно отметить в колонке "Неверно". Те утверждения, относительно которых вы нс можете прийти к решению, нужно пометить крестиком в колонке "Не могу решить".

Делая пометки к каждому предложению, не задумывайтесь подолгу. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Читая предложение, отмечайте первое, что придет вам в голову. Это задание не ограничено во времени, но работайте как можно быстрее. Помните, что, давая ответы к каждому предложению, вы должны отмечать то, что действительно чувствуете. Ставьте крестик в ту колонку, которая более всего подходит вам. На каждый вопрос выберите только один ответ.

Бланк ответов к тесту диагностики личностной креативности

Но-

Вариант ответа

Но

Вариант ответа

мер вопроса

В

основном верно (да)

Отчасти верно (может быть)

Неверно (нет)

Не могу решить

(не знаю)

мер вопроса

В

основном верно (да)

Отчасти верно (может быть)

Неверно (нет)

Не

МОП

решить

(не знаю)

1

26

2

27

3

28

4

29

5

30

6

31

7

32

8

33

9

34

10

35

11

36

12

37

13

38

14

39

15

40

16

41

17

42

18

43

19

44

20

45

21

46

22

47

23

48

24

49

25

50

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Если я не знаю правильного ответа, то попытаюсь догадаться о нем.

2. Я люблю рассматривать предмет тщательно и подробно, чтобы обнаружить детали, которых не видел раньше.

3. Обычно я задаю вопросы, если чего-нибудь не знаю.

4. Мне не нравится планировать дела заранее.

5. Перед тем как играть в новую игру, я должен убедиться, что смогу выиграть.

6. Мне нравится представлять себе то, что мне нужно будет узнать или сделать.

7. Если что-то не удается с первого раза, я буду работать до тех пор, пока не сделаю это.

8. Я никогда не выберу игру, с которой другие не знакомы.

9. Лучше я буду делать все как обычно, чем искать новые способы.

10. Я люблю выяснять, так ли все на самом деле.

11. Мне нравится заниматься чем-то новым.

12. Я люблю заводить новых друзей.

13. Мне нравится думать о том, чего со мной никогда не случалось.

14. Обычно я истрачу время на мечты о том, что когда-нибудь стану известным артистом, музыкантом, поэтом.

15. Некоторые мои идеи так захватывают меня, что я забываю обо всем на свете.

16. Мне больше понравилось бы жить и работать на космической станции, чем здесь, на Земле.

17. Я нервничаю, если не знаю, что произойдет дальше.

18. Я люблю то, что необычно.

19. Я часто пытаюсь представить, о чем думают другие люди.

20. Мне нравятся рассказы или телевизионные передачи о событиях, случившихся в прошлом.

21. Мне нравится обсуждать мои идеи в компании друзей.

22. Я обычно сохраняю спокойствие, когда делаю что-то не так или ошибаюсь.

23. Мне хотелось бы сделать или совершить что-то такое, что никому не удавалось до меня.

24. Я выбираю друзей, которые всегда делают все привычным способом.

25. Многие существующие правила меня обычно не устраивают.

26. Мне нравится решать даже такую проблему, которая не имеет правильного ответа.

27. Существует много вещей, с которыми мне хотелось бы поэкспериментировать.

28. Если я однажды нашел ответ на вопрос, я буду придерживаться его, а не искать другие ответы.

29. Я не люблю выступать перед группой.

30. Когда я читаю или смотрю телевизор, я представляю себя кем-либо из героев.

31. Я люблю представлять себе, как жили люди 200 лет назад.

32. Мне не нравится, когда мои друзья нерешительны.

33. Я люблю исследовать старые чемоданы и коробки, чтобы просто посмотреть, что в них может быть.

34. Мне хотелось бы, чтобы мои родители и руководители делали все как обычно и не менялись.

35. Я доверяю своим чувствам, предчувствиям.

36. Интересно предположить что-либо и проверить, прав ли я.

37. Интересно браться за головоломки и игры, в которых необходимо рассчитывать свои дальнейшие ходы.

38. Меня интересуют механизмы, любопытно посмотреть, что у них внутри и как они работают.

39. Моим лучшим друзьям не нравятся глупые идеи.

40. Я люблю выдумывать что-то новое, даже если это невозможно применить на практике.

41. Мне нравится, когда все вещи лежат на своих местах.

42. Мне было бы интересно искать ответы на вопросы, которые возникнут в будущем.

43. Я люблю браться за новое, чтобы посмотреть, что из этого выйдет.

44. Мне интереснее играть в любимые игры просто ради удовольствия, а не ради выигрыша.

45. Мне нравится размышлять о чем-то интересном, о том, что еще никому не приходило в голову.

46. Когда я вижу картину, на которой изображен кто-либо незнакомый мне, мне интересно узнать, кто это.

47. Я люблю листать книги и журналы для того, чтобы просто посмотреть, что в них.

48. Я думаю, что на большинство вопросов существует один правильный ответ.

49. Я люблю задавать вопросы о таких вещах, о которых другие люди не задумываются.

50. У меня есть много интересных дел как на работе (в учебном заведении), так и дома.

КЛЮЧ

Склонность к риску (ответы, оцениваемые в 2 балла):

• положительные — 1, 21, 25, 35, 36, 43, 44;

• отрицательные — 5, 8, 22, 29, 32, 34.

Все ответы на данные вопросы в форме "может быть" оцениваются в 1 балл. За ответ "не знаю" начисляется —1 балл, который вычитается из общей суммы.

Любознательность (ответы, оцениваемые в 2 балла):

• положительные-2,3, 11, 12, 19,27,33,37,38,47,49;

• отрицательный ответ — 28.

Все ответы "может быть" оцениваются в 1 балл. За ответ "не знаю" начисляется —1 балл.

Сложность (ответы, оцениваемые в 2 балла):

• положительные — 7, 15, 18, 26,42, 50;

• отрицательные — 4, 9, 10, 17,24,41,48.

Все ответы в форме "может быть" оцениваются в 1 балл. За ответ "не знаю" начисляется —1 балл.

Воображение (ответы, оцениваемые в 2 балла):

• положительные — 13, 16,23,30,31,40,45,46;

• отрицательные — 14, 20, 39.

Все ответы "может быть" оцениваются в I балл. За ответ "не знаю" начисляется —1 балл.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Определение каждого из четырех факторов креативности личности осуществляется на основе сопоставления ответов с ключом. За ответы, совпадающие с ключом, начисляется 2 балла; за ответы, частично совпадающие с ключом, — 1 балл. Ответы "не знаю" оцениваются в —1 балл.

Опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к шкале любознательности, 12 — к шкале воображения, 13 — к шкале способности идти на риск, 13 — к фактору сложности.

Если все ответы совпадают с ключом, то суммарный сырой балл может быть равен 100, при условии что не отмечены варианты "не знаю".

Если испытуемый дает все ответы в форме "отчасти верно", то его сырая оценка может составить 50 баллов при отсутствии варианта "не знаю".

Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах, он является. Все вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями.

Оценки по факторам и суммарная оценка лучше демонстрируют сильные (высокая сырая оценка) и слабые (низкая сырая оценка) стороны. Оценка отдельного фактора и суммарный сырой балл могут быть впоследствии переведены в стандартные баллы и отмечены на индивидуальном профиле личности.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаше всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится исследовать устройство механизмов, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности для решения задач, изучает книги, игры, карты и т.д., чтобы познать как можно больше.

Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.

Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи, изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает более сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.

Склонность к риску. Субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда другие люди выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится.

Диагностика уровня невербальной креативности

ИНСТРУКЦИЯ

Вам предлагается выполнить увлекательные задания. Все они потребуют от вас воображения и фантазии. При выполнении каждого задания старайтесь придумать что-то новое и необычное и хорошо бы такое, до которого далеко не каждый додумается. Перед вами 10 незаконченных фигур. Если вы добавите к ним дополнительные линии или штрихи, то получатся интересные предметы или даже сюжетные картинки. Придумайте название для каждого рисунка и запишите его. Время выполнения теста — 15 минут.

ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТА

Количество баллов, полученное обследуемым, является одним из показателей креативности, способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных. Оригинальность решений означает способность избегать легких и тривиальных ответов. Максимальное количество набранных баллов — 20.

I. Критерии, используемые при подведении результатов тестирования

Рисунок 1

Абстрактный узор, лицо, голова человека, очки, птица, чайка 0 баллов

Брови, глаза, волна, море, морда животного, облако туча, сердце, I балл сова, цветок, яблоко, человек, собака

Все остальные менее стандартные и более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 2

Абстрактный узор, дерево, рогатка, цветок 0 баллов

Буква, дом, символ, указатель, след ноги птицы, цифра, человек 1 балл

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 3

Абстрактный узор, звуковые и радиоволны, лицо человека, лодка, 0 баллов корабль, люди, фрукты

Ветер, облако, дождь, шарики, детали дерева, дорога, мост, качели 1 балл, морда животного, колеса, лук и стрелы, рыба, станки, цветы

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 4

Абстрактный узор, волна, море, змея, хвост, вопросительный знак 0 баллов

Кошка, кресло, стул, ложка, мышь, гусеница, червяк, очки, ракушка 1 балл. гусь, лебедь, цветок, трубка для курения

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 5

Абстрактный узор, блюдо, ваза, чаша, лодка, корабль, лицо чело- 0 баллов века, зонт

Водоем, озеро, гриб, губы, подбородок, таз, лимон, яблоко, лук 1 балл и стрелы, овраг, яма, рыба, яйцо

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 6

Абстрактный узор, лестница, ступени, лицо человека 0 баллов

Гора, скала, ваза, ель, кофта, пиджак, платье, молния, гроза, чело- 1 балл век, цветок

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 7

Абстрактный узор, машина, ключ, серп 0 баллов

Гриб, черпак, ковш, линза, лицо человека, молоток, очки, само- 1 балл кат, серп и молот, теннисная ракетка

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 8

Абстрактный узор, девочка, женщина, глаза и тело человека 0 баллов

Буква, ваза, дерево, книга, майка, платье, ракета, цветок, шит 1 балл

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 9

Абстрактный узор, холм, горы, буква, уши животного 0 баллов

Верблюд, волк, кошка, лиса, лицо человека, собака, человек, фигура 1 балл

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

Рисунок 10

Абстрактный узор, гусь, утка, дерево, лицо человека, лиса 0 баллов

Буратино, девочка, птица, цифра, человек, фигура 1 балл

Все остальные более оригинальные рисунки 2 балла

II. Критерии для выводов, полученных при обследовании на выборке из 500 человек

Группа

Норма креативности в баллах

Средний показатель нормы

Учащиеся 4—8-х классов

5-13

9,6

Учащиеся 9—11-х классов

7-14

10,6

Студенты и взрослые

6-14

і 0.55