Деньги, торговля, справедливая цена

Деятели христианской церкви относились к деньгам как к неизбежному злу, а торговлю допускали только в пределах удовлетворения потребностей. При этом торговать надо было без обмана и назначать справедливую цену, т.е. такую, которую можно взимать не беря греха на душу. Первоначально справедливая цена подразумевала цену, которая не зависит от случайного волеизъявления продавца или покупателя. Впервые такая идея встречается у Св. Августина в трактате "О Троице". Эта же идея присутствует в "Сумме теологии" Фомы Аквинского.

Фома Аквинский (XIII в.) вошел в историю религии и философии как человек, который объединил Священное Писание с аристотелевской философией. В трудах Фомы Аквинского были затронуты большинство экономических проблем, поднятых Аристотелем. Это касается, например, разделения труда, которое возникает из-за того, что отдельный человек не может сам удовлетворить все потребности. В связи с торговлей Фома Аквинский вспоминает аристотелевское деление на торговлю для собственного потребления и торговлю для наживы. Второй вид торговли неестественен, так как не имеет предела, следовательно, греховен.

Фома Аквинский приводит развернутое объяснение причин, объясняющих возникновение коммерческого дохода. По его мнению, получение коммерческого дохода оправдано, так как он необходим для получения средств к существованию и для благотворительных целей, используется в качестве вознаграждения за труд, затрачиваемый коммерсантом, представляет собой вознаграждение за произведенные в вещи улучшения и за риск, а также отражает межвременные и межтерриториальные различия в стоимости вещи.

Большое значение в эпоху Средневековья имела доктрина справедливости, которой схоласты пользовались, например, при выяснении вопроса о справедливой цене. Схоласты выделяли два типа справедливости – справедливость в обмене и справедливость в распределении. Справедливость в обмене восходит к аристотелевскому анализу процесса обмена как акта передачи друг другу одинаковых в определенном смысле вещей. Другими словами, обмен должен совершаться без обмана по справедливой цене, т.е. истинная цена обеих вещей должна быть одинакова. Справедливость в распределении достигается, когда каждый получает пропорционально своему вкладу в достижение общественной цели, в качестве которой понималось Спасение и вечная жизнь. Так, служитель церкви в отличие от сапожника не производит материального продукта, но с точки зрения общества его работа намного важнее работы сапожника, поэтому доход служителя церкви должен превышать доход сапожника.

Реализация двух принципов справедливости – в обмене и в распределении – предопределяла и особый вид иерархичности средневекового общества. Если ранние христианские авторы отрицали общественную иерархию, то в эпоху Фомы Аквинского общество представлялось как иерархия людей, значение которых для достижения целей, стоящих перед обществом, различно (служитель Церкви и сапожник). Считалось, что каждый член общества должен получить приличествующее его положению вознаграждение для того, чтобы он мог покрыть необходимые расходы. Расходы более ценного с точки зрения общества человека должны соответствовать его значимости, т.е. одним из принципов оплаты труда работников являлось требование оплаты согласно статусу работника, которое являлось реализацией принципа справедливости в распределении. Принцип справедливости в обмене проявлялся в виде правила "равной оплаты за равный труд людей с одинаковым статусом". Таким образом, справедливость в обмене действовала только в случае обмена между людьми с одинаковым статусом.

Неоднозначность понятия справедливости вносила неопределенность в понятие справедливой цены. С одной стороны, справедливая цена рассматривалась как рыночная конкурентная цена, с другой – справедливой считалась цена, обеспечивающая нормальный для данного сословия доход.

Зато в отношении взимания процента Фома Аквинский был категоричен – процент взимать нельзя. Процент – это плата за использование денег. В мире есть два типа благ: потребляемые (хлеб, вино и т.д.) и непотребляемые (например, дом). Когда взимают плату за непотребляемые блага, то платят за их использование сумму, которая имеет характер ренты. По своей сути процент является платой за непотребляемый товар. Однако деньги, по мнению средневековых философов, являются потребляемым благом. В трактовке сущности денег мыслители-схоласты продолжали аристотелевскую традицию: они рассматривали деньги как товар, смысл которого состоит в опосредовании обмена. С точки зрения потребителя, деньги используются в процессе покупки товаров, поэтому они представляют собой потребляемое благо. Таким образом, сущность процента как платы за использование денег не соответствует сути денег, поэтому ростовщичество неправомерно.

Экономические идеи поздних схоластов

Взгляды христианских мыслителей на экономику получили значительное развитие в период Средневековья. Вклад в развитие экономики таких ученых, как Жан Буридан и Орезм (XIV в.), Св. Антонин Флорентийский и Биль (XV в.), Лессия, Молина и де Люго (XVI в.), был настолько велик, что они предвосхитили многие идеи экономистов конца XIX в. Так, по мнению Й. Шумпетера, экономическая наука конца XIX в. развивалась бы быстрее и с меньшими трудностями, если бы отталкивалась от схоластов, а не от более поздних экономических произведений, появившихся на протяжении XVI1-XIX вв.

Наиболее важным вкладом поздних схоластов было значительное усовершенствование теории ценности, сделанное Лессией, Молиной и де Люго. Их теорию отличали следующие характерные особенности.

1. Вслед за античными философами поздние схоласты принимали, что логическим источником ценности является полезность. Однако цена зависит не только от полезности, но и от издержек производства продукции. Таким образом, они осознавали, что ценность зависит не только от факторов спроса, но и от предложения, т.е. вплотную приблизились к формулировке модели спроса и предложения.

2. Молина, де Люто установили, что полезность является не свойством благ, а оценкой индивидуумом важности потребности, удовлетворяемой с помощью этого блага. Св. Антонин Флорентийский использовал при этом термин "желаемость". Таким образом, полезность зависит от места и времени удовлетворения потребности, а также от предпочтений человека. К такому пониманию полезности вернутся спустя три столетия маржиналисты – представители австрийской школы (см. гл. 5).

3. Поздние схоласты осознавали зависимость субъективной оценки полезности от количества потребленного блага. Эта идея возродится вновь лишь в работах маржиналистов.

Шумпетер делает вывод, что к данной теории цены остается только добавить графический инструментарий, чтобы получить современную теорию ценообразования.

Понятие справедливой цены также эволюционировало. У поздних схоластов под справедливой ценой стала пониматься просто конкурентная цена. Государственное регулирование цен и монополии подвергались ими критике. Подобные взгляды можно расценивать как политику невмешательства государства в экономику – laissez faire, забытую позже и получившую интеллектуальное признание только в середине XVIII в.

Поздние схоласты также являются родоначальниками теорий прибыли и процента. Прибыль они связывали с риском и усилиями предпринимателей. Так, де Люго описывал прибыль как разновидность заработной платы за общественные услуги. Необходимость выплаты процента схоласты объясняли тем, что это позволяет, во-первых, возместить убытки, с которыми периодически сталкивается кредитор, а во-вторых, компенсировать доход, упущенный кредитором вследствие предоставления своего капитала другому лицу. Таким образом, экономические взгляды христианских мыслителей претерпели значительную эволюцию за период Средневековья вслед за развитием средневековой экономики и общества.