Деятельность

Окружная избирательная комиссия, как и избирательные комиссии других видов, является коллегиальным органом. Число членов окружной избирательной комиссии устанавливается законом субъекта РФ о выборах. Окружная избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Председатель выбирается из числа членов с правом решающего голоса и освобождается от должности непосредственно вышестоящей комиссией. Заместитель председателя, секретарь избираются тайным голосованием на первом (организационном) заседании окружной избирательной комиссии большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. На первом же заседании окружная избирательная комиссия принимает регламент, предусматривающий основные положения по организации деятельности комиссии.

Для более эффективного исполнения полномочий окружной избирательной комиссии в ней могут формироваться рабочие группы по рассмотрению обращений, по вопросам информационного обеспечения выборов в избирательном округе, по приему и проверке документов, представляемых кандидатами для уведомления о выдвижении и регистрации и др. При окружной избирательной комиссии формируется контрольноревизионная служба, если это предусмотрено законом субъекта РФ.

Основная форма деятельности окружной избирательной комиссии – заседания. На заседаниях комиссия правомочна принимать решения при условии участия на конкретном заседании большинства членов с правом решающего голоса, а также если на нем присутствует председатель или заместитель председателя комиссии. Заседания созываются и проводятся председателем или по инициативе не менее одной трети членов с правом решающего голоса. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня.

На заседании комиссии большинством голосов от установленного числа ее членов с правом решающего голоса принимаются решения по вопросам об избрании на должность либо об освобождении от должности заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовой деятельности комиссии, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов в соответствующем избирательном округе, о признании выборов в соответствующем избирательном округе несостоявшимися или недействительными, об отмене полностью или в части решения участковых избирательных комиссий (с последующим принятием решения по существу или с принятием решения обязать нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу). Решения по иным вопросам принимаются большинством голосов от присутствующих на заседании членов с правом решающего голоса. Если голоса членов с правом решающего голоса, поданные "за" и "против", разделились поровну, голос председателя комиссии является решающим.

Основными полномочиями окружной избирательной комиссии являются:

• осуществление на территории соответствующего избирательного округа контроля за проведением агитации на территории избирательного округа, за законным расходованием средств избирательного фонда кандидата и т.д., контроля за соблюдением избирательного законодательства РФ, избирательных прав граждан, а при выявлении их нарушений – принятие мер соответствующего реагирования (проведение проверок по обращениям и направление письменных ответов по ним, составление протоколов об административных правонарушениях, обжалование в судебном порядке, обращение с представлениями в правоохранительные органы о проведении проверок и пресечении нарушений избирательного законодательства и т.д.);

• осуществление регистрации кандидатов (при этом окружная комиссия выполняет большой объем работы по приему и проверке представленных кандидатами документов для уведомления о выдвижении и для регистрации, принимает решения об аннулировании регистрации кандидата, об обращении в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата);

• утверждение текста бюллетеня в соответствующем избирательном округе;

• осуществление контрольных мероприятий на территории соответствующего избирательного округа, направленных на соблюдение установленного законом единого порядка составления списков избирателей, проведения голосования (в том числе досрочного), подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов;

• определение результатов выборов по избирательному округу, признание выборов по округу несостоявшимися или недействительными;

• опубликование в средствах массовой информации результатов выборов по избирательному округу;

• оказание организационно-технической, правовой помощи нижестоящим комиссиям;

• рассмотрение в пределах своей компетенции жалоб избирателей, кандидатов о нарушении закона о выборах, на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и принятие по указанным жалобам (заявлениям) мотивированных решений. По общему правилу в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, окружная избирательная комиссия обязана осуществить проверку и направить письменные ответы по поступившим обращениям;

• взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном округе.

Полномочия окружной комиссии, перечисленные в Законе о гарантиях избирательных прав, не являются исчерпывающими. Все они направлены на обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан Российской Федерации, а также осуществление подготовки и проведения выборов в Российской Федерации. Полномочия окружных комиссий могут устанавливаться и иными федеральными законами, а также законами субъекта РФ. Следует отметить, что законодательство субъектов зачастую разграничивает полномочия окружных комиссий в зависимости от уровня выборов. Так, ст. 24 Избирательного кодекса Свердловской области закрепляет полномочия окружных комиссий по выборам депутатов областного Законодательного Собрания. Статья 27 того же Кодекса содержит перечень полномочий окружных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований. Кроме того, на практике полномочия окружных комиссий регламентируются также актами вышестоящих избирательных комиссий.

Например, Избирательная комиссия Свердловской области на муниципальных выборах уточняет полномочия окружных избирательных комиссий по сравнению с закрепленными в законах. Так, окружные избирательные комиссии участвуют в осуществлении контроля за формированием и расходованием избирательных фондов кандидатов в депутаты представительного органа; реализуют мероприятия в рамках информационного обеспечения выборов, информируют избирателей о кандидатах, порядке и сроках совершения избирательных действий, участвуют в осуществлении контроля за соответствием закону проводимой кандидатами в депутаты представительного органа предвыборной агитации.