Деятельность международных организаций в области статистики окружающей среды

Международное сотрудничество по отдельным вопросам природно-ресурсного и природоохранного характера началось относительно давно. В частности, еще в 1929 г. было образовано Бюро (далее – Комитет) международной статистики китобойного промысла. С середины 40-х гг. в его задачи входил в том числе сбор и обработка данных от стран – участниц Международной конвенции по регулированию китобойного промысла. Соответствующие данные включали оценки численности китов, объем их добычи и ряд других характеристик. На этой основе разрабатывались и устанавливались международные квоты на добычу, планировались мероприятия по охране и восстановлению численности китов в рамках Международной китобойной комиссии и т.д.

В 1948 г. был создан неправительственный Международный союз охраны природы – МСОП, г. Глан, Швейцария (International Union for Nature Concervation/World Concervation Union, обычно обозначается как IUNC). Его деятельность сконцентрировалась, главным образом, на охране диких животных, на формировании, обновлении и публикации Международной Красной книги, разработке критериев заповедной деятельности и на смежных вопросах. Деятельность Союза потребовала получения и анализа определенных статистических сведений, а также их правильной методологической трактовки.

Важнейшим организационным мероприятием, на котором были не только сформулированы глобальные задачи охраны окружающей среды, но и поставлен вопрос об упорядочении и развитии международного (межгосударственного) информационно-статистического отражения происходящих процессов, явилась Конференция ООН по проблемам окружающей среды, состоявшаяся в 1972 г. (г. Стокгольм, Швеция). После Стокгольмской конференции аналогичные по значимости конференции ООН состоялись в 1992 г. (г. Рио-де- Женейро, Бразилия) и в 2002 г. (г. Йоханнесбург, ЮАР) и в 2009 г. (г. Копенгаген, Дания).

По итогам Стокгольмской конференции в конце 1972 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила Совет управляющих Программой ООН по окружающей среде, а также специальный финансовый фонд и Координационный совет. Следует иметь в виду, что указанная Программа (United Nations Environmental Program, UNEP) представляет в настоящее время не только набор планов и проектов, но и постоянно действующий орган ООН с местопребыванием в г. Найроби (Кения). В отечественных источниках принято обозначать эту организацию как ЮНЕП.

Международные принципы охраны окружающей среды были выработаны совместными усилиями многих членов мирового сообщества. В обобщенном виде эти принципы можно представить следующим образом:

– соблюдение прав человека в области природопользования и защиты среды обитания;

– суверенитет государства на природные ресурсы своей территории;

– недопустимость природоохранного благополучия одного государства за счет нанесения вреда окружающей среде другой страны;

– природоохранный контроль на всех уровнях;

– свободный обмен соответствующей международной информацией;

– взаимопомощь государств в чрезвычайных обстоятельствах природного или техногенного характера;

– разрешение правовых споров в рассматриваемой сфере мирными средствами и др. положения.

Начиная с 70-х гг. XX в. различные органы ООН, в первую очередь ЕЭК, стали систематически организовывать конференции, совещания и семинары по вопросам сущности и принципов построения статистики окружающей среды. Данными организациями была проведена большая работа по развитию не только концептуальных положений рассматриваемой отрасли статистики. Осуществлялась работа по формированию пилотной системы показателей и определения их содержания, оптимизации получения и обработки (сбор, проверка и обобщение) статистических данных и т.д. В частности, уже в 1980-х гг. были подготовлены предварительные предложения по систематизации и гармонизации показателей состояния природных ресурсов, загрязнения (деградации) и охраны окружающей среды в области земельных, лесных, водных ресурсов; атмосферного воздуха, включая проблему трансграничного загрязнения; биологических ресурсов, т.е. животного мира суши и воды (в последнем случае они также называются гидробионтами) и ряда других направлений исследования.

Тогда же были разработаны предварительные проекты стандартных статистических классификаций: а) качества окружающего воздуха; б) использования и качества воды; в) землепользования; г) флоры, фауны и среды их обитания; д) твердых отходов и др.

Практическая реализация приведенных документов непосредственно в странах на первом этапе по ряду причин оказалась затруднена; подготовленные документы потребовали серьезной доработки и адаптации к национальным реалиям. Однако, несмотря на имевшиеся сложности, эта работа оказалась в целом весьма полезной для общего развития международной статистики ОС.

В 90-е гг. XX в. был создан Комитет ЕЭК ООН по политике в области охраны окружающей среды. Одновременно под эгидой ЕЭК ООН стали периодически проводиться встречи европейских министров по охране окружающей среды, включая руководителей близких по целям и задачам национальных государственных органов. В частности, седьмая (последняя по счету к началу 2012 г.) Конференция министров "Окружающая среда для Европы" была организована в 2011 г. в г. Астана (Казахстан). Подготовка конференций велась на базе развернутого анализа статистических данных по странам-участницам.

С середины 90-х гг. XX в. в рамках вышеназванного Комитета ЕЭК ООН работает специальная рабочая группа по мониторингу и оценке окружающей среды, занимающаяся разработкой унифицированной системы показателей, отражающих состояние и охрану ОС. Предполагается, что на базе накопленных сведений, представляемых национальными статистическими, природно-ресурсными и природоохранными органами в виде ответов на вопросники ЕЭК ООН и в форме национальных публикаций, содержащих соответствующие показатели, в перспективе будут систематически выпускаться международные статистические сборники (компендиумы).

Указанной рабочей группой ЕЭК ООН проводится также работа по формированию и актуализации электронных баз данных по отдельным государствам с использованием современных компьютерных технологий и программного обеспечения. Ставится задача обеспечить возможность ознакомления с имеющейся информацией любого пользователя, имеющего выход на соответствующий сайт базы данных.

Статистическим отделом (СО) ООН – одним из подразделений Департамента по международным экономическим и социальным вопросам ООН (Нью-Йорк, США) – в 1984-1985 гг. был подготовлен специальный документ "Базовые основы разработки статистики окружающей среды (Framework for the Development of Environment Statistics)". В нем в кратком виде были изложены основные элементы и принципы построения рассматриваемой отрасли статистики, ее рамки, перечень рассматриваемых аспектов природопользования, защиты окружающей среды и смежных проблем, а также иные вопросы, отражающие позицию Секретариата ООН.

В 1999 г. в русском переводе вышел фундаментальный методологический материал – "Концепции и методы статистики окружающей среды. Статистика природной среды", также подготовленный работниками СО ООН и привлеченными специалистами. Этот документ обобщил ранее выпущенные публикации, а также определил комплекс современных и перспективных проблем. Положения этой Концепции в значительной степени сохраняют актуальность и в настоящее время.

В 1999 г. СО ООН приступил к непосредственному сбору данных, касающихся окружающей среды, от национальных статистических и природоохранных органов. Далее этот сбор проводился в 2001, 2004, 2006, 2008 и 2010 гг.

Таким образом, с начала практического сбора данных на международном уровне прошло уже довольно много времени; проделана большая работа и накоплен значительный опыт. Тем не менее, специалисты ООН и других организаций признают наличие определенных проблем в области сопоставимости представляемых данных, ограниченности национальных рядов динамики и др.

В начале текущего тысячелетия к организации сбора соответствующих данных присоединилась Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). После этого в 2004 г. была сформирована система получения информации на двухгодичной основе, как части общей программы регулярного сбора данных, осуществляемого СО ООН. Соответствующая анкета-вопросник стала направляться не только национальным статистическим органам, но и министерствам (агентствам, ведомствам), ответственным за вопросы состояния и охраны окружающей среды в различных государствах. Данные, полученные от стран, вместе с данными из других источников, аккумулируются в базе данных Статистического отдела (в блоке "Статистика окружающей среды"). Соответствующие показатели, хранящиеся в этой базе, доступны для пользователей.

ЮНЕП также участвует в формировании Глобальной информационной базы данных о природных ресурсах и окружающей среде (ГРИД-ЮНЕП, Global Resource Information Database, GRID-UNEP).

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) собирает от национальных статистических, сельскохозяйственных, лесохозяйственных и природоохранных органов данные о структуре земельных площадей. Кроме того, собираются сведения о лесных ресурсах и лесопользовании, прежде всего, об объемах лесозаготовок и о масштабах лесовосстановления. Периодически проводится стыковка поступивших национальных данных, их структуризация и обобщение, а также публикация итоговых сведений.

Значительная работа проводится в рамках Всемирной метеорологической организации (World Meteorological Organisation,

WMO). В первую очередь это касается организации сбора информации, а также проведения расчетов и оценок, касающихся глобальных изменений климата.

Важное значение имеют также информационная система Всемирной организации здравоохранения, ВОЗ (прежде всего в части санитарной статистики) и Организации по вопросам образования, науки и культуры ООН, ЮНЕСКО (в части особо охраняемых природных территорий и др.).

Значительная работа проводилась и проводится также вне органов ООН, в частности в системе ОЭСР и Евростата. В этих органах особое внимание уделяется исследованию взаимосвязей макроэкономических характеристик с природно-ресурсными и природоохранными показателями, расчету индикаторов природоемкости, энергоемкости и т.д. Активные мероприятия в данном направлении реализуются в рамках так называемой Лондонской группы экспертов, Группы Осло по статистике энергетики, а также в ряде других рабочих органов.

Сбор данных по специальным вопросникам, получаемых от стран – членов ОЭСР проводится с начала 80-х гг. XX в. В 1987 г. ОЭСР выпустило один из первых статистических сборников по вопросам состояния, загрязнения (деградации) и охраны окружающей среды (OECD Environmental Data. Compendium 1987). Сюда были включены данные по многим государствам-членам ОЭСР. В последующие годы практика выпуска аналогичных или близких по назначению документов продолжилась.

Что касается Евростата, то этот орган проводит скоординированную с ОЭСР работу в области статистической методологии, а также организации сбора, обработки и публикации соответствующих данных с начала 90-х гг. XX в.

Кроме того, с начала 90-х гг. начало функционировать Европейское агентство по окружающей среде (European Environmental Agency) – межгосударственное исполнительное ведомство в общей системе органов Европейского союза. В текущей работе оно использует в том числе материалы, собранные Европейской сетью по информации и наблюдению за окружающей средой (European Environment Information and Observation Network), созданной в 1990 г. Участники сети – государства – члены ЕС. Задачи функционирования сети состоят в предоставлении объективной информации, необходимой для принятия мер по охране окружающей среды, оценки эффективности таких мер, информирования общественности и т.д.

В 1998 г. на IV Конференции министров по охране окружающей среды Европы была принята так называемая Орхусская конвенция (по месту принятия – г. Орхус, Дания). Она предусматривает организацию самого широкого обмена информацией, прямо или косвенно касающейся состояния, загрязнения и другого негативного воздействия, а также охраны окружающей среды. На страны, ратифицировавшие эту Конвенцию, возлагаются обязательства по представлению разнообразных сведений на международный уровень.

По ряду причин объективного и субъективного характера Россия по состоянию на начало 2012 г. не ратифицировала этот документ.

Характерно, что в целях улучшения координации работы в области статистики окружающей среды, проводимой в рамках Статистического отдела ООН, ЕЭК ООН, ФАО, ВОЗ, ЮНЕП, с одной стороны и ОЭСР, Евростата и ряда других организаций, с другой стороны, в 2003 г. была создана специальная Межсекретариатская рабочая группа по статистике окружающей среды. Одной из насущных задач этой группы является общая гармонизации развития стандартов, методов, организации сбора данных и других мероприятий в области статистики окружающей среды. Сюда же входят мероприятия по координации взаимосвязи рассматриваемой отрасли статистики со статистическими разработками в области устойчивого развития и комплексного природно-ресурсного и экономического учета. Важным аспектом деятельности служит также минимизация дублирования в работе различных международных органов и структур.

Весомый вклад в формирование унифицированной системы показателей статистики ОС внес и продолжает вносить Межгосударственный статистический комитет СНГ (Статкомитет СНГ). На базе разработанных Статкомитетом вопросников производится периодический сбор статистических данных о вредном воздействии на окружающую среду в странах – членах СНГ и о мерах по ее охране. Эти данные отличает высокая унификация и сопоставимость. Материалы регулярно помещаются в ежегодных публикациях Статкомитета СНГ и в других изданиях. Кроме того, в 1996 и 2006 гг. были выпущены специальные статистические сборники, характеризующие состояние и охрану окружающей среды в странах Содружества.

Определенную работу в информационном обеспечении природоохранной деятельности проводит Всемирный фонд дикой природы (World Wild Fund, WWF), представляющий неправительственную международную организацию. Статистические оценки, проводимые штатными работниками Фонда и привлекаемыми экспертами, зачастую интересны и показательны. Однако они требуют тщательной проверки на соответствие требованиям статистической сопоставимости данных. Аналогичную оценку можно дать сведениям, публикуемым известной неправительственной организацией Гринпис (Greenpeace International).

Существует также целый ряд других международных организаций и информационных структур, которые в той или иной мере проводят работу по сбору, систематизации (адаптации, гармонизации), публикации и анализу информации об окружающей среде на международном уровне.