Диагностика психологического благополучия

Проблемы стрессоустойчивой и адаптированной личности нередко рассматриваются психологами в контексте ее психического и психологического (личностного) здоровья. Если в понятии "психическое здоровье" подчеркивается альтернатива психическому нездоровью, т.е. нарушениям психики, психическим заболеваниям, а также жизнеспособность индивида, обеспеченная функционированием психических функций (Н. Брэдбери), то "психологическое здоровье" представляет собой комплексную характеристику личности, имеющую структуру и динамику, определенный социокультурный феномен, предполагающий полноту ее духовного развития. А. Маслоу подчеркивал, что люди здоровые в психологическом смысле — это люди с высокой степенью самоактуализации. Ряд психологов связывает с этой категорией личности такие ее характеристики, как приспособленность к социальному и природному окружению, соответствие определенным социальным и культурным требованиям, стрессоустойчивость и стабильность в процессе активного взаимодействия со средой, включенность в сообщество людей (Б. С. Братусь, И. В. Дубровина, М. Ю. Михайлина, В. И. Слободчиков и др.).

Всемирная организация здравоохранения предложила в качестве основного показателя здоровья использовать понятие "благополучие". Ряд психологов применяют вместо термина "психологическое здоровье" термин "психологическое благополучие". Израильский социолог А. Антоновский рассматривает психологическое здоровье человека не как отсутствие болезни, а как положение, занимаемое им в континууме между психическим расстройством и психологическим благополучием. Важнейшей задачей психологов он считает поиск факторов, благодаря которым он, независимо от того, в какой точке континуума находится, движется к полюсу здоровья (психологического благополучия). По мнению Антоновского, одним из факторов, укрепляющих здоровье, является чувство связности (sense of coherence), определяемое им как "общая ориентация личности, связанная с тем, в какой степени человек испытывает проникающее во все сферы жизни, устойчивое, но динамическое чувство, что:

1) стимулы, поступающие из внешних и внутренних источников опыта в процессе жизни, являются структурированными, предсказуемыми и поддающимися толкованию;

2) имеются ресурсы, необходимые для того, чтобы соответствовать требованиям, которые вызваны этими стимулами;

3) эти требования являются вызовами, которые стоят того, чтобы вкладывать в них ресурсы и самого себя".

Чувство связности во многом сходно с понятием жизнестойкости, введенным С. Кобейса и С. Мадди, и включает в себя три взаимосвязанных компонента: постижимость (чувство того, что мир познаваем, упорядочен, предсказуем); управляемость (вера человека в то, что он обладает ресурсами, которые соответствуют требованиям, выдвигаемым миром); осмысленность (эмоциональное переживание того, что жизнь имеет смысл). Согласно концепции Антоновского чувство связности влияет на психологическое здоровье тремя путями. Во-первых, через поддержание гомеостаза в организме (психосоматическим путем); во-вторых, посредством формирования мотивации, направленной на избегание угроз здоровью и активное поддержание его; в-третьих, через влияние на процессы когнитивной оценки стресса.

Для измерения чувства связности Антоновским разработана Шкала чувства связности (SOC), состоящая из 29 пунктов, оценивающих выраженность описанных трех компонентов этой характеристики.

Каждый пункт представляет собой пару альтернативных утверждений, оцениваемых по семибалльной шкале.

Примеры

Когда я задумываюсь о своей жизни, то .... чувствую, как задаю себе вопрос,

хорошо жить зачем я вообще живу

Выполнение повседневных дел вызывает у меня чувство глубокого чувство тоски

удовлетворения и отчаяния

Психометрические показатели Шкалы соответствовали требованиям психодиагностики, но трехфакторная структура выделялась не во всех исследованиях.

Русскоязычные версии Шкалы чувства связности выполнены M. Н. Дымшицем и В. В. Ручкиным, а также Р. А. Колосовым. Их исследования на русскоязычных выборках (менеджеров, студентов и делинквентных подростков) подтвердили гомогенность и ретестовую надежность методики, а также теоретическую валидность относительно таких конструктов, как осмысленность жизни, жизнестойкость и др.

Психологическое благополучие рассматривается как системное качество человека, приобретаемое им в процессе жизнедеятельности, проявляющееся в переживании смысловой наполненности своей жизни и позволяющее актуализировать свои индивидуально-психологические возможности для достижения внутренних, социально ориентированных целей (А. В. Воронина, В. Э. Пахальян).

Психологическое благополучие определяется и как переживание счастья и удовлетворенности жизнью, и как преобладание позитивных эмоций над негативными, и интенсивность выраженности позитивных эмоций (Н. Брэдбери, М. Аргайл).

Психологическое благополучие представляет собой сложное многофакторное личностное образование, включающее ряд компонентов. В настоящее время в отечественной психологии приобрел известность направленный на оценку психологического благополучия опросник К. Рифф, построенный с опорой на ее концепцию. Модель психологического благополучия Рифф включает шесть базовых компонентов: автономность (способность быть независимым, противостоять социальному давлению и оценивать себя исходя из собственных стандартов); самопринятие (позитивное отношение к себе и своему прошлому); личностный рост (восприятие своей жизни как процесса самореализации); цели в жизни (переживание осмысленности жизни, наличие занятий, придающих жизни смысл); компетентность (успешное управление окружающей средой, способность добиваться желаемого); позитивные отношения с другими (способность быть открытым общению и относиться к другим людям тепло, с заботой и доверием).

Опросник "Шкалы психологического благополучия" Рифф (Riffs Psychological Weil-Being Scale) переведен на русский язык, адаптирован и прошел необходимые психометрические проверки. Он представлен в двух редакциях — одна выполнена П. П. Фесенко и Т. Д. Шевеленковой (2005)[1], другая — Л. А. Пергаменщиком и Н. Н. Лепешинским (2007)[2]. Испытуемый должен оценить степень своего согласия с каждым утверждением опросника но шестибалльной шкале: "полностью не согласен", "скорее не согласен", "кое в чем не согласен", "кое в чем согласен", "скорее согласен", "полностью согласен".

Примеры (адаптация Л. А. Пергаменщика и Н. Н. Лепешинского)

Многие люди считают меня любящим и заботливым.

Считаю поддержание близких отношений сложным и бесполезным.

Результаты проверки гомогенности и ретестовой надежности обоих вариантов высоки и удовлетворяют требованиям к психодиагностическим методикам; установлена достаточная критериальная и конструктная валидность; факторная структура воспроизводится на русскоязычных выборках. Это свидетельствует о том, что опросник может быть использован для русскоязычных индивидов в целях консультирования и коррекции, психологического сопровождения профессиональной и учебной деятельности. Однако делать это следует с осторожностью, так как его результаты подвержены влиянию установки на социальную желательность.

С концептами "психологическое здоровье", "личностное здоровье", личностная зрелость согласуется понятие "личностный потенциал", введенный Д. А. Леонтьевым и исследуемый им и его группой начиная с середины 2000-х гг. Под ним понимается "интегральная системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить в своей жизнедеятельности из устойчивых внутренних критериев и ориентиров и сохранять стабильность смысловых ориентации и эффективность деятельности на фоне давлений и изменяющихся внешних условий". По сути, это высший уровень развития личности, способность человека проявлять себя в качестве личности. Это отражение потенциала саморегуляции жизнедеятельности, которая включает три регуляторные функции. Функция самоопределения представляется как выбор мотивов и целей для достижения, раскрытие потенциала свободы; функция реализации проявляется в осуществлении задуманного, преодолении неопределенности и раскрытии потенциала ответственности; функция совладания (сохранения) выражается в гибкости перед лицом стрессогенных и деформирующих воздействий.

Исследования группы Д. А. Леонтьева направлены на операционализацию личностного потенциала, разработку оригинальных и адаптацию имеющихся методик, измеряющих его отдельные компоненты. К оригинальным относятся опросник "Стремление к изменениям" Д. А. Леонтьева и Д. В. Сапронова, оценивающий личностный динамизм, готовность и способность принимать и стимулировать изменения в жизни, способность к осознанному риску, и Опросник самоорганизации деятельности Е. Ю. Мандриковой, измеряющий склонность и готовность к планированию деятельности, а также представления о себе как о целеустремленном человеке. Эти методики проходят психометрические проверки.

К адаптированным относятся Опросник диспозиционного оптимизма, русскоязычная версия которого разрабатывается Т. О. Гордеевой, О. А. Сычевым, Е. Н. Осиным на основе опросника Life Orientation Test, созданного американскими психологами М. Шейером и Ч. Карвером, опросник "Шкала общей толерантности к неопределенности" (Multiple. Stimulus Types Ambiguity Tolerance Scale) Д. МакЛейна, адаптированный E. Г. Луковицкой, Методика незаконченных предложений Вашингтонского университета (Washington University Sentence Completion Test — WUSCT), с которой работают Д. А. Леонтьев, Н. А. Михайлова, Е. И. Рассказова, вышеописанный Опросник жизнестойкости и др. Диагностика отдельных компонентов и целостных структур, связанных с характеристикой личностного потенциала, имеет большие перспективы и практическую значимость, так как это анализ стержня личности, личностной зрелости, ее возможностей справляться с разнообразными вызовами, сохраняя цельность и устойчивость.