Денежная масса

В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике се быть не может. Безналичные деньги появляются в обращении в процессе депозитно-ссудной эмиссии коммерческих банков, которая может лишь косвенно регулироваться центральным банком (см. гл. 2). Жестких границ между обращением наличных денег и безналичным платежным оборотом в условиях рынка также не существует. При наличии законных оснований у владельцев банковских счетов остатки средств на них беспрепятственно превращаются в наличные деньги. Поэтому для поддержания стабильности национальной валюты необходимо управлять совокупным объемом платежных средств в экономике независимо от того, в какой форме они существуют.

Совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране, образует денежную массу. Объем и состав денежной массы в РФ в 2001 г. представлены в табл. 3.2.

Таблица 3.2. Денежная масса (национальное определение, млрд руб.)

Как отмечалось в гл. 1, входящие в состав денежной массы различные покупательные и платежные средства обладают разной степенью ликвидности, т.е. способностью незамедлительно выполнять функцию средства обращения или платежа. При анализе состояния денежного обращения всю денежную массу представляют с учетом ликвидности покупательных и платежных средств в виде нескольких агрегатов. Их разграничение осуществляется в соответствии со степенью ликвидности, т.е. возможностью быстрой, с наименьшими рисками и затратами конверсии различных форм вкладов и сбережений в платежные средства.

Денежная масса в РФ рассчитывается Центральным банком РФ по состоянию на 1-е число каждого месяца на основании данных сводного баланса банковской системы. В ее состав входят следующие денежные агрегаты:

МО - включает наличные деньги в обращении;

М1 - состоит из агрегата МО плюс средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий и организаций, на счетах местных бюджетов, бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, вклады населения и предприятий в банках, депозиты населения до востребования в Сбербанке России;

М2 - содержит агрегат М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке России;

МЗ - включает агрегат М2 плюс сертификаты и облигации государственных займов.

Такая структура денежной массы повышает активность управления денежным обращением, так как позволяет полнее учитывать степень влияния денежных средств в каждом агрегате на формирование платежеспособного спроса, а следовательно, и цен па рынке товаров и услуг. В РФ в качестве основного денежного агрегата, используемого при расчете текущих макроэкономических показателей, используется агрегат М2 (табл. 3.3).

Таблица 3.3. Структура денежной массы (М2)

Величина денежной массы, необходимой для обращения, зависит, как уже отмечалось, не только от объема экономического оборота в стране, но и от скорости обращения денег. При ускорении их оборота удается совершить больший объем сделок с использованием меньшей суммы денег в качестве средства обращения и платежа. По данным Центрального банка РФ скорость обращения денежной массы М2 по отношению к ВНП в среднегодовом исчислении составила в 2000 г. 8,3, а в 2001 г. - 7,0. Очевидно, что произошло замедление обращения денежной массы, которое способствовало дальнейшему подавлению инфляции. Кроме скорости обращения денежной массы в РФ определяют:

o скорость возврата денег в кассы учреждений Банка России - отношение суммы поступлений денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении;

o скорость обращения денег в налично-денежном обороте - отношение суммы поступлений и выдачи наличных денег к среднегодовой массе денег в обращении.

В современной экономической литературе сформировалась общепризнанная концепция о необходимости выделения среди разнообразных видов функциональных форм денег так называемых "наиболее сильных" денег, под которыми подразумевается сумма обязательств центрального байка по отношению к частному сектору, отражаемая в его балансе. Совокупность тех обязательств центрального банка по отношению к частному сектору, которые он имеет возможность контролировать, называют денежной базой. Компонентами денежной базы являются банкноты и монеты, находящиеся у населения и в кассах банков, денежные средства коммерческих банков, депонированные в центральном банке в форме обязательных резервов. В РФ рассчитывается "узкая" и "широкая" денежная база. Первая состоит из агрегата МО (наличные деньги в обращении), денежных средств в кассах банков и обязательных их резервов в Банке России, а вторая дополнительно включает в себя средства коммерческих банков на корреспондентских счетах в Центральном банке РФ (табл. 3.4).

Таблица 3.4. Денежная база и ее структура

Изменения в структуре денежной базы характеризуются увеличением удельного веса наличных денег в обращении, сохранением почти неизменной доли обязательных резервов при относительном сокращении остальных ее составляющих.

Источниками роста денежной базы могут быть как увеличение чистых международных резервов Банка России и Правительства РФ, так и объем их чистых внутренних активов. В РФ после 1998 г. рост денежной базы обеспечивается в основном за счет увеличения чистых международных резервов, которое происходит в результате покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем рынке и сокращения долга России перед МВФ. Объем чистых внутренних активов в этот период сокращался в первую очередь за счет увеличения остатков средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов на счетах Банка России.

Связь денежной базы и денежной массы, как уже отмечалось, осуществляется через механизм денежного мультипликатора.

Управляя механизмом банковского мультипликатора, Центральный банк РФ расширяет или сужает эмиссионные возможности коммерческих банков, тем самым он оказывает воздействие на объем денежной массы в обращении. Банк России ежегодно в рамках денежно-кредитной политики устанавливает ориентиры роста денежной массы, которые рассчитываются с учетом динамики ВВП и возможного денежного предложения. В течение последних лет в РФ ориентиры роста денежной массы (агрегат М2) являлись промежуточной целью денежно-кредитной политики. Они определяются с помощью таких макроэкономических показателей, как динамика ВВП и прогнозируемый рост потребительских цен в предполагаемом периоде. Кроме того, в условиях долларизации отечественной экономики при прогнозировании рублевой денежной массы необходимо учитывать возможное движение средств по валютным счетам всех участников рынка. С учетом всех указанных обстоятельств прирост денежной массы (М2) в 2000 г. планировался на уровне 21-25%, а составил 47,1%, в 2001 г. - соответственно 27-34 и 40,1%, в 2002 г. - 22-28 и 20,4% (фактически за 11 месяцев). Значительный прирост денежной массы в 1999-2000 гг. был связан с валютной интервенцией для поддержания курса рубля и обязательным приобретением 75% валютной выручки экспортеров.

Статистические данные показывают, что уровень расхождения темпов роста денежной массы и номинального ВВП в последние годы не был постоянным, что говорит о неустойчивости эластичности М2 по отношению к ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. По мере замедления инфляции краткосрочная статистическая взаимосвязь между ежемесячными изменениями денежного агрегата М2 и индекса потребительских цен снижается. Поэтому в настоящее время Банк России рассматривает темпы роста денежной массы лишь как расчетный ориентир денежно-кредитной политики, т.е. не ставит перед собой цель безусловного соблюдения прогнозного диапазона роста М2, а предусматривает возможность корректировки последнего в течение года в зависимости от динамики спроса на деньги.

В процессе регулирования объема денежной массы определяется покупательная способность денег, от которой зависит качество выполнения ими функции меры стоимости и средства накопления. Только при стабильной покупательной способности и устойчивости денежной единицы деньги могут эффективно использоваться для соизмерения стоимостей всех товаров, расчета и сравнения различных экономических показателей, оценки их динамики, а также создавать надежную основу регулирования экономики с помощью методов денежно-кредитной политики. Обесценение денег и снижение их покупательной способности приводят к тому, что в качестве меры стоимости в национальной Экономикс используется стабильная иностранная денежная единица, обеспечивающая сопоставимость цен во времени. Цены на все товары устанавливаются не в национальных денежных единицах, а в иностранных, например в долларах. В качестве средства накопления обесценивающиеся национальные деньги также вытесняются иностранной валютой. Население, а вслед за ним и предприятия предпочитают держать свои сбережения в иностранной валюте, чаще всего в долларах. Происходит процесс "долларизации" экономики.

Выполнение деньгами функций средства обращения и средства платежа, безусловно, также зависит от их устойчивости, но в меньшей степени, чем при осуществлении двух других функций. Опыт показывает, что даже при высокой степени обесценения национальные деньги продолжают использоваться как средства обращения и платежа, поскольку выступают в роли "мимолетного посредника", что сводит потери участников расчетов к минимуму. Но при высоких темпах инфляции даже мимолетное нахождение сильно обесценивающихся денег на руках влечет за собой ощутимые для их держателей потери. Поэтому в условиях гиперинфляции деньги, выполняя функции средства обращения и средства платежа, также вытесняются иностранной валютой. Однако при относительной стабильности покупательной способности денег качество выполнения ими этих функций определяется в основном эффективностью платежной системы.