Лекция 7. ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ СУЩНОСТЬ, НАПРАВЛЕНИЯ, УРОВНИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

В результате освоения темы студент должен:

знать

• основы социальной работы для ее изучения как социальной деятельности, в том числе ее направления, уровни, формы и методы;

• общенаучные и специальные методы исследования в социальной работе;

уметь

• использовать социально-педагогические, медико-социальные и социально-психологические и иные методы в практике социальной работы;

• выбирать методы, соответствующие целям и задачам исследования;

владеть

• методами исследования проблемного поля теории психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы.

Деятельностная сущность социальной работы

Осмысление сущности и содержания социальной работы как вида деятельности является одним из основных направлений социального знания. Поэтому сначала следует обратиться к анализу базового понятия "деятельность".

Под деятельностью в философии понимается активность живого организма, направленная на удовлетворение его потребностей и регулирующаяся осознанной целью. Конечным результатом деятельности выступает достигнутая цель (идеальный образ предполагаемого результата), которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат.

Побудителем к деятельности выступает мотив, придающий деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многообразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по-разному относятся к своей деятельности. Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель совпадают.

Выделяют несколько подходов к определению структуры деятельности.

Согласно первому из них деятельность включает действия, операции, психофизиологические функции.

Действие – это процесс, направленный на реализацию цели. Предметные действия – это действия, направленные на изменение состояния или свойств предметов внешнего мира. Умственные действия – разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Умственная деятельность делится на перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений; мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала; мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач, и имажитивную (от image – образ), т.е. деятельность воображения в процессе творчества.

Согласно второму подходу деятельность включает: объект и субъект деятельности, средства деятельности, ее цель и результат.

Объект деятельности – это то, на что или на кого направлена сама деятельность. Субъект деятельности – тот, кто осуществляет ее. Средства деятельности – то, с помощью чего она осуществляется. Цель деятельности – то, для чего она осуществляется. Результат деятельности – полученный продукт, процесс, явление и т.д.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (так называемое явление экстерриоризации).

Следующий уровень структуры деятельности – операции. Каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Выделяют различные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки.

Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навыки – полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений. Навыки и умения, как способы действий, всегда включены в конкретные виды деятельности. Они могут быть разделены на учебные, спортивные, гигиенические и др.

В формировании навыка выделяют три основных этапа: аналитический, синтетический и этап автоматизации.

Навыки и умения, приобретенные человеком, влияют на формирование новых навыков и умений. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ; через объяснение; через сочетание показа и объяснения.

Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки).

Простейшим, самым доступным видом деятельности является игра.

Наиболее важным видом человеческой деятельности является труд, который обеспечивает не только существование человеческого общества, но является также условием его непрерывного развития.

Существуют два основных вида труда: предметно-практический и абстрактно-теоретический. Первый часто называют физическим, а второй – умственным. Каждый вид труда может иметь как репродуктивный (воспроизводящий), так и продуктивный, творческий характер.

Более сложным видом деятельности является учение. Учение направлено на усвоение научных знаний и приобретение учебных навыков и умений. Учение может иметь пассивный и активный характер.

Как мы отмечали выше, в России социальная работа определяется большинством исследователей как практическая деятельность. Это "помощь людям принять решения, которые помогут им идти по жизни счастливо и продуктивно", "помощь людям, которые хотят помочь себе сами, но нуждаются в дополнительном содействии", "помощь осознать и понять существование многих человеческих различий в культуре, семейной жизни и образовании", "помощь в обеспечении для клиента человеческого контакта, который ему чрезвычайно необходим", "улучшение адаптации клиента к жизни в окружающем его мире", "оказание помощи индивидуумам или группе в осознании ими собственных проблем и их решении", "облегчение связи между клиентом и социальными системами и развитие у клиента способности самому справляться с ситуациями или стрессом".

Самым часто используемым во всех этих определениях является слово "помощь". Именно оно определяет ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности большинства социальных учреждений и социальных служб России.

Определение социальной работы, понимаемой как профессиональная деятельность по оказанию помощи индивидам, группам или общинам с целью усиления или восстановления их способностей для социального функционирования и создания общественных условий, соответствующих их целям, является наиболее универсальным.

Речь в нем идет, прежде всего, о развитии ресурсов человека. Решение этой задачи лежит именно в плоскости практической социальной работы, ОГЛАВЛЕНИЕ которой заключается в профессиональном применении ценностей, принципов и техник в целях оказания помощи людям в получении реальных услуг, обеспечения советом и психотерапией индивидов, семьи, группы, в обеспечении или улучшении социальных и оздоровительных услуг, участии в относящихся к деятельности законодательных процессах. Практика социальной работы требует знаний о развитии и поведении человека, социальных и культурных институтах, их взаимодействии.

С точки зрения деятельностного подхода, социальная работа определяется как деятельность, относящаяся и включенная во взаимодействие между людьми и институтами общества. Она воздействует на способность и готовность человека осуществлять жизненные задачи, реализовывать стремления и ценности жизнедеятельности.

Главными целями социальной работы являются:

1) усиление и развитие способностей людей в разрешении проблем и их преодолении;

2) содействие эффективной работе систем но обеспечению людей ресурсами и услугами;

3) установление связи между людьми и системами, которые обеспечат их ресурсами, услугами и возможностями.

Для понимания сущности социальной работы, а вместе с тем и ее функций в системе социальных отношений, необходимо выявление факторов, определяющих ее специфику как вида деятельности. Определение специфики социальной работы связано с понятием социального как особого пространства мышления и реальности. В самом общем виде понятие социальное определяется как область или сфера реальности, определяемая человеческими взаимодействиями. Различают его четыре основных значения:

1) социальное как надприродное, надорганическое существование человека, поднявшегося в своем развитии на уровень духовной жизни;

2) социальное как синоним общественного (т.е. способ совместной деятельности или организации человеческих отношений);

3) социальное как социетальное, т.е. служащее для обозначения совокупности отношений между людьми как представителями различных групп и общностей, осуществляемых в пределах всего социума или внутри его сфер жизнедеятельности;

4) социальное как собирательное и нормативное понятие, обозначающее сферу государственного (или негосударственного) обеспечения условий труда и жизни людей, а также регулирования отношений между ними по поводу удовлетворения потребностей в защите прав на достойную жизнь.

Социальная работа является обобщенным, родовым понятием для всех видов государственной и негосударственной деятельности, способствующей созданию условий, обеспечивающих свободную жизнедеятельность людей и оказание помощи или содействия человеку или группе, испытывающим проблемы в развитии или восстановлении своей социальности. Исходя из этого, можно предположить, что специфику социальной работы как вида деятельности определяют несколько факторов.

Прежде всего, социальная работа – это часть социальной реальности, социального бытия.

Социальное бытие – это комплексное понятие, обозначающее корпус искусственной, вторичной природы и реальной жизнеобеспечивающей деятельности. Как отмечает В. В. Ильин, социальное бытие многомерно, внутренне расслоено и распадается на три взаимосвязанных континуума рукотворной реальности: микро-, макро- и мегареалы человеческого существования.

Микрореал – это уровень бытия действующей личности, группы, института, организации, службы. Включает также персональный и групповой уровни.

Макрореал включает становой и региональный уровни. Становой уровень – это исторически и объективно обусловленная национально-государственная дифференцированность населения. Региональный уровень – это ассоциация близлежащих национально-государственных формирований, однородных по географическим, национально-культурным и общественно-политическим параметрам, это симбиоз хорологических (территории, акватории) и культурных черт.

Мегареал – планетарная социальность, мировой уровень, геосообщество в целом.

Категория социального бытия помогает уходить от наивно-созерцательной концепции, расширяет горизонты познания, предохраняет от абсолютизации имеющихся знаний. Человек знает лишь малую часть окружающего его мира. Бытие – это не только мир предметов и явлений, воспринимаемых с помощью органов чувств. Оно намного богаче и сложнее, чем его картина, создаваемая человеком на любом этапе познавательной деятельности. Под реальностью понимается лишь некоторая данность бытия, реконструируемая на основе источников в ее феноменологическом разнообразии.

Реальность социальной работы на онтологическом уровне является частью социального бытия и имеет специфические отличия от любой другой реальности: физической, биологической, духовной. Это особого рода бытие. С одной стороны, восстанавливающее, корректирующее и поддерживающее, а с другой – управляющее развитием себя и других.

Реальность социальной работы – это совокупность феноменов (внимания, социальной поддержки, социального обслуживания, содействия, социальной помощи), являющихся факторами экономической и психологической устойчивости человека, его развития, формирования и деятельности. Основой и условием существования и функционирования реальности социальной работы является наличие социальной политики и государственно-правовых актов, регулирующих социальные отношения человека и общества. Сюда включается и профессиональная деятельность специалистов социальной работы в социальных учреждениях и службах различного профиля, разной ведомственной подчиненности и форм собственности. Выбор стратегии социальной работы с индивидом определяется его ресурсными возможностями, способностями и наличием внутренней мотивации.

В центре внимания социальной работы как вида деятельности находится выявление способности и внутренней потребности человека осуществлять социальное функционирование. Ресурсы индивида являются двигателем его жизни, средством, работающим на сто саморазвитие. Социальные условия и обстоятельства являются необходимыми предпосылками и пространственно-временным контекстом самореализации человека как субъекта общества.

Специфическими признаками социальной работы как вида социально-творческой деятельности являются представления о ней как о процессе духовно-практического, творческого, субъектно-объект-субъектного взаимодействия, влияющего на изменение социальных связей и отношений, ведущих как к реальному изменению положения человека в обществе, так и к изменению условий его функционирования. Социальная работа предстает как определенная система, которая включает замысел и его практическую реализацию, а также такие компоненты, как субъект, объект, цель, средства, процесс и результат.

Объект социальной работы – это бинарная система, в которую входят "человек в проблеме", природно-телесное, асоциальное, девиантное, дезадаптированное существо, с нарушенными функциями, и "факторы социальной работы" как совокупность форм и методов деятельности социальных учреждений, социальных служб и организаций, профессионалов социальной работы. Их взаимодействие обусловливает вероятность проявления нового состояния или новых социально значимых качеств у человека, изменение его способностей и готовности в социальном функционировании.

Понятие "человек в проблеме" отражает не только состояние социального взаимодействия человека с миром как личности и индивидуальности в конкретной ситуации и в определенном пространстве, состояние его неспособности и отсутствия потребности к социальному функционированию, но и отсутствие в обществе социальных, правовых и экономических условий реализации его социальности.

Понятие "проблема" отражает различные параметры:

1) степень несвободы человека в выборе средств и методов взаимодействия с окружающим его миром (способности и возможности);

2) кризисный характер межличностных отношений (диалог, общение, договор или конфликт);

3) дисгармонию в соотношении личных интересов в осуществлении социального функционирования и государственно-общественных, заложенных в социальных стандартах его жизнедеятельности (мотивация, потребность или ее отсутствие);

4) отсутствие способов удовлетворения потребности человека в социальной работе.

Понятие "человек в проблеме" определяет, с одной стороны, уровень внутренней неспособности и неготовности человека осуществлять социальное взаимодействие с миром, а с другой – характеризует отсутствие внешних возможностей социальной среды к раскрытию потенциала человека.

Могут возникать следующие проблемные ситуации:

а) у человека потеряны способности и отсутствует готовность функционировать в обществе, но при определенных условиях он способен и у него есть потребность к активному взаимодействию в системе социальных отношений;

б) у человека нарушены и не подлежат восстановлению способности и потребности социального функционирования (глубокая старость, инвалидность, неизлечимая болезнь и т.д.);

в) человек обладает способностями и у него есть потребность в социальном функционировании, но нет внешних возможностей его осуществлять (отсутствуют рабочие места и т.д.);

г) у человека нарушена мотивация проявлять свои способности в созидательной, социально и индивидуально значимой деятельности (осознанная безработица, иждивенчество, преступность и т.д.).

Понятие "человек в проблеме" вбирает в себя все, что не вписывается в понятие социального как прогрессивного, образцового, необходимого человеку в его развитии. Оно отражает нарушение процессов адаптации, социализации и развития человека как личности и индивидуальности в конкретно-исторической ситуации и в определенном социокультурном и социальном пространстве, выделяет уровни бытия человека в пространстве социальной работы (уровни материализованной и индивидуально-личностной (субъектно-психической) деятельности).

Социетарный и индивидуально-личностный (субъектно-психический) уровни социальной работы определяют бинарность (двойственный характер) предметной сферы социальной работы:

"Факторы социальной работы" – это система форм и методов деятельности социальных служб и организаций, которые могут изменить положение "человека в проблеме", его социальный статус, социальные отношения и связи, уровень развития и характер его взаимодействия с миром. "Человек в проблеме" как объект деятельности и "факторы социальной работы" (формы и методы социального обслуживания, социальной помощи учреждений и социальных служб) рассматриваются как целостная система. Их взаимодействие обусловливает вероятностное изменение состояния "человека в проблеме": проявление новых социально значимых качеств, изменение его способностей и потребности в социальном функционировании и возникновение новых средств, форм и методов социальной работы.

Системное видение "человека в проблеме" определяет закономерности его развития и функционирования как "элемента", живущего жизнью всей системы. Проблему соотношения объективного и субъективного нельзя решить без учета биологических, психологических и других процессов, определяющих жизнедеятельность человека и его поведение.

Предметное поле социальной работы как специфического вида деятельности определяют те признаки, которые составляют ее реальность. Поскольку в составе реальности социальной работы выделяют феномены, существенные признаки которых должным образом пока не изучены, поэтому соответствующие им понятия не могут быть определены строго логически.

Социальная работа определяется видом деятельности, которая выявляет характер взаимодействия с миром "человека в проблеме" и определяет средства восстановления, коррекции или развития нарушенного социального взаимодействия.

Предметной ее сферой является та социальная реальность, в которой не только выявляется состояние социального взаимодействия "человека в проблеме" с окружающим его миром, но и осуществляется выработка и реализация форм, методов и средств помощи, внимания, поддержки, социализации, адаптации и реабилитации человека.

Понятие "реальность социальной работы" вычленяет сущностные черты социальной работы, характеризующие условия и механизмы актуализации ресурсов "человека в проблеме", и определяет стратегию процесса взаимодействия (помощи, содействия или развития).

Бытие "человека в проблеме", с точки зрения философской антропологии, гуманистической психологии и личностно-ориентированной педагогики, позволяет выделить внутриличностную подсистему как специфическую сферу "реальности социальной работы", характеризуемую как самобытие "человека в проблеме" как самоценного уникального существа. Его внутренняя жизнь, его работа по самопознанию, самоосознанию и саморазвитию есть особого рода пространство социальной работы, а следовательно, ее специфическая предметная сфера.

Субъектом влияния в процессе социальной работы выступает сам человек по отношению к себе. Это значит, что "человек в проблеме" является субъектом социальной работы. Значит, в процессе социальной работы человек также становится субъектом социальной взаимодеятельности. Это так называемый интерперсональный (интерличностный) уровень человека. Его концептуализация осуществляется благодаря различным философским течениям, таким как экзистенциализм, персонализм, христианская антропология, философская антропология и т.д.

Человек наделен возможностью выбора своих возможностей, своего будущего, он постоянно доопределяет себя в акте своего радикального решения вопроса о мире и своем собственном способе существовать в нем. По мнению М. К. Мамардашвили, объектом или предметом исследования всегда является лишь "возможный человек", который, единственный из всех живых существ, пребывает в состоянии "зановорождения". И это "зановорождение" случается лишь в той мере, в какой ему удается собственными усилиями поместить себя в свою мысль, в свои стремления, поместить в некоторое сильное магнитное поле, сопряженное с предельными символами религии и философии. Однако, по его мнению, наука доступа к этой символической реальности не имеет.

Наличие социетальной подсистемы реальности социальной работы обусловлено видением "человека в проблеме" как существа асоциального, девиантного, нуждающегося в социальной помощи, поддержке, содействии в социальном функционировании, что осуществляет формируемая институциализированная и неинституциализированная среда социальной работы. Индивидуально-личностная подсистема реальности социальной работы определяется на основе выделения человека как самоценного существа в пространстве социальной работы, стратегия деятельности с которым определяется как разворачивание его внутреннего потенциала.

Таким образом, предметным полем социальной работы как вида деятельности является вся область реальности, которая возникает и создастся в процессе взаимодействия "факторов социальной работы" с "человеком в проблеме".

Такой подход к пониманию социальной работы позволяет создавать условия для предотвращения кризиса социального функционирования человека наиболее адекватными способами. Это позволяет преодолеть узкоспециализированный подход к пониманию социальной работы как социального обслуживания населения "группы риска" и использовать ее возможности в деятельностном пространстве и практическом действии, направленном на поддержку и восстановление абсолютной ценности и целостности человека как субъекта социального взаимодействия.

Основной характеристикой реальности социальной работы является реализуемый процесс, понимаемый как субъектно-объектное, субъектно-субъектное взаимодействие. Это, с одной стороны, целенаправленная деятельность профессионалов по оказанию помощи, а с другой – процесс актуализации всех потенций и интересов "человека в проблеме".

Обобщая сказанное выше, определим социальную работу как вид социально-творческой деятельности, обеспечивающей устойчивую жизнедеятельность "человека в проблеме" путем оказания ему помощи и применения методов и средств для освоения человеком эвристических способов деятельности и формирования его способностей и потребности к самостоятельной жизнедеятельности и самообеспечению.

Специфику социальной работы определяют также и другие факторы. Социальная работа – это деятельностная система. С одной стороны, в нее входит целый комплекс учреждений и социальных служб, предназначенных для удовлетворения потребностей человека, преодоления проявлений противоречий, социальных и естественных рисков и проблем. С другой – профессионалы социальной работы, осуществляющие практическую деятельность с "человеком в проблеме", направленную на выявление уровня его способностей и внутренней потребности к преодолению препятствий для свободной жизнедеятельности и оказание ему на этой основе помощи или содействия в развитии или восстановление его творческого потенциала.

Социальная работа представляет собой многоуровневое и структурно обусловленное единство взаимодействия целенаправленной системы (государства, организаций и социальных служб, профессионалов) и самоорганизующихся систем (человек, семья, общность). И так как понятие системы социальной работы органически связано с понятием целостности элементов ее подсистем, связей, отношений, структуры, то, в свою очередь, понятие структуры социальной работы соотносится с понятиями системы и организации.

Отдельные уровни системы обусловливают определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней.

Особенность деятельности социальной работы как системы определяется также ее ОГЛАВЛЕНИЕм, которое направлено на решение социальных проблем человека, обеспечение относительной устойчивости его связей и отношений в рамках социальной организации общества путем создания необходимых условий.

Для социальной работы как системы характерно не только наличие связей и отношений между образующими ее элементами (определенная организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях с которой система проявляет свою целостность. Социальная работа как система находится в постоянном развитии и становлении, ее структура изменяется. В связи с этим при изучении структуры социальной работы могут быть использованы методы типологии, структурно-функционального и системного анализа, дающие возможность рассматривать исследуемый объект как систему.

Круг феноменов, связанных с организацией содействия, поддержки и помощи, направляющих и управляющих влияний как на отдельного человека, так и на группы, общности в их интересах и интересах общества, характеризует систему социальной работы как социетальную. В ней социальная работа осуществляются как процесс практического воплощения не только идей гуманизма в отношении "человека в проблеме", но и конкретных мер социальной политики государства. В социетальном плане социальная работа рассматривается как совокупность ее уровней, форм, видов, характера, средств и методов. Выделяют четыре аналитических среза: субъектный, объектный, процессный и результатный. Социетальный уровень социальной работы подкрепляется рядом подсистем. Это те ее реалии, которые находятся вне ее структуры: трудовые, семейные, межличностные, национальные, межконфессиональные отношения и т.д. Особенность социетальных подсистем реальности социальной работы состоит в том, что они могут быть как фактором, стимулирующим решение социальных проблем человека, так и фактором, препятствующим или задерживающим их решение.

Индивидуально-личностное пространство социальной работы включает систему разновеликих и разносодержательных взаимовлияний и взаимодействий субъектов социальной работы, которые являются носителями определенного социокультурного опыта. Ядро этого пространства – участники процесса социальной работы: "человек в проблеме", профессиональные работники системы социальных учреждений, управления социальной работой в регионе, районе, городе.

Неинституциализированный уровень бытия социальной работы реализуется через уровень микросоциального окружения. Участниками процесса социальной работы здесь выступают не только профессионалы, но и отдельные личности (родители, соседи, друзья, коллеги по работе или учебе, педагоги, медики, психологи, неформальные лидеры групп и объединений, священнослужители и т. д.), – все, кто может и хочет помочь человеку.

Сфера влияющих воздействий в процессе социальной работы гораздо шире. Это и информационная среда, создаваемая средствами массовой информации, и экологическая среда, и техносфера, архитектурная застройка и все социальные среды, в которых протекает жизнедеятельность человека. Область феноменов, связанных с целенаправленным управлением влиянием среды на решение социальных проблем человека является предметом исследований социальной педагогики и социальной психологии.

Структура и функции социальной работы органически связаны с принципом историзма, социально-экономического детерминизма и др. Основными структурными составляющими социальной работы как вида деятельности являются ее уровни, формы и виды. Их выделение непосредственно связано с взаимодействием субъекта и объекта, они есть проявление этого взаимодействия, отражающее его количественные и качественные характеристики. Уровни, формы и виды социальной работы отражают характер воздействия социального субъекта на объект с помощью действий адекватного порядка.

Как структурное образование, социальная работа выступает в виде многоуровневого процесса, что обусловливается ее местом в общей структуре государства. В литературе существуют разные подходы к определению подобной системы характеристик. Например, Е. И. Холостова по этому поводу замечает, что "социальная работа, рассматриваемая как вид деятельности, характеризуется определенными уровнями, на которых она осуществляется и от которых зависят се функции, формы и методы. Однако в понимании этих терминов до настоящего времени нет единообразия". Р. Баркер в этот перечень включает индивидуальную социальную работу, групповую, организацию сообщества, административную, исследовательскую, социальную политику, планирование, клиническую практику и общую практику микро- и макроуровней. Шведские исследователи Г. Бернлер и Л. Юнссон выделяют индивидуальную, семейную, групповую, общественную (работу с обществом на макро уровне, социальное администрирование и планирование). "Социальная работа, как свидетельствует опыт многих стран, – отмечает Е. В. Ханжин, – проводится на различных уровнях: индивидуально, в семье, в коллективе и населенных пунктах, на местном (муниципальном) общенациональном и международном уровнях".

Определяя уровни социальной работы, необходимо исходить из того, какие признаки ложатся в основу типологии социальной работы как деятельности. В соответствии с этим положением различают социетальный и личностно-индивидуальный уровни, но при этом необходимо выделять уровни диагностики, практического действия и взаимодеятельности, а также государственный, муниципальный, общественный и частный уровни.

На уровне общественного созидания выделяется три уровня социальной работы: исторический, конкретно-исторический и повседневный. Исторический уровень охватывает весь период развития социальной работы как социального института, формы и методы этой деятельности, присущие конкретно-историческим этапам развития общества; повседневный уровень определяет социально-практическая деятельность социальных учреждений и социальных служб.

С учетом этапно-временной специфики форм деятельности социальных учреждений и социальных служб выделяются конкретно-исторические формы их деятельности, так как они отличаются между собой ОГЛАВЛЕНИЕм, степенью организации, исходя из социально-экономических условий того или иного периода исторического развития, состояния общественного сознания и соответствующей правовой базы такой деятельности.

Конкретно-исторические формы деятельности по оказанию помощи или содействия человеку отражают ОГЛАВЛЕНИЕ деятельности субъекта социальной работы в тех или иных конкретно-исторических условиях (благотворительность, филантропия, меценатство, социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, опека и попечительство и т.д.).

Социальная работа как деятельность – это не только средство помощи "человеку в проблеме", это процесс, протекающий в системе определенных социальных и правовых условий, оказывающих на него существенное влияние.

Специфику социальной работы как вида деятельности определяет и ее субъект. Вопрос о субъекте социальной работы пока не нашел общего понимания среди исследователей и является дискуссионным. Так, Е. И. Холостова выделяет пять типов субъектов социальной работы: человека, семью или группу людей, которые нуждаются или потенциально могут нуждаться в получении реальной помощи или содействия в преодолении трудностей, люди, которые ее осуществляют и которые учат этой деятельности, ее исследователи, административные структуры социального управления. Такая позиция разделяет субъектов на тех, кто действует, обучает и управляет социальной работой, и тех, кто нуждается в помощи.

С. В. Тетерский выделяет четыре группы субъектов, не рассматривая в качестве субъекта "человека в проблеме":

1) социальные работники, социальные педагоги, оказывающие социальную помощь;

2) профессорско-преподавательский состав, обучающий других социальной работе;

3) исследователи, фиксирующие состояние развития социальной работы, прогнозирующие ее развитие, систематизирующие, обобщающие накопленный материал;

4) административно-управленческие кадры, формирующие и осуществляющие социальную политику в стране.

Социальная работа является видом социального субьектно-объектно-субъектного взаимодействия. Поэтому в качестве субъектов необходимо рассматривать и тех, кто ее осуществляет (государство, социальные службы, профессиональных социальных работников), и того, на кого она направлена ("человека в проблеме"). Человек, на которого направлена деятельность специалистов, является объектом, но объектом особого рода, который в процессе взаимодействия не только может, но и должен стать его субъектом, т.е. обрести способность к целеполагающей деятельности и к изменению своей жизненной ситуации.

Включение в состав субъектов социальной работы управленческих кадров, а также преподавателей и студентов представляется некорректным, так как это размывает не только понятие "специалист социальной работы", но и саму сущность профессиональной социальной работы.

Специфика социальной работы как вида деятельности усматривается в особом характере отношения между субъектом и объектом, когда объект одновременно является субъектом самого себя, а деятельность профессионалов направлена, прежде всего, на содействие процессу самоактуализации и самореализации потенциала "человека в проблеме" как объекта-субъекта.

Специфику социальной работы как деятельности определяет также ее сложность, вызванная ее коллективным и индивидуальным характером. Неправомерно абсолютизировать как индивидуальную, так и коллективную деятельность в социальной работе. Это две взаимосвязанные стороны одного и того же процесса.

Деятельность конкретного человека, специалиста социальной работы, проявляется через действия социальных учреждений и социальных служб, через реализацию поставленных целей. Связующим звеном индивидуальной и коллективной деятельности в социальной работе выступает целеполагание, организованность, стремление к положительному результату.

В социальной работе существует целая гамма взаимосвязей коллективного и индивидуального. Созидательные действия коллектива социального учреждения проявляются в различных видах социального взаимодействия. С другой стороны, коллективные действия непосредственно влияют на формирование личности специалиста социальной работы. Исходя из этого, выделяется социальная деятельность с индивидом и группой.

Виды социальной работы делятся на объектные и субъектно-процессные. Наиболее многочисленна первая группа. Диапазон данных видов очень широк и определяется характером социальных проблем, которые могут лежать в плоскостях материального и духовного, трудового и экономического, военного, бытового, образовательного, медицинского и т.д. пространств. Строгое разграничение видов (форм) социальной деятельности возможно только с точки зрения логического анализа, так как в действительности они тесно взаимосвязаны, переплетены, проникают друг в друга. Виды социальной работы с индивидом рассматривают как развивающие или восстанавливающие ресурсы.

Базовыми видами социальной работы являются:

• социально-диагностическая;

• реабилитационная (профессиональная, социальная, трудовая);

• коррекционная;

• социально-психологическая;

• социально-педагогическая;

• социально-медицинская;

• психолого-социальная;

• социально-бытовая;

• консультационная;

• посредническая.

К процессным видам социальной работы относятся профессиональная, волонтерская (добровольческая), организаторская, управленческая и т.д. Они имеют как самостоятельный общесферный, так и объектно-видовой статусы. Выделяют также профессиональную и социальную реабилитацию, социальную и психологическую коррекцию, социальную бытовую и социальную материальную помощь, помощь, оказываемую добровольцами и осуществляемую профессионалами, деятельность профессионалов по управлению социальным обслуживанием и т.д. В совокупности все три группы дают широкую панораму видов (сфер) социальной работы.

Резюмируя сказанное, подчеркнем, что вся совокупность рассмотренных вопросов, характеризующих процесс развития и становления социальной работы как вида деятельности, в конечном счете, выявляет динамику соответствия ее содержания потребностям человека и общества, определяет направление ее развития в российском обществе как социального института.

Необходимо утверждать в стране реальные политические, экономические свободы и создавать социальные условия для развития социальности человека, как его способности и потребности к деятельному взаимодействию с окружающим его миром, обеспечению своей жизнедеятельности, формировать условия для расширения методов и форм помощи, поддержки и содействия ему, когда он в этом нуждается. Социальная работа как вид практической деятельности должна содействовать и помогать решать вопросы не только его выживания, спасения. Учитывая тот факт, что человек не сводится только к социальным характеристикам, она должна содействовать воскрешению смысла жизни, идеалов человека. Этим социальная работа должна способствовать формированию здорового социально-психологического климата и безопасности в обществе, ибо чувство защищенности определяет меру активности людей, снимает страх за свою жизнь и жизнь детей у одних и помогает утвердиться в своей "нужности" другим. Это дает богатый фактический материал относительно структуры и самосознания общества, показывает уровень его возможностей в решении социальных проблем человека вообще и в критических точках его существования в частности.