Диагностика личностных смысловых конструктов

Современная психодиагностика, которая определяет своим предметом выявление и оценку особенностей психологических феноменов, находится в затяжном кризисе. Выйдя из лаборатории и получив некоторое представление о психологических закономерностях, на практике она затрудняется адекватно определить реальную личность.

В свое время К. Клакхон и Г. Мюррей, раскрывая спектр психодиагностических задач, писали, что человек в чем-то похож на всех людей, в чем-то похож на некоторых людей и в чем-то не похож ни на кого другого[1]. Эта фраза отражает существо психодиагностического затруднения и обнажает наличие по крайней мере двух психологических парадигм – иомотетической и идеографической. Номотетическая традиция ориентируется па общее, типическое в личности, на выявление закономерностей и универсальных механизмов ее формирования и развития (Р. Кеттелл, К. Кросс, Г. Айзенк и др.). Ряд исследований показал, что индивидуальные параметры оценок и самооценок у разных людей настолько различны, что возникает проблема психологического обоснования шкалирования как основы диагностики – не является ли шкалирование математическим артефактом процедуры или следствием усреднения индивидуальных психологических данных? Доказано, что традиционный тестовый балл позволяет сделать удовлетворительный прогноз в случае проекции психологических параметров на длительный временной промежуток (выбор профессии), но обнаруживает низкую валидность для предсказания поведения конкретных людей в конкретных ситуациях при изменении социальных условий. Как отмечают многие исследователи, в данном случае доля объясняемой дисперсии признака колеблется около 10%.

Именно в этом проявляется гибкость и динамичность индивидуального сознания, которое зависит от субъективной категоризации психологических факторов (переменных), от уникальной целостности самой личности. Это не подчиняется и не фиксируется номотетическими методами психологической диагностики.

Идеографический подход ориентирован на описание личности как особой уникальной целостности и продолжает традиции "понимающей" психологии К. Роджерса. Между психотерапевтической практикой, основанной на "центрированной на клиенте терапии" К. Роджерса, и взглядами Дж. Келли[2] можно провести много параллелей.

Основой идеографической диагностики является оценка особенностей личности относительно субъективных смысловых конструктов человека. Испытуемый сам задает масштаб и строит систему отсчета в процессе взаимоотношений с другими людьми, объективным миром и самим собой. Однако, во-первых, данная индивидуальная шкала формируется социальным индивидом, который усвоил общественные значения, переведя их в личностное смысловое поле.

Во-вторых, адекватность этой шкалы детерминируется условиями существования человека, т.е. социумом. Социально дезадаптированная личность, как и дезадаптированный организм в природе, не может существовать. Организм, как правило, гибнет, а личность – вытесняется[3].

Таким образом, личностные смысловые конструкты преобразуются в субъективные шкалы. Поэтому данная система, по мнению Дж. Келли (1955), предоставляет возможность не менее строго, чем другие психометрические методы, работать на уровне индивидуального сознания, т.е. на том уровне, на котором разворачиваются основные события психической жизни человека без соотношения с групповыми нормами и большими выборками. В этом случае данный подход позволяет применять весь арсенал многомерных статистических методов для анализа индивидуального сознания, он охватывает не только статистику, но и динамику смысловых образований личности[4].

Метод репертуарных решеток (PP)[5] является родовым, вобравшим в себя преимущества свободной беседы, структурированного интервью, положительные черты стандартизированных оценочных и самооценочных техник. Это один из наиболее гибких методов, который позволяет использовать не только общегрупповые нормативные шкалы, но и уникальные шкалы, свойственные только конкретному субъекту.

Репертуарная решетка представляет собой матрицу, которую заполняет сам испытуемый либо психолог в процессе обследования или беседы. Столбцам матрицы соответствует определенная группа объектов, называемых элементами. В качестве объектов могут выступать люди, предметы, понятия, отношения, звуки, цвета – все, что интересует психодиагноста. Строки матрицы представляют собой конструкты – биполярные признаки, параметры, шкалы. Конструкты либо задаются исследователями[6], либо выявляются у испытуемого с помощью специальных приемов и процедур выявления.

В процессе заполнения репертуарной решетки испытуемый оценивает каждый объект по каждому конструкту. Здесь важно уяснить, что, во-первых, слово "репертуарная" означает выбор элементов по определенным правилам, так, чтобы они соответствовали какой-либо одной области и вместе с тем были связаны осмысленным контекстом. Предполагается, что, изменяя репертуар элементов, можно нацеливать методику на выявление конструктов разного уровня общности и относящихся к разным подсистемам. Во-вторых, "репертуар" означает замещение в индивидуальном сознании абстрактных понятий (например, твой друг или твой дом) конкретными отношениями к реальным людям или предметам. Поэтому испытуемые, заполняя решетку, осуществляют оценку признаков конкретных и реальных людей или объектов.

В процессе анализа эмпирических данных, полученных в результате обработки PP, производится: а) оценка силы и направленности связей между конструктами; б) выявление наиболее значимых параметров (глубинных конструктов), лежащих в основе конкретных оценок и отношений; в) построение целостной подсистемы конструктов, которая помогает прогнозировать поведение и отношения испытуемых, т.е. конструирование индивидуальной семантической карты человека; г) выявление иерархических отношений между конструктами и т.д.); д) определение, в случае лонгитюдного исследования, динамики состояний испытуемого в системе его собственных субъективных шкал.

Если традиционная психометрия ориентирована на диагностику устойчивых личностных особенностей, то Дж. Келли является сторонником противоположной точки зрения. Он пишет: "Человек – это форма движения", а "надежность – это мера нечувствительности теста к изменениям".

Диалектический анализ психики не исключает ориентации исследователей на диагностику как устойчивых, так и изменчивых характеристик личности, т.е., с одной стороны, измерения того, в чем человек меняется крайне медленно, а с другой – того, в чем он меняется довольно часто. Эту мысль можно представить в виде условной шкалы психодиагностических задач[7] (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Шкала психодиагностических задач

На рис. 5.2 схематично представлен двухмерный классификатор психологических методик, позволяющий выделить четыре больших класса диагностических задач и показывающий непротиворечивость и дополнительность номотетических и идеографических методов.

В настоящее время класс 1 (диагностика стабильных и устойчивых черт личности) – наиболее разработанная область, а класс 3 (диагностика уникальных и изменчивых личностных качеств) имеет наименьший уровень разработанности. Именно к этой области и относится метод репертуарных решеток Дж. Келли.

Метод PP может применяться как самостоятельный метод исследования личности[8], но лучше использовать его совместно с личностными опросниками, проективными технологиями, самооценочными стандартными шкалами и пр.

На основе метода PP разработаны репертуарные тесты, в том числе репертуарный тест ролевых конструктов (РТРК)[9].

Методика работы с РТРК[10] в общем виде состоит в следующем. Прежде всего обратим внимание на табл. 5.5, в которой приведен регистрационный бланк РТРК, и список персонажей, предъявляемый обследуемым для оценки.

Для заполнения данной формы решетки испытуемым предлагается подставить имена своих родных и знакомых в список персонажей, который помещен в регистрационном бланке в последней колонке. Расшифровка обозначений участников списка персонажей приведена ниже.

Список персонажей для РТРК. В бланке РТРК испытуемые записывают следующую информацию.

1. В первой графе – свое имя (в строке слева от "Я") (Я).

2. Далее – имя матери (мачехи) (Ма).

3. Имя отца (отчима) (От).

4. Имя брата (или, если нет брата, наиболее близкого по возрасту мальчика, который был за брата в подростковом возрасте) (Бр).

5. Аналогично – имя сестры или девочки (Се).

Начиная с шестого пункта, испытуемым предлагается записать имена знакомых им людей. Необходимо указать, что не следует повторяться, каждый раз нужно выбирать нового человека. Испытуемого надо убедить, что те имена, которые он записывает, не представляют интереса для психолога.

6. Жена (муж) или, если не женат (незамужем), – возлюбленная (возлюбленный) (Су).

7. Возлюбленная (возлюбленный), непосредственная предшественница той, которая названа выше (БП).

8. Наиболее близкий в настоящее время друг одного с испытуемым пола (Др).

9. Человек одного с испытуемым пола, которого он считал близким другом, но в котором разочаровался (БД).

10. Министр, священник или другой человек, с которым испытуемый хотел бы поделиться интимными религиозными чувствами (Ми)[11].

11. Врач (Вр).

12. Сосед в настоящее время, которого испытуемый знает лучше других (Со).

13. Человек, с которым испытуемый был связан, но который по необъяснимым причинам невзлюбил его (ИЛ).

Регистрационный бланк для репертуарного теста ролевых конструктов

Таблица 5.5

0

0

0

1

я

0

0

0

0

2

Ма

0

0

0

0

3

От

0

0

0

0

4

Бр

0

0

0

0

5

Сс

0

0

0

0

0

6

су

0

0

0

0

7

БП

0

0

0

8

Др

0

0

0

9

БД

10

мж

Ми

11

мж

Вр

12

мж

Со

0

0

0

0

13

мж

НЛ

0

0

0

0

14

мж

ЖЧ

0

0

0

15

мж

чн

0

0

0

16

мж

ич

0

0

0

17

мж

0

0

0

18

МЖ

0

0

0

19

мж

На

0

0

0

20

МЖ

УЧ

0

0

0

21

мж

СЧ

0

0

0

22

мж

НЧ

22

21

20

19

18

17

16

15

14

13

12

И

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

К Д И О а м Н т я С а Т Р У

к

т

КОНТРАСТ

КОНТРАСТ

Репертуар ролей

14. Человек, к которому испытуемый испытывает чувство жалости или которому он очень хотел бы помочь (ЖЧ).

15. Человек, в присутствии которого испытуемый испытывает неудобство (ЧН).

16. Человек, с которым испытуемый недавно познакомился и которого он бы хотел узнать лучше (ИЧ).

17. Учитель, который оказал на испытуемого наиболее сильное влияние, когда он был подростком (+у).

18. Учитель, чьи взгляды вызывали у испытуемого сильное возражение (-у).

19. Работодатель, управляющий или офицер, под чьим руководством испытуемый пережил тяжелые времена (На).

20. Самый удачливый человек из всех, кого знает испытуемый лично (УЧ).

21. Самый счастливый человек, кого испытуемый знает лично (СЧ).

22. Самый высоконравственный человек из всех, кого испытуемый знает лично (НЧ).

Дж. Келли определяет семь групп тематических персонажей: 1) "Я" (сам испытуемый); 2) "семья" (мать, отец, брат, сестра); 3) "близкие" (муж/жена, бывший возлюбленный/возлюбленная; друг/подруга; бывший друг/подруга); 4) "ситуативные персонажи" (министр, врач, сосед); 5) "отношения" (человек, который вас отвергает, человек, которого вы жалеете, человек, который представляет для вас угрозу, человек, который вас привлекает); 6) "авторитеты" (принимаемый учитель, отвергаемый учитель, начальник); 7) "ценности" (преуспевающий человек, счастливый человек, высоконравственный человек).

Соотношения персонажей и их классификация являются основанием выявления конструктов.

1. Класс ценностей: сравнение людей, олицетворяющих успех, счастье и нравственность и определение соответствующих полюсов конструктов (биполярные признаки, параметры, шкалы).

2. Класс авторитетов: сравнение следующих персонажей: человек, чьи идеи испытуемый принимал, человек, чьи идеи он не принимал, хотя от него ждали, что он их воспримет, и человек, в чьей поддержке он сильно нуждался в какой-либо период своей жизни.

3. Класс отношений (валентностей): сравнение персонажей: человек, который отвергал испытуемого по ненонятным для него причинам, и человек, которого он знает не очень хорошо, но хотел бы узнать получше[12].

4. Класс близких: наиболее сложный класс, включающий персонажи: супруг, бывший возлюбленный и друг. Этот класс выявляет личностные конфликты испытуемого в отношении двух близких людей противоположного пола и близкого человека одного с испытуемым пола.

5. Класс семьи: в него включаются персонажи: отец, мать и брат. Испытуемый формирует конструкт, определяющий его взаимоотношения с членами семьи.

6. Класс сестры 1: здесь испытуемый видит образ своей сестры: а) в качестве принимаемого учителя в его противопоставлении счастливому человеку; б) в качестве счастливого человека в противопоставлении принимаемому учителю, а также в) в противопоставлении сестры счастливому человеку и принимаемому учителю.

7. Класс отца: в качестве персонажей для сравнения с отцом выбираются начальник и преуспевающий человек.

9. Класс брата: в качестве персонажей для сравнения выбираются человек, отвергающий испытуемого, и отвергаемый самим испытуемым учитель.

10. Класс сестры 2: в качестве персонажей для сравнения выбирается человек, отвергающий испытуемого, и отвергаемый самим испытуемым учитель.

11. Класс хорошего отношения: в него включены персонажи: сестра, человек, которого испытуемый жалеет, и высоконравственный человек.

12. Класс угрозы: в данном случае персонажами являются: брат, бывший друг и человек, представляющий угрозу для испытуемого.

13. Класс супруга (супруги): супруг сравнивается с человеком, представляющим угрозу, и со счастливым человеком.

14. Класс брака 1: здесь мать сравнивается с супругом (супругой) и бывшим возлюбленным (возлюбленной).

15. Класс брака 2: отец сравнивается с лицами, что и в классе брака 1.

16. Класс приятелей составлен из персонажей: друг, бывший друг и человек, который привлекает испытуемого.

17. Класс сибисов[13]: исследуются отношения между персонажами "Я сам", брат и сестра.

18. Класс мотивации достижения: испытуемые соотносят между собой персонажи: начальник, человек, достигший успеха, и высоконравственный человек.

19. Класс предпочитаемого родителя: исследуется соотношение персонажей родителей (матери и отца) с человеком, представляющим угрозу для испытуемого.

20. Класс потребностей: персонаж "Я сам" сравнивается с персонажами человека, которого испытуемый жалеет, и с привлекательным человеком[14].

21. В класс компенсаций включены: персонаж бывшего друга, человека, отвергающего испытуемого, и человека, которого испытуемый жалеет[15].

22. Класс идентификаций, как признает Келли, является основным, так как дает возможность получить сведения о семейных проблемах человека. В него включены персонажи: "Я сам", супруг (супруга) и друг.

Выявление конструктов. Испытуемый определяет, чем двое из троих человек, отмеченных кружками в первой строке (См.: решетку), сходны между собой и тем самым отличны от третьего человека.

Испытуемый ставит крестики в кружки[16], соответствующие двум людям, сходным между собой. Кружок, соответствующий третьему, отличному от них человеку, остается пустым. Затем испытуемому предлагается написать в графе "Конструкт" слово или фразу, разъясняющие, чем именно сходны эти люди. Противоположная по смыслу характеристика записывается под заголовком "Контраст".

Заполнение РТРК. После выявления конструкта испытуемый отмечает галочкой те персонажи, которые обладают этой важной характеристикой (по выявленному полюсу). Подобным образом заполняются и остальные строки решетки (рис. 5.3).

Анализ РТРК. Для наиболее корректного выявления "координат индивидуального сознания" людей, т.е. конструктов по Дж. Келли, или для определения личностного смысла объектов внутри этих координат необходимо использовать корреляционный анализ.

Рис. 5.3. Фрагмент заполненного бланка РТРК

Однако автор предлагает производить анализ результатов при помощи так называемого метода "невооруженного глаза". Суть его сводится к расчету вероятности совпадения конструктов друг с другом (по строкам). Мера совпадения определяет статус конструкта в сознании испытуемого, т.е. его роль в измерении отношения человека к исследуемым объектам. Также изучается структура объектов (по столбцам). Вероятность совпадения объектов сигнализирует об их семантической близости и важности для данного индивида в соответствии с его "координатами индивидуального сознания"[17].

Таким образом, метод репертуарных решеток, предложенный Келли, дает возможность выявить не только эмоциональное отношение субъекта к определенным объектам (как, например, Семантический дифференциал Ч. Осгуда), но и строить индивидуальную шкалу отсчета.

Недостатком данного диагностического приема является его выраженная субъективность и статистическая громоздкость. Но в условиях индивидуальной психодиагностической работы, когда нет необходимости выявления социальных "координат сознания", он, видимо, наиболее валиден.