Деятельность учебных заведений, организованных иностранцами в России

Первые школы, организованные учителями-иностранцами, появились еще в конце XVI в. в Немецкой слободе Москвы при царе Борисе Годунове. По названию слободы учебные заведения, организованные иностранцами, стали называть "немецкими". Деятельность подобных школ не прекращалась на всем протяжении XVII в. не только в Москве, но и других крупных городах России, где существовали протестантские общины. Таким образом, существование "немецких" школ в начале XVIII в. в царствование Петра I было для России не новым явлением, а хорошо знакомой традицией. Однако организация и деятельность ряда подобных школ в XVIII в. имели другие задачи и происходили уже под надзором государства.

Наиболее известной в Москве была школа, функционировавшая в 1703–1705 гг. под управлением пастора Эрнста Глюка (1654–1705). Свою известность школа получила, прежде всего, благодаря широкому для подобных учебных заведений курсу учебных дисциплин. В некоторых документах она даже носила название гимназии, однако уровень образования в ней был достаточно низок, что привело со временем к реорганизации гимназии в школу иностранных языков. Управление "немецкими" школами с 1711 г. переходит от Санкт-Петербургской канцелярии сначала к Монастырскому приказу, а затем к Приказу книгопечатного дела. Часть учеников была переведена в Санкт-Петербург, и школа распалась на своеобразные "отделения": немецкое, шведское, французское, "цесарское" или латинское. Ученики итальянского языка были переведены в школу Софроний Лихуда при Печатном дворе. Именно иностранные языки составляли в этот период основу учебного курса в указанных "отделениях". Интересно отметить, что, по отзывам учителей, через три-шесть мес. занятий их ученики могли свободно переводить тексты и писать на иностранных языках, а через год – полтора свободно говорить. В 1715 г. учителя школ и их ученики были переведены в Санкт-Петербург, московские "немецкие" школы прекратили свое существование, выполнив, вероятно, возлагавшиеся на них задачи подготовки переводчиков, служащих для Коллегии иностранных дел, Коммерц-коллегии и других учреждений. Деятельность "немецких" школ характеризовалась рядом общих принципов: всесословным характером обучения; добровольным характером обучения и зачисления на службу после прохождения курса; относительной свободой в найме учителей, определении уровня и содержания учебного курса.

Большую популярность среди дворян во второй половине XVIII в. получили школы-пансионы. Они, как новый для России тип учебных заведений, стали создаваться после распространения в 1720–1750-е гг. в стране идей о целесообразности не только государственного, но и частного, сословного обучения. В одних случаях частные учебные заведения по своей организации напоминали государственные училища, в других – ориентировались на европейские коллегии и носили "закрытый" характер. Неприятие большинством населения в России "закрытой" формы обучения привело к тому, что большинство частных школ-пансионов было организовано иностранцами. Их деятельность практически не контролировалась правительством, и многие из них ориентировались не столько на учебную деятельность, сколько на реализацию коммерческих задач. При этом ряд иностранцев, содержателей пансионов, не имели сколько-нибудь серьезного образования. Это привело к тому, что по Указу (1757) императрицы Елизаветы Петровны все иностранцы, занимавшиеся в России педагогической деятельностью, обязаны были пройти испытание при Академии наук или Московском университете и получить документ на право преподавания. Лица, принимавшие к себе учителей без аттестатов, подвергались штрафу, а сами учителя подлежали высылке за границу. Подобная мера, с одной стороны, привала к сокращению числа иностранных пансионов, с другой – немного упорядочила их деятельность.

Практика работы иностранных школ-пансионов в 1760–1770-е гг. сохраняла невысокий уровень обучения, что повлияло на решение собрания Академии наук передать права экзаменовать иностранцев-учителей и содержателей частных иностранных пансионов гимназии Академии наук (1779). В 1784 г. по указанию императрицы Екатерины II была произведена проверка частных иностранных пансионов в Санкт-Петербурге и в 1785 г. в Москве. В Санкт-Петербурге было осмотрено 22 пансиона и четыре школы, в Москве – 10 пансионов. В ходе ревизии был выявлен ряд нарушений: реальный уровень преподавания не соответствовал заявленной программе, Закон Божий и русский язык практически нигде не преподавались, владельцы пансионов мало заботились о нравственном воспитании учащихся. Результаты проверки повлияли на составление наказа частным пансионам и школам (1786), по которому все частные пансионы и школы были переданы в ведение Приказов общественного призрения. Публичные экзамены в частных пансионах, подтверждающие уровень обучения в них, как и в народных училищах, должны были проходить каждые полгода в присутствии директора народных училищ, являвшегося и членом приказа. "Уставом народным училищам в Российской империи" (1786) управление частными пансионами в России возлагалось на Комиссию народных училищ под руководством П. В. Завадовского с ежегодным докладом императрице о состоянии всех частных учебных заведений.

Воспитательный дом Общества благородных девиц в Санкт-Петербурге. Рис. 1764 г.

И. И. Бецкой, автор проекта воспитания "новых людей" в России и организатор сети воспитательных домов