Детерминизм и индетерминизм. Понятие причинности

Все явления и процессы в мире связаны между собой, философский принцип детерминизма выражает эту взаимосвязь. Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности явлений и событий. Слово "детерминизм" происходит от латинского determinare – "определять", "отделять". Первые представления о связи между явлениями и событиями основывались на повседневной жизни людей, они нашли выражение в древней максиме: ничто не возникает из ничего и не превращается в ничто.

Классическая философия и наука XVII и XVIII вв. исходили из того, что мир состоит из изолированных объектов и вещей, Вселенная представляет собой пустое пространство, в котором по четким траекториям движутся массы вещества. Материя состоит из неделимых атомов, обладающих постоянной массой, а время и пространство абсолютны. Вселенная существует как хорошо отлаженная машина, в ней действует строгая необходимость, а явления и вещи связаны между собой в цепочку причин и следствий. В таком мире нет случайностей, случайно только то, причин чего человек пока не знает. Но поскольку мир рационален, а человек наделен разумом, то в конце концов он может получить полное и исчерпывающее знание о бытии. Такая картина мира сложилась на основе физики Исаака Ньютона и философии Рене Декарта. Совершенно верные и адекватные представления о взаимной связи всех явлений и событий привели к неверному выводу о существовании в мире тотальной необходимости и об отсутствии случайности. Эта форма детерминизма получила название механистического.

Механистический детерминизм трактует все типы взаимосвязи и взаимодействий как механические и отрицает, что случайность объективно существует. Один из сторонников такого взгляда на мир философ Бенедикт Спиноза считал, что случайными люди называют явления только по причине недостатка знаний о них. Другой ученый XVII в. Пьер Симон Лаплас утверждал, что если бы человек был осведомлен обо всех явлениях, происходящих в данный момент в природе, то мог бы однозначно предсказать будущее и абсолютно точно реконструировать пошлое. Такой эффект был назван "демоном Лапласа".

Человек в "часовом механизме Вселенной" был просто одним из винтиков хорошо отлаженной машины, он понимался как природное тело в ряду других тел. Ни наука, ни философия нс могли объяснить его "невещные", духовные проявления и потому просто игнорировали их. По большому счету наука этого времени и не стремилась постичь человека, а в философии появились идеи о том, что наряду с миром природы существует мир свободы, морали и красоты, которым должна "заниматься" религия[1]. В какой-то момент такой тотально объективистский, бесстрастный взгляд философии перестал замечать человека, устранил его из картины мира и заменил "субъектом познания". Следствием механистического детерминизма стал фатализм – учение о всеобщей предопределенности явлений и событий.

Но научные открытия во второй половине XIX в. привели в конце концов к научной революции[2], которая повлекла за собой изменение основных "параметров" классического взгляда на мир и человека. Механистический взгляд сменился взглядом органическим и системным. В новой картине мира Вселенная предстает как совокупность связей, а не вещей, это неделимая реальность всеобщих связей. Если образом мира в классической философии был часовой механизм, то самым подходящим образом для неклассического взгляда на мир будет паутина или сеть.

Начало новой картине мира положили общая и специальная теории относительности Альберта Эйнштейна, опыты Эрнеста Резерфорда, работы по квантовой механике Нильса Бора и открытие принципа неопределенности Вернером Гейзенбергом.

Гейзенберг утверждал, что главным достижением современной науки стало разрушение неподвижной системы понятий классического естествознания и веры в возможность абсолютного познания. Этот немецкий ученый писал, что реальность различается в зависимости от того, наблюдаем мы ее или нет. Квантовая теория уже не допускает вполне объективного описания природы, а измерительный прибор влияет на результаты измерения. Иными словами, человека невозможно устранить из научного эксперимента, а значит, его невозможно устранить и из картины мира, как это делали классическая наука и философия. Вывод Гейзенберга получил название принципа соотношения неопределенностей. Суть его в том, что невозможно одновременно точно определить координату и импульс микрочастицы, т.е. определить ее местоположение и скорость, с которой она движется, если мы получаем точное значение одной величины, то другая остается полностью неопределенной. Важно отметить, что это ограничение никак не связано с несовершенством измерительных приборов, а является следствием объективных свойств микрообъектов. Новые научные достижения показали, что сознание изначально вплетено в систему объективных связей вещей и явлений, а материя не сводится к веществу и может существовать в других формах, например, в виде поля, плазмы и вакуума.

Одним словом, наука XX в. перестала видеть мир простым и ясным, более того, она вынуждена была "вернуть" в этот мир человека. Вслед за этим перестал быть тотально объективистским и взгляд философии. Дальше свое дело сделали теория бессознательного, биология и генетика с их новыми представлениями о сущности жизни и астрофизика, которая смогла "добраться" до мегамира.

Новые физические открытия и обращение философии XX в. к проблемам человеческого бытия привели к тому, что детерминизм был потеснен индетерминизмом. Индетерминизм отрицает всеобщую и универсальную связь между явлениями и событиями и всеобщий характер причинности. Иными словами, утверждается, что в мире есть явления и события, которые появляются без всяких причин и могут быть не связаны с другими явлениями и событиями. Противостояние детерминизма и индетерминизма проходит через всю историю философии. Например, в философии Нового времени наряду с детерминизмом Бенедикта Спинозы существовала индетерминистическая концепция Дэвида Юма, который считал, что причинность – лишь привычка ума связывать события определенным образом[3]. Но в XVII в. победу все же одержал механистически понятый детерминизм. В начале XX столетия власть над умами захватил индетерминизм, он стал реакцией на представление о мире в механистическом и фаталистическом духе. Философия жизни и философия воли, экзистенциализм и прагматизм ограничивают сферу детерминизма природой, а для понимания событий и явлений в культуре предлагают индетерминизм[4].

Но реабилитация детерминизма началась там же, где случился его временный закат – в физике. Немецкий физик Макс Борн писал: "Утверждение, что новейшая физика отбросила причинность, целиком необоснованно. Действительно, новая физика отбросила или видоизменила многие традиционные идеи; но она перестала бы быть наукой, если бы прекратила поиски причин явлений". Таким образом, представления о связи между явлениями и о причинности никуда нс делись, они лишь изменились, а следом за ними изменился и принцип детерминизма. Механистический детерминизм перестал быть единственным способом объяснения связи между явлениями и событиями.

Современное представление о детерминизме выражается:

• в принципе всеобщей взаимосвязи явлений и событий;

• в принципе причинности;

• в принципе многообразия форм детерминации;

• в принципе закономерности.

Принцип взаимосвязи явлений носит общий характер и выражает неизолированность явлений и событий друг от друга.

Принцип причинности устанавливает, что между всеми явлениями и событиями существуют отношения причин и следствий. Но в современном детерминизме причинность – только один из многих типов связи между явлениями. Сущность принципа причинности в утверждении, что одно явление при определенных условиях с необходимостью порождает другое и определяет его свойства. Явление, которое порождает, называется причиной, а порождаемое явление – следствием. Причина выступает как активное и первичное начало по отношению к следствию и предшествует ему. Связь между причинами и следствиями однонаправлена, строго от причины – к следствию, на этом современные философы и ученые строят обоснование необратимости времени.

Механистический детерминизм неверно отождествлял два понятия – причинность и необходимость, упуская из виду случайное. Современный детерминизм признает объективный характер случайности. Причинно обусловленными являются не только необходимые, но и случайные явления. Случайные события могут произойти или не произойти, это зависит от целой совокупности условий.

Принцип многообразия форм детерминации утверждает, что все многообразие взаимодействий между явлениями неверно сводить только к отношениям причина – следствие. В непричинных отношениях отсутствует отношение порождения. Это могут быть:

функциональные связи, при которых явления и события сосуществуют во времени, связь между ними необходимая, но отношения генетического порождения нет. Примером функциональной связи является отношение между массой и энергией, выражаемое известной формулой Е = mс2. Ни масса, ни энергия не порождают друг друга, но между ними установлена всеобщая и закономерная связь;

связи между разными состояниями одного и того же объекта, которые определяют друг друга, но не порождают, как в случае с причинами;

условная детерминация, при которой изменения происходят не только в силу определенных причин, но и благодаря сопутствующим обстоятельствам, при изменении условий следствия, вызванные одной и той же причиной, могут быть другими, кроме того, условия могут препятствовать действию причины и появлению следствия;

вероятностная детерминация в отличие от причинной не является однозначной, т.е. в каждый момент существует несколько вариантов развития ситуации, реализуются только те возможности, для которых сложились необходимые условия;

целевая детерминация – особый тип детерминации в обществе и в культуре, связанный с деятельностью человека, когда появляется обратное действие следствия на причину, а общей причиной изменений становится не предшествующая и порождающая причина, а цель, к которой стремится человек.

Связи между явлениями в природе упорядочены – это суждение выражает суть принципа закономерности. Закон – объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями и событиями. Закон объективен, так как не зависит от воли и сознания человека, существенен, поскольку связи устанавливаются на уровне сущности. Закон необходим, а значит, действует всегда, когда для этого есть условия, это выражение некоторых постоянных процессов, которые повторяются все время существования явления. Всеобщность закона означает, что эта связь охватывает все случаи данного типа. Любой закон действует лишь в ограниченной сфере. Например, распространение законов механики, оправдывающих себя в пределах макромира, на уровень квантовых взаимодействий недопустимо, процессы в микромире подчиняются другим законам. На действие одного закона влияют другие законы, это в особенности относится к историческим и социальным закономерностям. Действие других законов может выражаться в том, что закон проявляется в виде тенденции, т.е. действует не в каждом конкретном случае, а в массе явлений. Однако законы-тенденции также носят объективный и необходимый характер.

Бытие многообразно, поэтому существует огромное количество форм и типов законов, которым подчиняются изменения в мире. По степени общности различают законы всеобщие, особенные и специфические; по сферам действия – законы природы, общества или сознания; по механизмам и структурам отношений детерминации – динамические и статистические и т.п.

Динамические закономерности описывают взаимодействие изолированных объектов и позволяют установить точную связь между ними. Иначе говоря, динамические закономерности повторяются в каждом конкретном случае и имеют однозначный характер. Динамическими законами являются, например, законы классической механики. Механистический детерминизм абсолютизировал динамические закономерности и рассматривал их как абсолютные. Утверждалось, что, зная состояние объекта в исходный момент времени, можно определенно предсказать его состояние в любой другой момент времени[5]. Современная наука выяснила, что не все явления подчиняются динамическим законам, и ввела новое понятие статистических закономерностей.

Статистические закономерности проявляются в массе явлений, это законы-тенденции, иначе их называют вероятностными законами или законами средних величин. Статистическая закономерность возникает как результат взаимодействия большого числа элементов и характеризует их поведение в целом, а не каждого по отдельности. Пример статистических закономерностей – законы квантовой механики и законы в обществе и истории.