Диагностика познавательных психических процессов

Человеческие способности и познавательные процессы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Собственно говоря, способности индивида – это некие свойства функциональных систем, реализующие отдельные психические функции. Функциональные системы сформировались в филогенезе для реализации определенных психических функций человека. Они являются выражением мозговой организации сложных психических процессов. В данном случае речь идет о познавательных психических функциях, которые представлены ощущениями, процессами восприятия, представления, внимания, мышления и др.[1] Реализация этих функций стала возможной ввиду того, что функциональные системы, с одной стороны, выступают как мозговая организация сложных психических процессов, а с другой – как носитель общих способностей. Благодаря способности появляется возможность познавать (вначале на уровне чувственного познания), и эта способность реализуется в познавательном психическом процессе.

Исследование познавательных процессов показывает, при каких условиях и как проявляется конкретная способность. В современной психологии принято выделять несколько уровней отражения объективной действительности: сенсорный, перцептивный (первичные образы), уровень представлений и воображения (вторичные образы) и речемыслительный уровень.

Ощущения

Фундаментом приобретения знаний об окружающей человека среды являются ощущения (сенсорный, перцептивный уровень). Как известно, ощущение – это психическое отражение свойств предметов объективного мира, возникающее у человека при их непосредственном воздействии на его органы чувств[2]. Или ощущение – это любой непроработанный элементарный опыт чувства или осведомленности о каких-то состояниях внутри или вне тела, вызванный возбуждением некоторого рецептора или системы рецепторов[3]. Ощущение имеет рефлекторный характер и возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя в энергию некоего нервного процесса. То есть физиологической основой ощущения является нервный процесс, стимулируемый действием того или иного раздражителя на адекватный анализатор.

Б. Г. Ананьев отмечал: "Осталась неразрешенной проблема группирования (классификации) сенсорных функций по степени их сходства и общности происхождения. До настоящего времени ни в нейрофизиологии, ни в экспериментальной психологии нс существует общепринятых принципов систематики сенсорных функций и их классификаций"[4]. Наиболее распространенными являются следующие классификации.

Классификация ощущений по их источникам (свойствам раздражителей), предложенная В. Вундтом еще в XIX в., включает физические (зрительные, слуховые и др.), механические (осязание) и химические (вкус, обоняние) ощущения[5]. С. Л. Рубинштейн выявлял механические, акустические, термические и оптические виды ощущений[6].

В классификации по свойствам рецепторов ощущения делятся па интероцептивные, проприоцептивные (кинестетические) и экстероцептивные, подразделяющиеся по пространственному признаку на контактные, характеризующиеся непосредственным воздействием на органы чувств, и дистанционные[7].

В классификации по качественной специфике (модальности) определяются: зрительные ощущения (хроматические и ахроматические); слуховые (ощущения тембра, высоты и силы звука); статико-кинетические, или вестибулярные (ощущение положения тела, его отдельных частей и движений); тактильные; болевые; температурные; мышечносуставные, или кинестетические; осязательные; обонятельные; вкусовые и органические. Также рассматриваются интермодальные ощущения (вибрационные).

Каждый вид ощущений имеет ряд характеристик:

длительность – временная характеристика ощущения;

пространственная локализация – отображение места раздражителя в пространстве;

интенсивность – субъективная величина ощущения, определяющаяся силой действия раздражителя и состоянием анализатора;

эмоциональный тон ощущений.

К показателям продуктивности ощущения относятся:

скорость возникновения ощущения – минимальное время отражения внешнего воздействия;

дифференцированность, тонкость ощущений – различение нескольких раздражителей;

скорость различения, точность ощущений – соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя;

- устойчивость уровня чувствительности – длительность сохранения требуемой интенсивности ощущения.

Этот ряд можно продолжить. Афферентные системы организма отражают состояние как окружающего внешнего мира, так и состояние человеческого тела с большей или меньшей точностью (большей или меньшей чувствительностью). Минимальную интенсивность раздражителя основоположник психофизики Г. Т. Фехнер назвал абсолютным порогом чувствительности органов чувств (минимальная интенсивность любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение). Между абсолютным порогом чувствительности и чувствительностью органов чувств существует обратно пропорциональная зависимость: чем ниже порог, тем выше чувствительность.

Посредством органов чувств не только констатируется наличие того или иного раздражителя, но и различаются раздражители по их качеству и силе. Порогом различения, или разностным порогом чувствительности, называется минимальное различие между двумя интенсивностями раздражителя, вызывающее замечаемое различие интенсивности ощущения.

Зависимость разностной чувствительности от разностного порога чувствительности обратно пропорциональная: она тем выше, чем ниже этот порог. Э. Вебер экспериментально доказал, что величина разностного порога чувствительности относительна, так как отношение величины минимального добавочного раздражителя к первоначальной величине стимула является постоянной величиной. Г. Фехнер формализовал зависимость изменения интенсивности ощущения от силы физического раздражителя и сформулировал психофизический закон: величина ощущения пропорциональна не абсолютному значению стимула, а логарифму величины стимула, если эта последняя выражена через свою пороговую величину, т.е. последняя величина рассматривается как единица, при которой ощущение появляется и исчезает.

Измерение параметров ощущения осуществляется с использованием специальной аппаратуры.

Значения абсолютного и разностного порогов чувствительности зависят от условий их измерения. Г. Фехнер разработал ряд методов измерения абсолютных и разностных порогов чувствительности, которые позволяют измерить интенсивность раздражителя, вызывающую ощущение или едва заметное изменение ощущения. Различие между этими методами заключается в способе предъявления раздражителя и статистической обработки первичных результатов исследования.

Метод минимальных изменений, или метод границ. ОГЛАВЛЕНИЕ метода: континуум стимулов предъявляется таким образом, чтобы его дискретные значения отличались друг от друга на минимально возможную величину. Предъявление стимулов осуществляется то в возрастающем, то в убывающем порядке. В рамках определенной последовательности предъявления стимулов определяется граница смены ответов ("да/нет", "вижу / не вижу"). Измерение порога начинается с убывающего ряда стимулов (за исходное значение принимается величина отчетливо воспринимаемого стимула). Порог (или величина стимула, при которой произошла смена ответов испытуемого) находится в межстимульном интервале, т.е. между тем воспринимаемым и уже не воспринимаемым стимулами. Аналогично определяется порог для возрастающего ряда стимулов. Границы смены категорий ответов в восходящих и нисходящих рядах стимулов чаще всего не совпадают. Это происходит вследствие возникновения у испытуемого так называемых систематических ошибок – ошибок привыкания и ошибок ожидания. Абсолютным порогом чувствительности принимается среднеарифметическое значение величин порогов появления и исчезновения. Вариативность ответов испытуемого оценивается с помощью среднеквадратичного отклонения.

Метод постоянных раздражителей, или метод констант, требует проведения предварительного исследования с целью определения диапазона пороговой зоны, т.е. диапазона интенсивности раздражителя, на границах которого испытуемый практически всегда начинает или перестает ощущать воздействие стимула. Во время проведения опыта стимулы разной интенсивности предъявляют в случайном порядке, одинаковое число раз[8].

Таким образом, в качестве числового выражения абсолютного порога чувствительности и точности результатов используются меры центральной тенденции – медиана, среднеарифметическая, среднеквадратичное отклонение и средняя ошибка.

Восприятие (перцептивный уровень) как и ощущение, относится к процессам непосредственного психического отражения действительности. "Ощущение и восприятие, – писал Б. Г. Ананьев, – правильнее всего было бы рассматривать как два разных момента, две различные ступени единого процесса чувственного познания"[9].

Под восприятием понимается "целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств"[10]. В ходе этого воздействия у человека формируются целостные образы предметов и событий. В отличие от ощущений, которые отражают отдельные свойства предмета, восприятие – это процессы, которые "дают связность и единство сенсорному входу"[11]. Это качественно новая ступень чувственного познания, которая не сводится к простой совокупности отдельных ощущений или сенсорных данных, так как включается в систему отношений типа "объект – субъект". При главном условии возникновения образа восприятия – воздействие предметов и явлений на органы чувств, никоим образом не снижается роль активности субъекта.

Различные виды восприятия классифицируются по нескольким основаниям. Наиболее часто – по преобладающей роли того или иного анализатора в отображаемой действительности и по формам существования материи. В первом случае различаются зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятия. Во втором – восприятие времени (отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности), восприятие движения (отражение изменения положения объекта в пространстве), восприятие пространства (восприятие формы предмета, его размеров (протяженности), глубины и удаленности от субъекта, направления на объект восприятия)[12].

Одной из существенных особенностей восприятия является сличение перцептивных образов. Поэтому важной характеристикой восприятия пространства является глазомер как "развивающаяся в результате опыта способность сравнивать пространственные величины, направления и удаленность объекта от наблюдателя"[13], представляющийся в реальности в виде линейного, плоскостного и трехмерного (глубинного и объемного) глазомера.

Особый интерес представляют результаты исследования зрительного и гаптического (осязательного) восприятия, полученные некоторыми зарубежными учеными. В исследованиях Дж. Гибсона было обнаружено, что человек способен видеть не только окружающее его пространство, но и собственное положение и движение (зрительная проприоцепция)[14]. Исследования в области осязания позволили У. Найссеру сделать важный вывод о том, что "любая перцептивная активность дает информацию как о воспринимающей, так и о воспринимаемой среде, о “Я” и о мире"[15].

В качестве основных свойств восприятия большинством исследователей выделяются[16]:

предметность – отнесенность наглядного образа восприятия к определенным предметам внешнего мира;

константность – способность перцептивной системы сохранять относительное постоянство формы, размеров и цвета предметов в изменяющихся условиях и компенсировать эта изменения;

целостность – получение обобщенного образа объекта;

осмысленность – истолкование образов в соответствии с прошлым опытом и придание им определенного смысла;

структурность и обобщенность – отражение единичных объектов как проявления общего и их классификация;

избирательность – преимущественное выделение одних объектов относительно других как проявление активности восприятия.

К параметрам (показателям продуктивности) восприятия можно отнести:

объем восприятия – количество объектов, которое может воспринять человек в течение одной фиксации;

точность – соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта;

полнота – степень такого соответствия;

быстрота – время, необходимое для адекватного восприятия предмета или явления;

эмоциональная окрашенность.

В сформированном образе в процессе восприятия отражаются: местоположение в пространстве (локализация) объектов, их удаленность от субъекта, направление движения относительно субъекта и (или) друг друга, рельеф, форма и величина, а также длительность и временная последовательность (или одновременность) воздействия внешнего раздражителя. Все эти свойства определяют пространственно-временную структуру восприятия, движение внешнего объекта, модальность и интенсивность и др. В модальности содержатся качественные различия стимулов и различия между воспринимающими анализаторами. Параметры интенсивности восприятия отражают количественно-энергетические особенности стимуляции со стороны внешней реальности, которые входят в состав модально-интенсивностной структуры восприятия[17].

Все вышеперечисленные свойства восприятия являются основными. Но когда восприятие включается в более высокие уровни психического отражения или в структуру сознания и испытывает регулирующее воздействие с их стороны, то образ восприятия приобретает новые свойства: избирательность, осмысленность, целенаправленность, категориальность и т.д. То есть в целостной психике субъекта характеристики восприятия рассматриваются как системные качества. В приложениях 20 и 21 приводятся методики исследования осязательного и зрительного восприятия.