Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Придание источникам права формы официального документа означает лишь то, что такие источники созданы. Их "жизнь" начинается в определенных параметрах и охватывает гак называемую среду права — время, пространство и круг лиц.

В связи с этим необходимо изучение того, каковы временные пределы действия правовых норм, на какую территорию, на какие виды отношений и на каких их участников распространяется действие тех или иных норм права. Это важная проблема юриспруденции, обозначаемая как действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

Действие нормативных правовых актов во времени есть не что иное, как временные рамки распространения его на отношения, являющиеся предметом регулирования. Эти рамки определяются установлением:

а) точного момента вступления нормативного правового акта в силу;

б) наличия или отсутствия его "обратной" или "переживающей" силы;

в) конкретного момента прекращения его действия.

В каждой стране существует определенный порядок вступления нормативных правовых актов в силу. При этом обычно решающее значение имеют официальное опубликование закона и срок. В соответствии с этим нормативные правовые акты, как правило, подлежат официальному опубликованию, после чего немедленно или через тот или иной отрезок времени начинают действовать.

В Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Официальное опубликование — это даваемое государством свидетельство достоверности и точности содержания нормативного акта. Законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы адресатам, переданы но каналам связи, распространены в машиночитаемой форме, но это все не является официальной публикацией и не влечет никаких правовых последствий.

Момент вступления в силу — по истечении 10 дней после дня официального опубликования (общий порядок), если иное не предусмотрено в самом законе или специальном постановлении о порядке введения нормативного правового акта в действие.

Указы и распоряжения Президента РФ, имеющие нормативный характер, и нормативные постановления (распоряжения) Правительства РФ официально публикуются [1] в течение 10 дней после дня их подписания. Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования, если в его тексте не указан иной срок. Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу со дня их подписания.

Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня подписания.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительных власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты министерств и федеральных служб и агентств подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после дня их регистрации. Они вступают в силу одновременно на всей территории РФ но истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных актов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу. [2]

Порядок вступления в силу законов и иных нормативных актов субъектов РФ, их органов на местах существенно не отличается от общероссийского порядка.

В принципе законы и подзаконные нормативные правовые акты обратной силы не имеют, т.е. их действие распространяется только на регулируемые отношения, имевшие место после введения их в силу. Речь идет о распространении действия нормативного правового акта на все случаи только "вперед", все, что было до дня вступления его в действие, под него не подпадает.

Однако в уголовном праве издавна существует принцип, гласящий, что норма, отменяющая наказуемость деяния или смягчающая за него ответственность, имеет обратную силу, т.е. распространяется на деяния, совершенные до введения ее в действие. В отдельных случаях обратная сила может быть придана и нормам других отраслей права, если это особо оговаривается самим законодателем. При этом должны строго соблюдаться положения Конституции РФ:

- закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет;

— законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют;

— никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением;

- если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон (ст. 54, 57 Конституции РФ).

Федеральным законом от 30.11.1994 № 52-ФЗ "О введение в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации" такая сила придана так называемой приобретательской давности, которая распространена и на случаи, когда владение имуществом начато до введения Кодекса в действие (ст. 11).

В юридической литературе возможность нормативного правового акта иметь обратную силу называется ретроактивностью.

"Переживание" нормативного правового акта означает, что он продолжает применяться после утраты своей силы. По общему правилу, нормативный правовой акт, прекративший свое действие, не применяется к отношениям, возникшим после момента прекращения такого действия. Исключение из него может быть лишь по специальному указанию правотворческого органа, решившего в связи с какими-либо сложными ситуациями разрешить применение той или иной нормы к отношениям, возникшим после прекращения ее действия. Таким образом, "переживание" закона имеет место, когда закон, утративший свою юридическую силу, по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам. Например, если новый закон влечет усиление ответственности, то по всем правоотношениям, возникшим до его издания, применяется старый, отмененный закон. Закон в этом случае как бы продляет свою "жизнь". Такое его свойство называется ультраактивностью.

Прекращение действия закона означает и утрату им юридической силы. Это последствие наступает при наличии одного из следующих обстоятельств:

1) истечение срока, на который принят закон (например, закон о бюджете);

2) отмена закона (в постановлении законодательного органа о порядке введения в действие закона, как правило, указываются акты, которые утрачивают юридическую силу);

3) фактическая замена данного закона другим, регулирующим те же самые вопросы (это наименее приемлемый способ прекращения действия нормативного акта, он порождает неопределенность, создает трудности на практике);

4) изменение условий и обстоятельств, обусловивших принятие данного закона (например, отмена чрезвычайного положения, на время действия которого он был рассчитан). Чрезвычайное положение может вводиться лишь в установленном законом порядке; если оно связано с отдельными ограничениями прав и свобод личности, то с обязательным указанием срока действий таких ограничений (ст. 56 Конституции РФ);

5) признание Конституционным Судом РФ закона неконституционным. Акты или их отдельные положения в этом случае утрачивают силу. Решение Конституционного Суда РФ окончательно, оно не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. [3]

Судам, иным правоприменительным органам иногда приходится оценивать правомерность фактов и ситуаций, которые происходили в прошлом. Поскольку применительно к указанным фактическим обстоятельствам не предусмотрена обратная сила действующего на данный момент закона, то суду, иному юрисдикционному органу следует при такой оценке руководствоваться законом, который действовал в то время, когда происходили соответствующие события.

Пределы действия закона в пространстве очерчены территорией государства и государственным суверенитетом. Территория РФ включает в себя территорию ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Россия обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в своей исключительной экономической зоне в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (ст. 67 Конституции РФ).

Территория РФ устанавливается ее государственной границей. Государственная граница есть линия и проходящая но этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ (суши, вод, недр и воздушного пространства), т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета.

Таким образом, в состав государственной территории входят:

— сухопутная территория, т.е. суша в пределах границ государства;

- водная территория, которая включает в себя как внутренние (национальные) воды (например, воды заливов, бухт, морей, проливов, исторически принадлежащих Российской Федерации; воды рек, озер и иных водоемов, берега которых принадлежат России, и т.д.), так и территориальные воды, прибрежные морские воды шириной 12 морских миль;

- недра, находящиеся под сухопутной и водной территорией государства, без каких-либо ограничений по глубине;

— воздушная территория, которая составляет все воздушное пространство, находящееся в пределах его сухопутных и водных границ. В настоящее время высотный предел каким-либо договорно-правовым либо нормативным актом не установлен, но обычно-правовой нормой признается правило, согласно которому спутники с минимально низкими орбитами находятся за пределами воздушной территории государства.

Уголовную юрисдикцию Российская Федерация осуществляет также в отношении лиц, совершивших преступления на любых территориях и объектах, принадлежащих России и находящихся в открытом море или ином указанном пространстве. Сюда относятся континентальный шельф — выровненная часть подводной окраины материков, прилегающая к берегам суши и характеризующаяся общим с ней геологическим строением, а также 200-мильная экономическая зона. Они находятся за пределами государственной границы и поэтому не входят в состав государственной территории. Но прибрежные государства имеют право на их биологические и минеральные ресурсы, а также на все виды деятельности, связанные с разведкой, разработкой и сохранением этих ресурсов. Правоотношения, которые возникают в связи с этим, регулируются законодательством РФ. В УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за нарушение законодательства

о континентальном шельфе (ст. 253). Свою юрисдикцию Россия осуществляет и в отношении объектов, находящихся в его экономической морской зоне (искусственные острова, установки, сооружения). В остальном на континентальном шельфе и в морской экономической зоне действуют принципы и нормы международного права.

При совершении преступления на борту воздушных и морских судов вне государственной территории РФ уголовная юрисдикция Российской Федерации осуществляется в зависимости от назначения судна. Военные морские корабли и военно-воздушные суда обладают экстерриториальностью. Это означает, что независимо от их местонахождения они подпадают под действие уголовного закона России. На гражданских морских и воздушных судах уголовный закон России действует лишь в том случае, если они находятся на территории РФ, а также в международном воздушном пространстве или в международных водах.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью.

В соответствии с началами государственного суверенитета иностранное законодательство может применяться на территории данного государства лишь постольку, поскольку это допускается его законами и определено межгосударственным соглашением с иностранным государством.

Согласно Конституции РФ определяется и непосредственное действие на территории страны международного права, в том числе общепризнанных норм о правах и свободах человека. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором

установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15).

В соответствии с федеративным государственным устройством действует принцип приоритета федерального законодательства, осуществляемого в рамках общефедеральной компетенции общефедеральными органами, над республиканскими, региональными и местными муниципальными нормативными актами. Как гласит ст. 76 Конституции РФ, по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Нормативные акты субъектов РФ действуют только на их собственной территории, нормативные акты местных муниципальных органов — на управляемой ими территории.

Столкновение (коллизия) актов в связи с их действием на той или иной территории, а также в связи с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов регулируется коллизионными нормами, которые содержатся в Конституции РФ (ст. 76) и в отраслевых законодательных актах.

Порядок действия закона по лицам является производным от порядка его действия по территории и по предмету. Общее правило здесь таково: закон действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

Все лица — это граждане государства (в том числе лица с двойным гражданством), иностранцы, лица без гражданства, а также все внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности. Вместе с тем существуют и определенные особенности в действии законов по лицам.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства (ст. 12 УК РФ).

В то же время главы государств и правительств, сотрудники дипломатических и консульских представительств, некоторые другие иностранные 1раждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности. Это значит, что к ним не могут быть применены меры ответственности и иные меры государственного принуждения за нарушение уголовного и административного законодательства.

И еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с законом не могут быть субъектами ряда отношений (в частности, быть судьями, состоять на службе в вооруженных силах).