Лекция 11. ДЕЛОВОЙ И ТУРИСТСКИЙ СЕКТОРЫ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛЕ

Понятие. Деловые услуги (включая иностранный туризм) в сфере международной торговли по своей природе непосредственно не связаны с торговлей товарами. Развитие их вызвано усложнением механизмов международного обмена, внедрением в эту сферу новейших достижений науки и техники, прежде всего современных информационных технологий, требующих включения в обеспечивающие структуры и различных знаний, и специалистов в области этих знаний. Другой фактор – стремление все большего числа людей выезжать за пределы своей страны с целью отдыха и, возможно, одновременно с целью делового общения с партнерами.

Здесь необходимо дать краткое теоретическое пояснение. Одна из главных задач, которую ставят перед собой ученые и специалисты в области различных проблем макроэкономики, состоит в прогнозировании совокупного внешнеторгового оборота страны, т.е. суммарного объема товаров и услуг, которыми данная страна обменивается с другими странами мира. Основное значение при этом имеет общий объем закупок продукции местного производства иностранными резидентами и продукции иностранного производства местными резидентами. Это объясняется тем, что такие торговые операции, вместе взятые, влияют на совокупный объем внутриэкономических расходов и тем самым на общий объем производства и уровень занятости. Большинство услуг, за исключением некоторых крупных секторов, таких как международные грузовые перевозки, международный туризм и различного рода проекты в сфере зарубежного строительства, ранее не считались "предметами международной торговли", а при анализе национального дохода и платежного баланса под торговлей понималась в основном торговля физическими товарами. Однако в последние годы к "предметам торговли" стали относить все большее число международных услуг, объем торговли которыми быстро возрастает в международном товарообороте.

Международные деловые услуги. К категории международных деловых услуг относятся:

1) разнородные виды международной деятельности, куда входят услуги в области связи;

2) разработка программного обеспечения для внешней торговли, управление базами данных;

3) внешние компьютерные услуги;

4) предоставление иностранным партнерам на контрактной основе запатентованной информации или разработок;

5) международные услуги по ведению бухгалтерского учета;

6) инженерно-строительные услуги;

7) международные юридические услуги на внешних рынках;

8) консультирование по вопросам управления и по техническим вопросам и международный деловой консалтинг.

С бурным развитием техники связи и расширением круга стран, активно участвующих в международной торговой политике, рынки различных видов услуг фактически вышли за пределы национальных границ, а в некоторых случаях стали глобальными. Так, относительно новые виды деятельности века информации оказывают весьма заметное влияние на рост международной торговли деловыми услугами – практически такое же, как и на рост торговли промышленными товарами.

Рост спроса на деловые услуги. Становление развитого мирового рынка товаров и его насыщенность способствовали росту спроса на услуги, который, в свою очередь, вызвал интенсивное развитие международного рынка услуг. Услуга – это действие (или поведение) с определенной потребительной стоимостью, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет человеческую потребность в момент реализации потребительной стоимости. Услуга оказывается либо в вещной (товарной), либо в невещной форме реализации. Этим двум способам производства услуг соответствуют два вида самих услуг:

1) услуги, которые опосредуются с потребительскими товарами и связаны с ними. Оказание такого рода услуг с точки зрения содержания мало чем отличается от трудового процесса; в частности, в нем присутствуют все пять элементов труда: средства труда, предмет труда, технология, организация и сам труд как целесообразная деятельность человека. В результате такого рода услуги вполне можно обозначить как материальные;

2) услуги, действие которых направлено непосредственно на человека или условия, в которых он находится; эти услуги не связаны с материальными продуктами, а само их производство органически неотделимо от потребления, это собственно международные путешествия с целью отдыха, связанные с индивидуальной созерцательной деятельностью человека, его культурными потребностями.