Деонтологическая функция

Четвертой основной функцией сознания является деонтологическая (греч. deontologia – теория должного). Этот термин ввел в оборот английский философ И. Бентам. После того как предмет (процесс) познан, оценен и выработана цель, как его использовать в интересах человека, вполне естественно, необходимо принять решение о путях и средствах достижения (выполнения) данной цели. Сущность всякого решения составляет интеллектуальная деятельность

но выработке и выбору оптимальной нормы предстоящей должной деятельности.

Нормированиеэто процесс выработки устойчивых стандартов и правил, с помощью которых регулируется (упорядочивается) деятельность человека. Посредством нормирования подготавливается система регламентированных требований, которые предъявляются в конкретном периоде к условиям и процессам жизнедеятельности людей.

Результатом нормирования являются нормы Норма (лат. norma – руководящее правило, образец) есть правило, типичный уровень требований к тем или иным сферам, отраслям, участкам человеческой деятельности. Это регулятор социальных взаимодействий различных социальных групп и их членов.

Нормы играют роль своеобразных мер обязательных и допустимых типичных вариантов поведения, способствующих сохранению социальной общности людей как некоторой целостности. Представление о нормах можно получить из таких примеров как правила внутреннего распорядка того или иного предприятия (учреждения), установленная длительность рабочего времени, оптимальные режимы труда и отдыха и т.д. По сравнению со знаниями, оценками, целями и памятью нормы обладают наибольшей силой влияния на регулирование человеческой деятельности.

Особенности социальных норм носят общий характер для всех членов данной социальной общности; выражают существенные и необходимые связи и отношения в данной общности; имеют деонтический (должный) характер для всех членов общности.

Классификация норм может быть проведена, наряду с прочим, также по уровню социальной адекватности – на истинные и ложные. Истинными нормами обычно называют те, которые соответствуют (адекватны) реальной действительности и подтверждаются общественной практикой. Они эффективно регулируют человеческую деятельность и способствуют укреплению породившей их социальной системы. Ложные нормы, напротив, не соответствуют действительным связям и отношениям, а потому дезорганизуют человеческую деятельность и разрушают ту социальную систему, которая их продуцировала.

В литературе иногда делаются попытки систематизировать и как-то классифицировать "социальные регуляторы". При этом все они делятся на две группы: "нормативные" и "ненормативные". В состав нормативных регуляторов включаются "правовой, моральный, юридико-технический, нормативно-технический, групповой (нормы организаций и объединений), обычаи, иные". Среди ненормативных оказываются "ценностный, директивный, информационный, иные"[1].

Очевидным недостатком предложенной классификации "социальных регуляторов" является отсутствие надежных объективных оснований (критериев) для межгруппового и внутригруппового деления. И потому в первой группе выделяются как самостоятельные "правовой", "юридико-технический", "нормативно-технический", а во второй группе – "директивный", хотя между ними авторы вряд ли смогут провести какие-либо различия.

Методологически более весомые эвристические возможности при анализе деонтологической функции дает деятельностный подход. Если же рассматривать нормирование в качестве особой части социального управления, в ней, также как и в других информационных функциях, можно выделить два основных уровня – обыденное нормирование и профессиональное правовое нормирование.

Обыденное нормирование – это сфера действия, в основном, морали, которая, как известно, представляет собой совокупность стихийно сформировавшихся норм и правил деятельности людей, которые поддерживаются силой общественного мнения. Моральные требования обычно принимают форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, но ни от кого конкретно не исходящего. Эти требования имеют относительно устойчивый характер. Они не локализуются в какой-то одной, ясно очерченной сфере деятельности, а регулируют человеческие отношения в любой сфере – на производстве, учебе, в быту, проведении досуга.

Особенности обыденного нормирования проявляются в следующем. Во-первых, в нем участвуют все члены общества, объединенные в различные социальные общности. Любое социальное воздействие даже между двумя индивидами (скажем, между мужем и женой в семье) с необходимостью требует введения социальных норм. Во-вторых, действенность (эффективность) обыденных норм обеспечивается, в основном, силой общественного мнения. Здесь прямо пропорциональная зависимость – чем сильнее общественное мнение, тем выше действенность (эффективность) обыденных норм. Выполнение человеком моральных требований контролируется всеми, причем его моральный авторитет не связан с какими-либо официальными полномочиями. В-третьих, обыденное нормирование в значительной мере отличается конвенциональным и ситуационным характером. Оно достигается путем всякого рода соглашений между участниками в зависимости от специфики той или иной жизненной ситуации.

Профессиональное правовое нормирование связано, в основном, с выработкой и принятием системы обязательных для всего общества норм и правил поведения, охраняемых силой государства. Это сфера действия права, и осуществляется оно с помощью профессиональных юристов.

Характерные признаки права: 1) его нормы устанавливаются компетентными государственными органами, которые санкционируют в качестве правовых нормы других организаций (например, уставы предпринимательских, коммерческих и других структур); 2) его реализация обеспечивается мерами государственного принуждения, к нарушителям правопорядка соответствующие государственные органы могут применять юридические санкции, предусмотренные нормами действующего права.

Поскольку право нормирует все основные сферы жизнедеятельности людей, то они дифференцируются на различные отрасли права: конституционное, административное, трудовое, гражданское, уголовное, международное, корпоративное и др.

Кроме того, по способам воздействия на людей правовые нормы делят на обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Правовые нормы всегда получают письменное выражение в различных государственных решениях, которые называются нормативными актами. Последними оформляются установление, изменение или обмен правовых норм. Определяющая роль среди нормативных актов принадлежит законам, принимаемым законодательной властью. Нормативные акты, принимаемые исполнительной властью для исполнения законов, обычно называются подзаконными актами.