Лекция 6. Диагностика кризисов в процессах антикризисного управления

В результате освоения данной главы студент должен:

знать

• процедуры диагностики, необходимые для осуществления антикризисного управления организацией;

• подходы к оценке кризисных явлений и конкретные методики такой оценки;

• технологическое разнообразие диагностики кризисных явлений;

• методы прогнозирования кризисных ситуаций;

уметь

• определять особенности кризисных ситуаций и разрабатывать комплекс преобразований профилактики и смягчения кризисов;

• анализировать причины возникновения кризисных ситуаций;

• предвидеть возможные последствия кризиса и их влияние на развитие организации;

владеть

• методологией прогнозирования тенденций цикличного развития организации;

• приемами построения информационного обеспечения диагностики кризисных ситуаций;

• способностью создавать креативную атмосферу деятельности, влияющую на спокойное восприятие кризисных ситуаций.

Полезно задуматься

Нужна ли диагностика организации и кризисных ситуаций? Почему?Какие существуют виды диагностики и в чем их особенности? • Можно ли при помощи диагностического анализа установить и оценить степень кризисного состояния, его происхождение, динамику развития? • Какова роль диагностики в исследовании перспектив развития организации?Можно ли прогнозировать кризисные ситуации?

Диагностика и ее роль в современном антикризисном управлении

Диагностика – распознавание истинного состояния какого- либо объекта, предмета, явления или процесса (управленческого, производственного, технологического и т.п.) и причин возникновения этого состояния посредством реализации комплекса исследовательских процедур, выявления в них слабых звеньев и узких мест. Диагноз – результат процедуры диагностики, фиксированное по времени описание состояния объекта и предмета диагностики, оцениваемое по установленным критериям и параметрам отклонения от нормы.

В антикризисном управлении диагностика – установление отклонений от траектории нормального состояния и развития организации, обнаружение симптомов возможности и опасности кризиса, определение причин их возникновения, оценка предполагаемых последствий.

Диагностика – это не одноразовый акт, а процесс, который осуществляется во времени и в пространстве. Процесс диагностики рассматривается как исследовательский, поисковый, познавательный процесс.

Диагностика кризиса является важным элементом антикризисного управления, оказывающим значительное влияние на его эффективность. В целях повышения качества и совершенствования организации диагностики кризисных ситуаций рекомендуется проводить сравнительный анализ комплекса финансово-экономических показателей деятельности фирмы со среднеотраслевыми значениями, оценивать их отклонения и на этой основе проводить дальнейший анализ критериев диагностики кризиса.

Прежде чем подробнее остановиться на процессе диагностики, необходимо определить, что может являться объектом диагностирования, каковы цели и задачи диагноза, базовые параметры и другие сопутствующие понятия.

Объектом диагностики может быть как сложная, высокоорганизованная динамическая система (вся экономика страны, отдельная отрасль, конкретная фирма или организация любой формы собственности), так и любой элемент этих систем (внутренняя среда организации, конкретные виды ресурсов, производственные функции, организационная структура, себестоимость и т.д.).

Цель диагностики – дать заключение о состоянии объекта управления на дату завершения исследования и на перспективу. На основании данных диагноза можно откорректировать экономическую (политическую, социальную) концепцию управления, его стратегию и тактику.

Задачи диагностики заключаются в определении мер, направленных на координацию работы всех элементов, составляющих систему. Профессиональное антикризисное управление невозможно без четкого представления о состоянии управляемого объекта. Задачи диагностики тесно переплетаются с задачами прогноза и анализа.

Исследование процесса развития объекта помогает лучше уяснить его существующее состояние. В экономической диагностике очень часто прогноз позволяет уточнить диагноз. Произнося фразу: "Прогноз является неутешительным", – мы имеем в виду, что дела в организации идут не так, как нам хотелось бы, и, таким образом, выходим на постановку ее диагноза. И наоборот – определив диагноз, можем сделать прогноз. В то же время диагностика является исходным пунктом прогноза, поскольку без четкой и достоверной констатации сложившегося положения нельзя оценить возможности развития объекта. Отсюда можно сделать вывод, что проведение диагностических исследований необходимо во всех структурах и на всех уровнях управления.

Диагностирование – это исследовательский процесс, а это значит, что на него автоматически переносятся все основные требования, предъявляемые к исследовательской деятельности.

Во-первых, оно должно быть аутентичным – основанным на первоисточниках, т.е. на первичной и достоверной информации; во-вторых – объективным. Это значит, что перед тем как начать процесс диагностирования, его участникам необходимо выработать процедуру оценки и составить программу исследования объекта. Эта процедура должна содержать в себе три обязательных действия: необходимо определить, кто проводит исследование, где оно проводится, и четко установить базовые параметры, по которым проводится исследование. Это позволит минимизировать влияние фактора субъективизма при постановке диагноза, и, значит, повысятся его объективность и точность.

Точность – это третье требование к правильности диагноза.

Существует и такое требование, как воспроизводимость результатов исследования. Но это особое его качество, так как, если это не хронометраж, фотография рабочего дня или кинопленка, воспроизвести один к одному проведенное исследование невозможно хотя бы в силу фактора времени. С его течением обязательно изменятся один, два или все три обязательных условия процедуры и оценки исследования.

Цель, задачи и соответствие требованиям, предъявляемым к процессу диагностирования, осуществимы, если все исследование планируется, организуется и контролируется согласно логике диагноза, т.е. связи и последовательности действий и методов его проведения, обеспечивающих получение полезного результата.

Как уже говорилось, процесс диагностики невозможен без определения базовых параметров. Базовые параметры – система критериев, способных адекватно отразить специфику конкретного объекта с учетом влияющих на него в тот или иной период времени факторов (система показателей, качественных характеристик, шкал и т.д.).

Для того чтобы правильно оценить состояние объекта диагностики, необходима система критериев, которая представляет собой нормативные показатели для оценки состояния объектов.

Диагностика также предусматривает классификацию возможных отклонений основных параметров исследуемых явлений, объектов, их проявлений, процедуры сбора и обработки диагностической информации.

Существуют различные типы диагностики организации (табл. 6.1). В конкретных условиях антикризисного управления необходимо выбирать тот тип, который даст наилучшие результаты проведения диагностики. В некоторых случаях требуется комбинация нескольких типов диагностики.

Таблица 6.1. Типология диагностики

Критерии типологии диагностики

Типы диагноза в результате проведения диагностики

Назначение

Диагноз отклонений

Диагноз принадлежности

Диагноз оценочный

Диагноз причин

Профилактический диагноз

Продолжительность

Экспресс-диагноз

Мониторинг-диагноз

Масштаб

Общий

Выборочный

Локальный

Сфера деятельности

Полный

По отдельным сферам

Частичный

Предмет

Функциональный

Проблемный

Методика

Статистический

Документальный

Социометрический

Использование

Информационный

Активизирующий

Можно построить типологию диагностики в антикризисном управлении иным образом (рис. 6.1).

В общем виде проведение диагностических исследований обычно предполагает сравнение состояния выбранного объекта с какой-либо нормой или эталоном с тем, чтобы выявить наличие отклонений и определить их характер – положительный или отрицательный.

Этот тип диагностики позволяет установить такой диагноз, как отклонение от нормы, или деформация развития. Он применим в тех случаях, когда необходимо получить заключение о соответствии технико-экономических и других параметров диагностируемого объекта имеющимся отечественным аналогам.

Второй тип диагностики позволяет определить принадлежность исследуемого объекта к конкретному классу, группе или определенной их совокупности. Применение этого типа позволяет упорядочить и систематизировать изменения, происходящие в результате проведения конкретных исследований. Примером может служить деление результатов на принципиально новые и модифицированные. Проведение диагностиче-

Рис. 6.1. Типы диагностики и диагноза в антикризисном управлении

ских исследований предполагает получение выводов о положительном или отрицательном состоянии объекта.

Третий тип диагностики позволяет оценить избранный объект как уникальное сочетание признаков. Он используется в ситуациях, когда невозможно провести сравнительные оценки и сопоставление из-за отсутствия базовых параметров. Его отличительной чертой является то, что здесь нет необходимости в статистической или иной информации для доказательства предпочтительности объекта диагноза.

Исследуя состояние объекта как уникальное сочетание признаков, достаточно убедиться в их наличии и дать им подробную характеристику. Итогом любого исследования является результат – диагноз состояния объекта диагностирования. Результат – это выявление соответствия диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонения от базы сравнения. Результаты представляются в виде статистических таблиц или диаграмм и позволяют определить прогноз состояния объекта на основе динамики изменения данных об объекте во времени. Постановка диагноза – необходимое условие успешного функционирования и развития отдельных систем и общества в целом, а в случае необходимости учет его результатов может предотвратить кризисную ситуацию в той или иной сфере.