Девиации хозяйственных организаций

Промышленный шпионаж (вид недобросовестной конкуренции) — "тайный сбор сведений, информации, хищение документов, материалов, образцов, составляющих коммерческую, промышленную, служебную тайну, с целью "свалить" конкурента, завоевать рынок, сэкономить на приобретении ноу-хау. Промышленный шпионаж является одним из видов недобросовестной конкуренции. Статья 183 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну. Объективную сторону данного экономического преступления образует: а) собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведений; либо б) незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившие крупный ущерб".

Статья 183 УК РФ "Незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну", гласит:

1. Собирание сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом - наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. Незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, — наказываются штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Те же деяния, причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок.

4. Деяния, предусмотренные частями второй или третьей настоящей статьи, повлекшие тяжкие последствия, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

Конкурентная разведка: этика использования методов и средств

Конкурентная разведка (англ. Competitive Intelligence, СГ), называемая также бизнес-разведкой, деловой, аналитической, экономической, маркетинговой, коммерческой разведкой, представляет собой сбор и обработку данных из разных источников, применяемые для выработки управленческих решений и повышения конкурентоспособности организации. В отличие от промышленного шпионажа ее осуществляют законными способами, не нарушая этических норм. Эти функции выполняет структурное подразделение предприятия, которое носит соответствующее название. Бизнес-разведка — это вид информационно-аналитической работы по сбору разносторонней информации о физических и юридических лицах без использования методов оперативно-розыскной деятельности, поскольку последняя — прерогатива лишь государственных правоохранительных органов и спецслужб.

Современная научная, промышленная и экономическая информация большей частью легкодоступна. 95% интересующих вас данных можно получить из специальных журналов и научных трудов, отчетов компаний, внутренних изданий предприятия, брошюр и проектов, раздаваемых на ярмарках и выставках. Цель шпиона — раздобыть оставшиеся 5% информации, в которой и кроется фирменный "секрет", "тайна мастерства".

Что такое "конкурентная разведка"? Если спросить наугад отобранных людей, большинство, в том числе предприниматели, пожмут плечами: "Приличное название для кражи чужих секретов..."

Это распространенное заблуждение далеко не соответствует действительности. В США и странах Европы принято различать конкурентную разведку (competitive intelligence; в России также можно встретить названия "деловая разведка", "бизнес-разведка") и промышленный шпионаж. Отличие заключается в строгом соблюдении закона в первом случае и нарушениях уголовного, авторского или любого другого права — во втором. В качестве примера классической операции в сфере конкурентной разведки рассмотрим действия японской фирмы JVC против Sony. После того как Sony выпустила в прошлом году новую модель цифровой видеокамеры, JVC, оценив по объему продаж конкурента рыночные возможности продукта, предложила собственную камеру, в которой были учтены все недостатки предшественницы. Отметим, что в этом случае JVC не преступила черту закона: никто не взламывал сигнализацию в офисе Sony, чтобы похитить чертежи, не подкупал сотрудников — видеокамера-образец была просто куплена в магазине и разобрана "по винтику".

В России и конкурентная разведка, и промышленный шпионаж существуют пока что "стихийно", и часто грань между ними невозможно провести. На данный момент в нашей стране под конкурентной разведкой подразумеваются четыре различных направления сбора информации, на которых стоит остановиться подробнее.

1. Сбор данных о партнерах и клиентах для предотвращения мошенничеств с их стороны. В США, например, такой проблемы не существует: есть банки данных "кредитных историй"; открыт доступ к материалам судебных дел за последние пятьдесят лет, что позволяет, не прибегая к специфическим приемам, выяснить, с кем имеешь дело. Достаточно распространены и "черные списки" тех, кто запятнал спою деловую репутацию. В России пока что каждой заинтересованной организации приходится самостоятельно собирать и анализировать информацию, причем координация усилий отсутствует даже на уровне государственных органов: одни и те же сведения добывают по своим каналам МВД, ФСБ, налоговая полиция. Обмен этими данными представляет собой громоздкую и медленную процедуру. В бизнесе нечто подобное отраслевым "черным спискам" существует только у страховых обществ и банков. Промышленные компании вынуждены поодиночке создавать собственные технологии проверки кредитных историй, что эффективно удается лишь гигантам, способным содержать мощную службу безопасности.

А между тем выявление мошенничеств еще на этапе их подготовки — более чем актуальная задача. Достаточно одного примера из российской действительности. При проведении приватизации алюминиевого завода был объявлен тендер. Одна из компаний, участвовавших в тендере, решила собрать максимум информации о соперниках, и в результате изучения открытых источников выяснилось, что четыре других участника имеют одного и того же учредителя. Таким образом, стало ясно: соперник использует нечестные методы.

Неоднократно предпринимались попытки со стороны коммерческих структур наладить официальное сотрудничество с правоохранительными органами, чтобы сделать "открытой" информацию об уже осужденных мошенниках и лицах, находящихся в федеральном розыске. Пока что это остается на уровне благих пожеланий, и сотрудничество идет только на неофициальной основе.

Выявлением мошенничеств активно занимаются также частные детективные агентства и службы безопасности, причем в последнее время разработано несколько отечественных технологий выявления мошенничеств на этапе их подготовки.

2. "Подсветка" потенциальных партнеров и сотрудников. Речь в первую очередь идет о реальном финансовом положении и наличии и (или) характере "крыши" (криминальные структуры, милиция, спецслужбы, "афганцы" и пр.). Обычно этим занимаются отделы безопасности компаний или частные детективные агентства. Это очень сложная сфера, в которой легко переступить грань закона, особенно если речь идет о физических лицах — так, при приеме на работу нового сотрудника легально заниматься сбором информации о его частной жизни можно только с письменного согласия проверяемого. Как правило, получить такое согласие не составляет особого труда, поскольку в ином случае претендент рискует остаться на улице. Не менее часто приходится, однако, проверять сотрудников компании-партнера — ведь если выяснится, например, что заместителя директора, подписавшего договор, за сутки до этого уволили, его подпись окажется недействительной, а последствия сделки — непредсказуемыми. Однако в подобных случаях открытая проверка невозможна.

3. Выполнение услуг, предусмотренных "Законом о частной детективной и охранной деятельности" (поиск имущества должника и т.п.). Легально на этом сегменте рынка могут действовать только детективы, имеющие необходимую лицензию. В противном случае собранную ими информацию сложно будет реализовать в суде. Впрочем, часто клиента интересует только адрес, по которому скрывается задолжавший; остальное уже — дело рук структур, в высшей степени далеких от государственной правоохранительной системы...

4. Сбор информации маркетингового характера. Именно этим, собственно, на Западе занимается большинство специалистов в сфере конкурентной разведки, тогда как в России этот вид деятельности только зарождается.

Существует несколько групп потребителей, которым нужны чужие тайны. Самые скандально известные — представители СМИ, специалисты по черному и мастера "активных мероприятий" ("слив" компромата в правоохранительные органы и т.п.).

Вторая группа — учредители (хозяева) и клиенты различных негосударственных служб безопасности и охранных предприятий. Их интересуют три направления: сбор информации о конкурентах и партнерах (потенциальных партнерах); проверка лояльности персонала; выполнение заказов третьих лиц (например, фиксация факта супружеской неверности). Часто предприниматели обходятся собственными силами, не прибегая к помощи специалистов. Третья группа — криминальные структуры, за последние десять лет усовершенствовавшиеся от примитивного рэкета до сложных экономических комбинаций.

Служба конкурентной разведки должна вносить вклад в финансовый результат деятельности компании, в том числе измеряться финансовыми показателями. Приведем несколько примеров, когда конкурентная разведка может сыграть ключевую роль в жизни предприятия: опережение конкурентов в тендерах; оценка потенциальных рисков и благоприятных возможностей при инвестициях; опережение шагов конкурентов в рамках маркетинговых кампаний с помощью продуманных упреждающих действий, выработанных на основе данных, предоставленных конкурентной разведкой; получение выгод от слияний и поглощений. Как правило, возможности слияний и поглощений выявляются конкурентной разведкой, и, если бы не ее работа, они могли бы остаться незамеченными. Это особенно важно в высокотехнологичных отраслях — раннее предупреждение о появлении нового конкурента, новой технологии, нового канала сбыта; выявление того, "как выглядит компания со стороны" (например, с точки зрения клиентов, конкурентов, государственных органов); выявление каналов утечки информации (как это ни странно); влияние на информационное поле вокруг компании и др.