Временное хранение

Временное хранение — храпение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска таможенным органом в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, без уплаты таможенных пошлин, налогов (ст. 167 ТК ТС).

Основными целями применения временного хранения являются:

• обеспечение сохранности товаров до завершения таможенного оформления в целом;

• предоставление возможности проверки товара и подготовки к таможенному декларированию и совершению иных таможенных операций.

Основные принципы правового регулирования временного хранения остались неизменными с принятием ТК ТС. Некоторые незначительные изменения в правовом регулировании временного хранения по большей части связаны с совершенствованием юридической техники при изложении правовых норм. ТК ТС не определяет, в отличие от Таможенного кодекса РФ 2003 г., временное хранение как таможенную процедуру, что связано с более узкими границами понятия "таможенная процедура" в законодательстве Таможенного союза.

Можно выделить два основных направления правового регулирования в данной сфере:

1) правовое регулирования порядка совершения таможенных операций и иных действий с товарами, находящимися на временном хранении;

2) правовое регулирования статуса владельца склада временного хранения и требований к оборудованию и месторасположению склада.

Таможенное законодательство ограничивает места, где может осуществляться временное хранение. Обычно временное хранение ассоциируется с хранением на складе временного хранения, однако его осуществление помимо склада временного хранения возможно:

• на складе таможенного органа;

• на складе получателя товаров;

• в помещениях и на территориях, принадлежащих уполномоченному экономическому оператору;

• в местах международного почтового обмена;

• в местах разгрузки и перегрузки товаров;

• на железнодорожных путях и контейнерных площадках.

Возможность хранения товаров вис склада временного храпения может быть связана с особенностями самих товаров (например, товары, требующие особых условий хранения, которые не могут быть обеспечены на складе временного хранения), с особенностями правового положения получателей товаров (например, товары, получаемые государственными органами и учреждениями, уполномоченными экономическими операторами), с особенностями способа перемещения товаров (почтовые отправления, товары, перемещаемые железнодорожным транспортом). Хранение товаров на собственном складе может рассматриваться как таможенная льгота, которая предоставляется уполномоченному экономическому оператору в виде специального упрощения, предусмотренного ст. 86 Закона о таможенном регулировании.

Перечень мест временного хранения, определенный ТК ТС и Законом о таможенном регулировании, не является исчерпывающим, может быть дополнен как актами Таможенного союза, так и законодательством государств -участников Таможенного союза. Правила осуществления операций с товарами, находящимися на временном хранении, едины для всех видов временного хранения.

Товары, находящиеся па временном хранении, могут подвергаться следующим операциям:

1) по обеспечению сохранности товаров и подготовке к их таможенному декларированию (осмотр, измерение, пересчет, взвешивание и др.)- Данные операции могут производиться лицами, обладающими полномочиями в отношении этих товаров, и таможенными представителями. Особенность операций данной группы состоит в том, что они могут осуществляться без разрешения таможенного органа. При совершении указанных операций состояние товаров, упаковка и (или) наложенные средства идентификации должны не изменяться;

2) подготовка товаров к последующей транспортировке, исправление поврежденной упаковки, взятие проб и образцов товаров. Общим условием совершения всех операций данной группы является наличие разрешения таможенного органа.

Перечень операций дайной группы не является исчерпывающим. По смыслу п. 2 ст. 171 ТК ТС с товарами, находящимися на временном хранении, могут совершаться и другие операции, если это не влечет утрату или изменение состояния товаров.

Общий срок временного хранения товаров составляет два месяца.

Предельный срок временного хранения товаров составляет четыре месяца. Таможенное законодательство (ст. 170 ТК ТС) предусматривает возможность временного хранения почтовых отправлений и невостребованного багажа до шести месяцев.

Срок временного храпения (рис. 6.1) начинает исчисляться на следующий день после регистрации таможенным

Рис. 6.1. Срок временного хранения

органом документов, необходимых для помещения товаров па временное хранение.

В практике деятельности таможенных органов и участников ВЭД могут встречаться случаи таможенного оформления товаров в течение более длительных сроков, чем два (четыре) месяца. Это может быть связано с нарушением сроков временного хранения участниками ВЭД (в этом случае товары подлежат задержанию таможенными органами) или с возбуждением уголовного дела или дела об административном правонарушении, которое предусматривает изъятие товара.

ТК ТС не дает прямого ответа на вопрос: можно ли говорить о приостановлении срока временно хранения на срок производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении? Правовому регулированию данной группы отношений посвящен н. 3 ст. 185 ТК ТС, анализ которого позволяет говорить о том, что после завершения дела об административном правонарушении или уголовного дела и возврата товаров, которые рассматривались в качестве орудия или предмета правонарушения пли являлись вещественными доказательствами по делу, срок временного хранения таких товаров составит 30 дней, в течение которых должно быть произведено декларирование товаров.

Складами временного хранения являются специально выделенные и обустроенные для этих целей помещения и (или) открытые площадки, соответствующие требованиям, установленным ст. 24 ТК ТС, актами государств — участников Таможенного союза.

В отличие от Таможенного кодекса РФ 2003 г. развернутая дефиниция склада временного хранения в ТК ТС и Законе о таможенном регулировании отсутствует, что делает возможным сформулировать приведенное выше понятие на основе содержания указанных актов.

Склады временного хранения могут быть открытого или закрытого типа.

Открытые склады временного хранения могут использоваться для хранения любых товаров.

Закрытые склады временного хранения предназначены для хранения товаров владельца склада или для хранения определенных товаров, в том числе ограниченных в обороте и (или) требующих особых условий хранения.

В зависимости от предъявляемых требований к устройству, месторасположению и оборудованию склада можно выделить склады:

• располагающиеся в местах, приближенных к государственной границе;

• располагающиеся внутри таможенной территории.

Подобное деление стало актуальным после начала реализации Концепции о переносе операций таможенного оформления и таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе (письмо ФТС России от 21.08.2009 № 21-50/39656), одним из шагов по реализации которой стало издание актов ФТС России, устанавливающих повышенные требования к складам временного хранения, располагающихся в местах, приближенных к государственной границе.

Перечень требований к оснащению, месторасположению и обустройству СВХ определяется актами государств -членов Таможенного союза, в России — Законом о таможенном регулировании (ст. 71) и актами ФТС России. Такие требование предъявляются:

1) к обустройству склада временного хранения (тип помещения, наличие открытой площадки, ограждение, отсутствие иных объектов и т.д.);

2) оборудованию склада (наличие технических средств таможенного контроля, весового оборудования, погрузочной техники, средств связи и т.д.);

3) местам расположения складов временного хранения (в регионе деятельности одного таможенного органа, в разумной близости от транспортных узлов и транспортных магистралей, наличие подъездных путей и т.д.).

Помимо требований, предъявляемых к самим складам временного хранения, предусмотрены требования к их владельцам. Владельцем склада временного хранения может быть только юридическое лицо Таможенного союза, включенное в Реестр владельцев складов временного хранения.

Отношения владельца склада временного хранения с лицами, помещающими товары на хранение, строятся на договорной основе. Договор, заключаемый при этом сторонами, носит публичный характер, т.е. владелец склада временного хранения (за исключением склада закрытого типа) не может уклониться от заключения договора при наличии у него возможности осуществить хранение товаров.

В соответствии со ст. 907 ГК по договору храпения на товарном складе хранитель обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности. Однако хранение на складе временного хранения является самостоятельным комплексным правовым институтом, связанным с действием таможенно-правовых норм. Товары, помещенные на склад временного храпения, не могут быть выданы поклажедателю только лишь в соответствии с его обязательствами, вытекающими из гражданско-правовых отношений. Выдача товаров обусловлена наличием разрешения таможенного органа, даваемого в зависимости от статуса товара с точки зрения таможенного законодательства.

На складе временного хранения могут быть помещены любые иностранные товары, в том числе ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза с нарушением установленных в соответствии с законодательством Таможенного союза запретов на ввоз. Товары, запрещенные к ввозу в Российскую Федерацию в случае невозможности их вывоза или неосуществления немедленного вывоза подлежат помещению на склад временного хранения или в иные места, являющиеся зонами таможенного контроля.

Товары, которые могут причинить вред другим товарам или требуют особых условий хранения, должны храниться в специально приспособленных для хранения таких товаром помещениях.

Помещение товаров на склад временного хранения допускается только в присутствии либо с ведома должностных лиц таможенных органов.

При помещении товаров па склад временного хранения в таможенный орган представляются документы, содержащие сведения о товарах, получателе (отправителе) товаров, стране их отправления (назначения) (ст. 169 ТК ТС). Перечень этих документов четко не определен, в отличие от Таможенного кодекса РФ 2003 г., что имеет целью, вероятно, снизить уровень формальных требований к документам, необходимым для помещения товаров на временное храпение. Допускается подача документов в электронной форме.

Срок регистрации таможенным органом документов, необходимых для помещения товаров на временное хранение, — один час после подачи.

В случае, если необходимые для помещения товара на склад транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы не могут быть представлены либо если они не содержат требуемых сведений, лицо, помещающее товары на хранение, указывает эти сведения в документе произвольной формы.

Владелец склада временного храпения несет ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, хранящихся на складе временного хранения, в случае их утраты либо выдачи без разрешения таможенного органа. Владелец склада временного хранения не несет ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов лишь в случае, если товары уничтожены либо безвозвратно утеряны вследствие аварии, действия непреодолимой силы или естественной убыли при нормальных условиях хранения.