Действия профессионального бухгалтера, работающего в организации, по разрешению этических конфликтов

Профессиональный бухгалтер, работающий в организации, несет обязательства по соблюдению фундаментальных принципов. Однако бывают случаи, когда профессиональные обязанности в нанимающей его организации и обязательства по соблюдению фундаментальных принципов вступают в конфликт. В обычных условиях профессиональный бухгалтер должен придерживаться легитимных и этичных целей и задач работодателя, правил и процедур, направленных на их выполнение.

Однако при выполнении обязанностей перед организацией- работодателем может возникнуть прямая или косвенная угроза соблюдения фундаментальных принципов. Давление, оказываемое руководством, может быть как явным, так и скрытым и может оказываться руководителем или собственником организации. Такое давление может иметь целью заставить профессионального бухгалтера:

1) осуществлять незаконные действия (в том числе связанные с получением доходов);

2) не соблюдать технические или профессиональные стандарты;

3) лгать или иным способом вводить в заблуждение (в том числе храня молчание) других лиц (аудиторов организации- работодателя, представителей контрольных органов);

4) выпускать самому или быть причастным к выпуску отчетности, в которой существенно искажаются факты, в том числе заявления, сделанные в отношении:

— финансовой отчетности;

— соответствия нормам налогообложения;

— соблюдения требований законодательства;

— отчетности, требуемой органами, регулирующими порядок обращения ценных бумаг.

Если угрозы, возникающие вследствие такого давления (например угрозы шантажа), являются значительными, следует принять меры предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня. К таким мерам относятся:

— получение консультации или в самой организации, или у независимого профессионального юриста, или в соответствующем профессиональном органе;

— разработка в организации официальных процедур для разрешения споров;

— обращение за юридической консультацией.

Профессиональному бухгалтеру следует избегать по возможности взаимоотношений с лицами, пытающимися оказать влияние на объективность его выводов и рекомендаций, либо прекращать взаимоотношения с такими лицами, указывая на недопустимость оказания давления на него в любой форме и степени.

В случае возникновения серьезных этических проблем профессиональному бухгалтеру следует руководствоваться политикой разрешения конфликтов, существующей в организации-работодателе. Если это не способствует разрешению конкретного конфликта, то необходимо применить следующие меры:

1. обсуждение спорного вопроса с непосредственным руководителем. Если непосредственный руководитель оказался не в состоянии разрешить конфликт, то профессиональному бухгалтеру следует обратиться к руководителю более высокого уровня, уведомив об этом непосредственного руководителя. Если создается впечатление о вовлеченности руководителя определенного уровня в конфликтную ситуацию, то профессиональному бухгалтеру следует поднять этот вопрос на еще более высоком руководящем уровне. Если непосредственный руководитель является главным исполнительным лицом (или занимает аналогичную должность), то вопросы на более высоком уровне могут рассматривать: исполнительный орган, совет директоров, члены совета директоров, не наделенные исполнительными функциями, или акционеры;

2. конфиденциальное обращение к независимому консультанту профессиональной бухгалтерской организации;

3. принятие решения об отказе от выполнения задания. Если после рассмотрения на всех уровнях внутри организации конфликт не разрешен, то когда речь идет о существенных вопросах, например мошенничестве, профессиональный бухгалтер должен использовать крайнюю меру — отказ от выполнения порученного задания, письменно проинформировав об этом руководителя соответствующего уровня.

При необходимости профессиональный бухгалтер вправе довести информацию об известных грубых нарушениях (преступлений) до сведения правоохранительных или контролирующих органов.

Для повышения устойчивости к манипуляциям бухгалтеру необходимо предпринять определенные действия:

1) распознавать манипуляции и отделять их от объективных рабочих моментов;

2) выстроить отношения с руководителем-манипулятором таким образом, чтобы не пострадала карьера;

3) наладить с сопредельными подразделениями коммуникации, снижающие риск манипулятивного воздействия;

4) позиционировать себя таким образом, чтобы манипуляторы из числа ваших сотрудников не отбирали у вас время и силы.

Пример

Конфликт между руководителем организации и главным бухгалтером Ситуация.

В ООО "Рассвет" бухгалтерский учет ведется в соответствии с учетной политикой, утвержденной его руководством.

В течение последних нескольких месяцев главным бухгалтером были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учета.

Об этом она пыталась предупредить руководителя, однако у него нашлись более важные дела.

Инцидент:

в результате проверки, проведенной Инспекцией Федеральной налоговой службы (ИФНС), были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности. На ООО "Рассвет" был наложен крупный штраф.

Конфликт:

после того как на ООО "Рассвет" был наложен штраф, руководитель в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил главного бухгалтера в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме.

Действия:

бухгалтер сочла невозможным продолжать работу в подобных условиях и подала заявление об уходе по собственному желанию. Разрешение конфликта:

главный бухгалтер была хорошим специалистом, замену ей пришлось бы искать долго, руководитель вынужден был извиниться. Главный бухгалтер приняла извинения руководителя, и конфликт был улажен.

Разбор конфликтной ситуации

Конфликтная ситуация представляет собой организационный конфликт между двумя людьми.

Межличностные конфликты в организации — это, как правило, конфликты по вертикали, т.е. конфликтные стороны находятся на разных уровнях управленческой иерархии.

Анализ ситуации.

Участники конфликта

Объект

конфликта

Предмет

конфликта

• Руководитель ООО "Рассвет".

• Главный бухгалтер ООО "Рассвет".

• Косвенные участники, занимающие нейтральную позицию (коллектив ООО "Рассвет" — социальная среда конфликта)

Крупный штраф за нарушение правил бухгалтерского учета и отчетности

• Некорректное поведение начальства.

• Игнорирование мнения и обращений подчиненных

Образ конфликтной ситуации.

Категории

Руководитель ООО "Рассвет"

Главный бухгалтер ООО "Рассвет"

Цель

Поддержать свой авторитет за счет подчиненной

Обратить внимание начальства на имеющиеся в бухгалтерском учете нарушения

Причина

Руководитель — начальство, главный бухгалтер — подчиненная

Считает, что как главный бухгалтер, давно работающий в организации, сможет убедить руководителя в существовании реальной проблемы

Возможности

Управляющий в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил главного бухгалтера в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме

Собиралась продемонстрировать нарушения, подтверждая их документами, но дальше разговоров дело не шло — руководитель находил все новые и новые отговорки

Ценности

Сохранение своего авторитета

Забота об организации, ее имидже, конкурентоспособности

Категории

Руководитель ООО "Рассвет"

Главный бухгалтер ООО "Рассвет"

Представления о противоположной стороне

Главный бухгалтер — некомпетентная, невнимательная и непрофессиональная работница, ей ничего нельзя доверить

Руководитель не разбирается в бухгалтерском учете и всю ответственность сваливает на нее

Причины конфликта.

Объективные причины:

• естественное столкновение руководителя и главного бухгалтера на работе;

• слабая разработка юридической базы по разрешению социальных противоречий;

• ситуативно-управленческая (конфликт возник из-за непонимания руководством своей ошибки).

Субъективные причины:

• психологическая несовместимость людей: темперамент, особенности характера и т.д.;

• стремление к власти;

• неумение руководителя работать в коллективе.

Динамика конфликта.

Предконфликтная стадия.

1. Возникновение объективной проблемной ситуации — главный бухгалтер знает, что существуют нарушения в бухгалтерском учете ООО "Рассвет" и в любое время может приехать ИФНС.

2. Попытка решить проблему неконфликтными способами — за несколько месяцев до проверки главный бухгалтер пыталась предупредить руководителя об имеющихся нарушениях.

3. Осознание объективной проблемной ситуации — известие о приезде ИФНС.

Стадия, связанная с возникновением объективной конфликтной ситуации.

В результате проверки, проведенной ИФНС, были выявлены нарушения в ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Конфликт:

1) инцидент — на ООО "Рассвет" был наложен крупный штраф;

2) эскалация — после того как на организацию был наложен штраф, руководитель в присутствии всего коллектива в грубой и оскорбительной форме обвинил главного бухгалтера в некомпетентности, невнимательности и непрофессионализме.

Критический этап развития.

Сбалансированное противодействие — главный бухгалтер думает остаться или поменять место работы.

Спад напряженности в противодействии.

Главный бухгалтер сочла невозможным продолжать работу в подобных условиях и подала заявление об уходе по собственному желанию.

Сопоставление официальных и неофициальных оценок поведения. Так как она была хорошим специалистом, да и замену ей пришлось бы искать долго, руководитель вынужден был извиниться. Разрешение конфликта.

Для того чтобы принести свои извинения, руководитель счел неудобным вызывать главного бухгалтера к себе в кабинет и сам пришел в бухгалтерию, где кроме нее находились еще двое бухгалтеров. Главный бухгалтер приняла извинения руководителя, и конфликт был улажен.