Лекция 4. ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Всякая профессия имеет свои деонтологические основы. Речь идет об основах, определяющих понимание специалистом своего долга перед государством и обществом и реализующих их в процессе профессиональной деятельности. Каждая профессия имеет свою значимость, а в сфере работы в системе "человек-человек" свое назначение, определяющее понятие долга и должного, свои этические нормы и принципы профессиональной деятельности.

В результате изучения главы 4 студент должен:

знать

• истоки деонтологии и деонтологии социальной педагогики;

• понятие, сущность и ОГЛАВЛЕНИЕ деонтологии социальной педагогики;

• аксиологические основы социальной педагогики;

• этические нормы и принципы социальной педагогики;

• основы этического поведения социального педагога;

уметь

• осмысленно подходить к деонтологическим основам своей профессиональной деятельности;

• определять аксиологические и этические основы и принципы своей профессиональной деятельности;

владеть

• деонтологическими основами профессиональной деятельности социального педагога.

Истоки деонтологии социальной педагогики

Термин "деонтология" введен английским философом, экономистом и юристом Иеремией Бентамом (Jeremy Bentham, 1748-1832). Этим термином он обозначал теорию нравственности. По своей сущности – это теория, определяющая совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу, регулирующие действия человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде. В сфере профессиональной деятельности эти принципы и нормы определяются назначением специалиста, его социального статуса и роли в социокультурной среде.

Постепенно термин получил признание и отражение в литературе. В ней под деонтологией (от греч. deon – долг; deontos – должное + logos – учение) понимается раздел этики, изучающий проблемы долга и должного; учение о морально-этических нормах и принципах поведения специалиста по отношению к объекту профессиональной деятельности; учение о долге. Долг – то же, что и обязанность; с позиции деонтологии – учение о нравственном долге (нравственных обязанностях) специалиста (медицинского работника, педагога, социального педагога, социального работника и пр.) перед обществом и государством, а также перед собой как личностью, имеющей определенный статус, авторитет, признание и человеком, по отношению к которому он осуществляет профессиональную деятельность.

Изложенное позволяет утверждать, что деонтология – это учение о морально-этических основах профессии, профессиональной деятельности специалиста, в том числе педагогики и социальной педагогики.

Любая профессия имеет свои основы нравственного долга перед государством и обществом, реализующиеся в процессе профессиональной деятельности, свои деон- тологические основы, которые формируются с развитием профессии. При этом каждая профессия в зависимости от ее места и роли в государстве, возможностей воздействия на процессы в государстве и обществе, социум, отдельные личности, группы имеет свои деонтологические основы. Такие основы складываются и в социальной педагогике. Для их раскрытия необходимо осмыслить их существо, ОГЛАВЛЕНИЕ и особенности проявления.

Одно из первых исследований существа деонтологии в педагогике принадлежит Галиябану Махметовне Кертаевой (Республика Казахстан). В своих исследованиях она подчеркивала, что учитель характеризуется деонтологической готовностью к профессиональной деятельности, которая представляет собой "состояние готовности сознания учителя, его знаний, умений, навыков к выполнению образовательной, воспитательной деятельности в соответствие с требованиями профессионального долга. Она является неотъемлемой частью его общей готовности, отражающей уровень развития профессионального сознания, осознания должного в профессиональной деятельности". Деонтологическая готовность закладывается в вузе, утверждается и поддерживается повседневной практической деятельностью учителя.

В литературе выделяют деонтологическую культуру учителя, представляющую "качественную социально-педагогическую характеристику его подготовленности и повседневного проявления в педагогической деятельности в рамках установленных нравственных норм и правил" (Галина Алиевна Караханова). Основы ее также закладываются в вузе и повседневно совершенствуются с учетом изменяемых требований в социокультурной образовательной среде и учебно-воспитательной (профессиональной) деятельности учителя.

Деонтологические основания социальной педагогики не получили отражения в литературе и требуют специального исследования и раскрытия.

При рассмотрении сущности деонтологии социальной педагогики следует отметить, что она имеет особую значимость, так как проявляется в сфере "человек – человек". Данный факт накладывает особый отпечаток на профессиональную деятельность субъекта, обусловленную возможностью социализирующего воздействия на человека (объекта деятельности), что определяет важность для него таких понятий, как долг и должное, этических норм и принципов профессиональной деятельности. В этом плане объект смотрит на субъект как на личность, деятельность которого во многом определит его будущее благополучие. Одновременно субъект деятельности ожидает со стороны объекта определенное доверие, уважение и веру в него, в то, что он сможет обеспечить перспективу его благополучия. Данный факт определяет потребность субъекта объясниться, доказать, внушить объекту именно нравственные основы его отношения к нему и своей деятельности в интересах именно этого объекта. Особенно ярко эта позиция проявлялась в деятельности врача. В его заверениях, клятвах издревле закладывались основы этики и деонтологии. Подобная позиция прежде всего связана с тем, что больной человек смотрит на врача как на своего спасителя, доверяя ему самое ценное – свое здоровье. Он хочет верить ему в том, что он как врач сделает все, что от него зависит, чтобы восстановить здоровье. От этой веры больного зависит его внутренний (эмоциональный) подъем, необходимый в процессе лечения, а также отношение к тому, что рекомендует врач и от выполнения чего зависит выздоровление. Врач ищет союзника в борьбе с недугом в самом больном. Основа этой веры лежит в клятве, которую давал врач, после овладения искусством врачевания.

Клятва – торжественное обращение, утверждение, уверение, подкрепленное упоминанием чего-нибудь, священного, ценного, авторитетного. Исстари она считалась священною. Согласно преданию, клятва восходит к семейным традициям, и передавалась из рода в род. Возникновение клятвы значительно древнее времени жизни Гиппократа. Сохранилась клятва, записанная Гиппократом, на ионийском диалекте древнегреческого языка. Она восходит к прямым потомкам Асклепия (в древнеримской мифологии эскулап (др.-греч. σκληπιός – "вскрывающий") – бог медицины и врачевания). Первоначально записана Гиппократом в эллинистической Александрии в V в. до н.э. и стала документом с III в. до н.э. клятвы. Произносилась она врачами Древней Греции по окончании обучения. Для своего времени клятва была очень большим достижением, задавая высокую нравственную планку личности и деятельности врача.

Анализ клятвы Гиппократа свидетельствует о том, что она содержит этические принципы или обязательства, которые можно объединить в два блока.

Первый блок обусловлен долгом и как врача, и как отца:

1) уважение к учителю и обязательства перед ним. Еще Аристотель подчеркивал: "Учителя, которым дети обязаны воспитанием, почтеннее, чем родители, которым дети обязаны лишь рождением: одни дарят нам только жизнь, а другие добрую жизнь". Данный факт издревле предписывал особые отношения к учителям;

2) ответственность как отца и мастера за то, чему должен научить и что передать своим детям, детям учителя и ученикам. В этом был величайший смысл передачи мастером достигнутого им мастерства своим детям и ученикам, как его продолжателям.

Второй блок определяется собственно врачебной (профессиональной) деятельностью:

1) по отношению к больному (объекту врачебной деятельности) – недопущение причинения всякого вреда и несправедливости. По существу – это основа веры врачу, как специалисту, способному вылечить больного;

2) по отношению к себе и своей врачебной деятельности, характеризующих единство жизни и профессиональной деятельности (характерное и в педагогической сфере деятельности) – чисто и непорочно проводить свою жизнь и искусство. В этом проявляется обязательство врача наиболее полно и профессионально сделать то, что требуется для лечения больного;

3) нравственность поведения в доме больного – это показатель культуры поведения врача, его авторитетности;

4) недопущение разглашения информации, которую получил врач, субъект профессиональной деятельности (принцип конфиденциальности, имеющий не менее важное и в педагогической деятельности).

Нравственные принципы и нормы поведения (деонтологические основы) характерны для каждой профессии, особенно ярко они проявляются в повседневной деятельности тех, кто работает в системе "человек-человек", "человек- группа". Следует подчеркнуть, что проблема долга имеет место и в системе "человек-техника", "человек-природа" и пр. В каждой сфере имеют место свои нравственные нормы долга и ответственности специалистов в профессиональной деятельности. Речь идет о теории и практике долга. Они требуют учета и обеспечения их реализации в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста, а главное – в повседневной профессиональной деятельности.