Деятельность выдающихся педагогов-дефектологов

Николай Михайлович Лаговский (1862–1933) является одним из выдающихся деятелей отечественной сурдопедагогики. Его работа "Обучение глухонемых устной речи" (1903), которая в дореволюционный период выдержала два издания, была настольной книгой для учителей глухих.

В 1920–1930-е гг. Η. М. Лаговский создал ряд книг и пособий для студентов и сурдопедагогов. Он разрабатывал программы но обучению взрослых глухих и методические руководства к ним, букварь для глухих, основы сурдопедагогики для студентов-заочников. Книга Η. М. Лаговского по методике начального обучения глухих взрослых грамоте с использованием дактильной речи во многом сохраняет свое значение до настоящего времени. По принципу сходства и различия дактильных знаков с буквами глухой учащийся овладевал грамотой в течение 40–50 дней-уроков, что для того времени было большим достижением.

Научно-педагогическая деятельность Η. М. Лаговского оказала большое влияние на последующее развитие советской сурдопедагогики.

Федор Андреевич Рау (1868–1957) – выдающийся деятель в области обучения и воспитания детей с недостатками слуха и речи. Большой заслугой Ф. А. Рау считается создание им первого дошкольного учреждения для глухих детей, которое было открыто в 1900 г. в Москве.

Ф. А. Рау совместно с Ф. Ф. Рау создал методику обучения глухих произношению, которая до настоящего времени служит пособием для студентов и учителей.

Вся жизнь Ф. А. Рау, учителя, профессора, доктора педагогических наук, члена-корреспондента ΑΠΙΙ СССР, была неразрывно связана с развитием советской сурдопедагогики. Он сыграл важную роль в подготовке научных и учительских кадров, создании литературы по методике обучения глухих устной речи и учебников для первоначального обучения (букварей).

Татьяна Александровна Власова (1905–1986) в многочисленных работах дала научное обоснование одной из главных проблем дефектологии – проблемы дифференцированного обучения и воспитания различных категорий аномальных детей. Ученым было показано, что по мере углубления научных исследований о природе различных нарушений развития у детей необходима и дифференциация научных отраслей дефектологии, ориентированных на разработку специальных дидактических систем и рациональное построение учебно-воспитательного процесса.

Под руководством Т. А. Власовой начали интенсивно проводиться различные педагогические, психологические, клинические, физиологические исследования детей с отклонениями в развитии. Внимание сотрудников привлекалось к таким малоизвестным, но очень важным проблемам, как дифференцированное обучение и воспитание детей с различными по степени выраженности сенсорными нарушениями и различной степенью умственной отсталости, комплексный подход к решению вопросов диагностики, изучения и обучения детей, изучение различных сторон личности аномальных детей и др. Существенная роль отводилась психологическим исследованиям глухих, слабослышащих, слепых и слабовидящих детей. Были выделены и начали изучаться новые категории детей с отклонениями в развитии – с РДА, задержкой психического развития. Была создана лаборатория, в которой исследовались дети с ДЦП.

Роза Евгеньевна Левина (1908–1989) – выдающийся исследователь детской речи, основоположник отечественной школы логопедии, авторитет в области речевой патологии.

Наиболее значительной научной заслугой Р. Е. Левиной является построение концепции общего недоразвития речи. Психолого-педагогическая направленность проводимых ею и сотрудниками лаборатории логопедии исследований обусловила пересмотр классификационных представлений о речевых расстройствах. Наиболее отвечающими требованиям логопедии как педагогической науки было признано такое разграничение речевых нарушений у детей, которое выделяет в качестве ведущих признаков проявления, актуальные для коррекционного обучения. В соответствии с этим принципом были сгруппированы различные нарушения речевого развития не по симптоматическим признакам, а по общности психолингвистических показателей и общности лингводидактических задач.

В 1961 г. Р. Е. Левина завершила обширное исследование, которое представляет докторскую диссертацию и монографию "Нарушения письма у детей с недоразвитием речи". Нарушения чтения и письма у детей с недоразвитием речи (алексия и дислексия, аграфия и дисграфия) трактуются ею как дефекты, связанные в первую очередь с недостаточностью фонематических и морфологических обобщений, с теорией фонологического дефицита. Излагается принципиально новый подход к исправлению аграфии и алексии путем устранения отклонений речевого развития и формирования полноценных фонематических и морфологических обобщений.

Важный вклад Р. Е. Левина внесла в проблему психологического изучения неуспеваемости младших школьников. Ею разработаны методы своевременного распознавания возможных пробелов в подготовленности ребенка к обучению и пути их своевременного устранения; проанализировано психологическое ОГЛАВЛЕНИЕ познавательной работы, которая должна быть проделана ребенком для успешной подготовки к новой ступени обучения. Специальному изучению была подвергнута специфическая неуспеваемость младших школьников по письму и чтению.

Р. Е. Левиной также удалось экспериментально доказать, что изучение связей аномального развития позволяет улавливать признаки возможных отклонений задолго до того, как они будут замечены окружающими, и соответственно предупреждать их возникновение. Она всегда подчеркивала, что раннее распознавание признаков аномалии является необходимым условием применения эффективного предупредительного воздействия.

Значительным вкладом в развитие фундаментальных научных основ организации логопедической помощи в системе образовательных учреждений явилась разработанная Р. Е. Левиной психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. Исходя из общих закономерностей аномального развития, опираясь на изучение контингента нуждающихся в логопедической помощи, анализ коррекционных методических систем, она пришла к выводу, что для построения педагогической классификации необходимо учитывать как состояние речевых средств, так и свойства речевого поведения.

Кирилл Георгиевич Коровин (1917–2001) по нраву считается одним из основателей российской школы для слабослышащих и позднооглохших детей, создателем важнейшего направления в коррекционном обучении учащихся с частичным дефектом слуха – формирования грамматического строя языка.

Совместно с выдающимся отечественным ученым-дефектологом Р. М. Боскис, которая впервые ввела в научно- практический обиход критерии дифференциации детей с недостатками слуха, К. Г. Коровин трудился над созданием системы специального обучения слабослышащих и позднооглохших школьников. Он активно участвовал в формировании сети специальных учреждений для этой категории детей в разных регионах страны. В процессе создания новых в сурдопедагогической практике школ оформлялась их структура, определялись принципы комплектования, ОГЛАВЛЕНИЕ и методы обучения.

В 1960–1970-е гг. К. Г. Коровиным разрабатываются принципиально новые методические подходы к обучению слабослышащих грамоте, правописанию, изучению элементарного курса грамматики. Учитывая особое место и роль в специальном учебном процессе письменной речи, которая усваивается слабослышащими одновременно с устной и даже с некоторым опережением, ученый доказал, что неправомерно ставить обучение грамоте (чтению) в зависимость от отработки навыков произношения, и наметил новый путь обучения грамоте, позволивший в последующем создать оригинальный букварь для слабослышащих первоклассников.

К. Г. Коровиным было предложено новое решение и в методике обучения орфографии, предусматривающее в связи с особенностями речевого развития слабослышащих усвоение части орфографического материала в разных разделах программы по языку, в частности на уроках произношения. Исследования К. Г. Коровина, направленные на выяснение особенностей усвоения слабослышащими материала элементарного курса грамматики, позволили разработать принцип поэтапного (в соответствии с реальным ходом речевого развития учащихся) формирования у них грамматических навыков и умений на основе их практической реализации, от усвоения значения к обобщению по формальным признакам.

Определенным итогом научно-практических разработок ученого явилась монография "Практическая грамматика в системе специального обучения слабослышащих детей языку" (1976), в которой дан глубокий анализ проблемы специального обучения языку слабослышащих детей. Это фундаментальное психолого-педагогическое исследование, опирающееся на всесторонний анализ научной литературы по проблеме языка и обобщение ранее проведенных автором исследований, является важным вкладом в сурдопедаготическую науку; оно заложило основы методики обучения слабослышащих учащихся русскому языку.

Нина Феодосьевна Слезима (1922–1996) – автор исследований, которые являются ценным вкладом в теорию и практику сурдопедагогики; их результаты отражены в печатных работах: монографиях, школьных и вузовских учебниках, методических пособиях, статьях научного и методического характера.

Η. Ф. Слезину интересовало все, что могло помочь неслышащему ребенку научиться хорошо говорить. В течение ряда лет она проводила специальное исследование, направленное на изучение возможности использования и эффективности различных технических средств в обучении глухих детей произношению. Результаты этого исследования обобщены в монографии "Применение технических средств в обучении глухих произношению" (1975).

С середины 1970-х гг. Η. Ф. Слезина сосредоточивает внимание на изучении новых рациональных путей в формировании и коррекции произношения, ставших возможными в условиях интенсивного развития слухового восприятия глухих детей. Ею были разработаны новые программы школы для глухих детей по обучению произношению, созданы методические кинофильмы, методические пособия и статьи о перестройке обучения произношению в новых условиях, об усилении индивидуального подхода к учащимся, об особенностях работы с плохоговорящими детьми.

Татьяна Всеволодовна Розанова (1928–2007) раскрыла особенности психического развития глухих детей, показала большие потенциальные возможности коррекции их познавательного развития в условиях целенаправленного педагогического процесса. Особое внимание ученым было уделено психолого-педагогическим проблемам усвоения математики глухими детьми. Сформулированные психолого-педагогические требования к процессу формирования у глухого ребенка полноценных математических знаний и умений не утратили своей ценности и в наши дни. Глубокое и систематическое изучение закономерностей развития памяти и мышления глухих детей стало предметом докторской диссертации Т. В. Розановой.

Исследования 1980-х гг., посвященные проблемам формирования общеинтеллектуальных и математических способностей глухих детей, позволили рассмотреть способности, интегральные особенности личности ребенка и при этом выделить наиболее значимые психологические компоненты на каждом этапе детского развития. Т. В. Розанова совместно с сотрудниками НИИ дефектологии АПН СССР – М. С. Певзнер, Г. П. Бертынь, Ю. А. Кулагиным и другими – провела глубокое клинико-психолого-педагогическое изучение глухих детей со сложной структурой дефекта, имеющих умственную отсталость, нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата, первичную задержку психического развития. Цикл исследований позволил глубже понять структуру дефекта этих детей и определить адекватные условия их психического развития

Галина Лазаревна Зайцева (1934–2005) – доктор педагогических наук, профессор, выдающийся отечественный сурдопедагог посвятила всю свою жизнь делу обучения глухих детей и взрослых. Она исследовала лингвистические, психолингвистические и психолого-педагогические аспекты русского жестового языка, занималась историей и теорией сурдопедагогики. В 1988 г. ею была успешно защищена докторская диссертация "Жестовая речь в системе обучения и воспитания взрослых глухих".

Теоретическое обоснование и построение новой для России педагогической системы – билингвистического обучения глухих – неизменно оставалось главной темой работы Г. Л. Зайцевой. Она отстаивала право глухих говорить и обучаться на жестовом языке, быть исследователями в области сурдопедагогики и сурдопсихологии. Г. Л. Зайцева являлась экспертом Международной федерации глухих, стала инициатором создания первой в России билингвистической гимназии, при ее поддержке было организовано обучение неслышащих в педагогическом колледже и Московском педагогическом государственном университете.

Владимир Ильич Бельтюков занимался научной деятельностью в НИИ дефектологии АПН СССР. Результаты исследований, представляющих собой значительный вклад в сурдопедагогику и сурдопсихологию, обобщены В. И. Бельтюковым в монографии "Роль слухового восприятия при обучении тугоухих и глухих произношению" (1960), отмеченной первой премией АНН СССР и защищенной в качестве диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук по психологии. Перу В. И. Бельтюкова принадлежат актуальные и поныне работы "Использование и развитие слухового восприятия у глухонемых и тугоухих учащихся" (в соавторстве с Л. В. Нейманом и Ф. Ф. Рау) (1963), "Чтение с губ фонетических элементов речи" (1967), "Чтение с губ" (1970). Эти книги имеют фундаментальное значение для разработки методов обучения глухих, слабослышащих и позднооглохших зрительному восприятию устной речи; две последние монографии также удостоены премии АПН СССР.

Заведуя лабораторией зрительного и тактильного восприятия речи в НИИ дефектологии АПН СССР, В. И. Бельтюков совместно с группой коллег провел серию исследований, посвященных решению дифференциально- диагностических и методических задач изучения и обучения детей с нарушениями слуха и речи. Обобщенные результаты этих исследований нашли отражение в монографии "Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи в норме и патологии".

Современные исследователи проблем специального образования (Л. И. Аксенова, Л. П. Григорьева, И. Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Η. М. Назарова, Н. Д. Шматко, У. В. Ульенкова и др.) продолжают поиск специальных педагогических технологий изучения, развития и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.