Деловой климат и возможности для ведения бизнеса на Ближнем и Среднем Востоке

Одним из главных следствий влияния вышеупомянутых факторов на социально-экономическое развитие стран БСВ стало абсолютное доминирование в их экономике государственного сектора над частным. До сих пор, несмотря на приватизационные процессы 1990–2000-х гг. частные компании в большинстве стран являются своеобразным придатком государственного бизнеса, а также зачастую напрямую или косвенно связаны с ним. Главное поле их деятельности как правило легкая промышленность, торговля, сфера услуг, туризм и лишь в незначительной части банковское дело и транспортные перевозки[1]. Впрочем, специализация частного сектора во многом зависит и от особенностей страны региона. Так, в Сирии и Египте высокая концентрация частных фирм наблюдается в пищевой, текстильной, ткацкой, стекольной и химической промышленностях, а также в камнедобыче и металлургии. В странах ССАГПЗ, наоборот, производственному сектору предприниматели предпочитают строительный сектор, розничную торговлю, ремонт машин и связанные с нефтью отрасли. В Иране же участие частного бизнеса в экономической жизни страны законодательно ограничено легкой промышленностью и сферой услуг. Универсален в этом ключе для БСВ аграрный сектор, чья основная производственная сила в большинстве стран представлена самозанятым населением, а также кооперативами (сбытового и реже производственного характера)[2].

Пассивен частный сектор и в инвестиционной сфере. По приблизительным оценкам, в начале XXI в. объем частных инвестиций в экономику государств БСВ составлял 15–20% от ВВП, что было намного меньше среднего показателя для развивающихся стран. При этом, если в остальных развивающихся странах этот показатель в последние полтора – два десятилетия еще и активно растет, то в регионе БСВ динамика его роста в 2000-х гг. была слабой: в среднем по региону он увеличился лишь на 2%. Наиболее привлекательной для частных инвестиций БСВ традиционно была недвижимость, однако в начале ХХI в. наметился определенный интерес и к вложениям в сферы транспорта, банковского дела и туризма. Главными же инвесторами в экономику стран региона остаются государство и иностранные компании. Активность последних, впрочем, напрямую зависит от общей ситуации на БСВ. Так, в период политической нестабильности и экономических кризисов 1990-х гг. приток ПЗИ в страны БСВ существенно сократился, что, однако, не помешало вырасти ему на 40% в относительно стабильных 2000-х гг. По оценкам Всемирного банка, в середине 2000-х гг. чистый приток ПЗИ в ближневосточные страны оценивался в 4% от ВВП региона[3].

Наибольшая доля частных компаний на БСВ представлена семейными фирмами и крупными холдингами зонтичного типа, контролируемыми как правило кланом или группой аффилированных лиц. Доля семейных и клановых структур в общем количестве частных компаний приближается к 80%, что уникально для любого другого региона мира[4]. При этом подобные предприятия как правило не стремятся к размещению своих акций на бирже. Так, по данным на 2000 г., из приблизительно 600 тыс. официально зарегистрированных местных компаний только 1200 прошло процедуру первичного размещения долевых бумаг. При этом значительная часть компаний, выставивших свои акции на бирже, не относились к самому крупному или доходному бизнесу.

По своим размерам бизнес в регионе БСВ чрезвычайно поляризован: он представлен очень крупными и сверхмалыми (до 10 человек) компаниями. Количество фирм среднего размера чрезвычайно мало. Характерно, что средний возраст людей, решающих начать заниматься собственным бизнесом, на БСВ относительно велик – в среднем 30–40 лет. Как правило "новые" бизнесмены уже успели приобрести опыт менеджерской работы в рамках частной компании или семейной фирмы. Наиболее распространенная юридическая форма организации хозяйственной деятельности – общество с ограниченной ответственностью. Форма акционерного общества менее распространена. Так, в 2000-х гг. в Алжире, но оценкам Всемирного банка, только 3% компаний имели форму акционерного общества. Причем большая часть из них была представлена закрытыми акционерными обществами[5].

Наличие значительного количества малых фирм определило ориентацию деятельности частного бизнеса исключительно на удовлетворение потребностей внутристрановых рынков. Например, в 2000-х гг. в Алжире количество компаний, ориентированных на экспорт своей продукции или каким-либо иным образом вовлеченных во внешнеэкономическую деятельность, было минимально (по некоторым данным, менее 1% от общего количества фирм). Несколько иная ситуация складывалась в странах, изначально ориентированных на экспорт своей продукции. Так, в тех же 2000-х гг. в Марокко примерно 50% компаний экспортировало около 20% своей продукции[6].

Географическая концентрация бизнеса и производства в странах БСВ во многом определена их изначальными топографическими и социально-экономическими условиями, а также историей развития хозяйственной деятельности. В большинстве случаев компании предпочитают располагаться вокруг исторически сложившихся торговых центров и транспортных узлов (в основном вдоль морского побережья). Так, в Сирии роль подобного центра играет Алеппо, в Саудовской Аравии – Джидда, в Египте – Каир и Александрия, в Иране – Тебриз, Тегеран, Исфахан и Абадан.

Эффективному ведению бизнеса на БСВ традиционно мешает целый набор факторов. В качестве наиболее серьезных проблем можно выделить следующие:

– неразвитость или перекосы в развитии финансового и земельного рынков, а также рынка труда;

– высокие административные издержки;

– отсутствие равного доступа к ресурсам и экономической инфраструктуре (финансам, электроэнергии, телекоммуникациям, воде);

– социально-экономическая и политическая нестабильность.

Характерно, что именно непредсказуемость политической ситуации была названа главной проблемой для развития бизнеса на БСВ 50% респондентов из числа местных предпринимателей, опрошенных представителями Всемирного банка в 2008 г. Еще примерно 40% главной своей проблемой назвали затрудненный доступ к получению банковских кредитов[7]. Традиционно местные банковские и финансовые институты устанавливают слишком высокие требования для получения ссуд, а также оговаривают слишком большой минимальный объем кредита, не соответствующий потребностям и возможностям малого бизнеса – основного клиента банковских институтов на Ближнем Востоке. Эта проблема характерна для таких стран, как Алжир, Египет, Иордания, Ливан, Саудовская Аравия и Марокко. Между тем, по данным одного из ведущих западных экспертов но деловой среде на БСВ Дж. С. Девлин, объем получаемых частным сектором кредитов варьируется в зависимости от стран между 30% (Алжир, Сирия, Йемен) и 60% (Ливан, Иордания, Кувейт) ВВП[8]. Отдельную сумятицу вносит попытка стран БСВ создать систему исламского банковского дела. Несмотря на то, что в этом вопросе ими проявляется определенное упорство, равно как и само исламское банковское дело имеет определенный потенциал, некоторые последствия от его введения носят явно негативный характер. Эти негативные последствия особенно заметны в странах, принявших решение о полном переходе на исламские принципы функционирования финансовой системы при отказе от общепринятых западных принципов.

Вопросы практики

После исламской революции 1979 г. финансовая сфера экономики Исламской Республики Иран, как и все стороны жизни, была приведена в соответствие с догмами Корана. Опора на исламские принципы заставила иранские банки выбрать особый путь развития. В первую очередь строгому запрету подверглось использование процентной ставки в традиционном ее понимании. Вместо этого банки были вынуждены принимать участие в проектах своих заемщиков, деля с ними не только прибыль, но и риски. В результате финансовые институты ИРИ в значительной степени потеряли заинтересованность в развитии сферы кредитования и оказались незащищенными перед системными экономическими колебаниями. Государственный контроль, практическое отсутствие конкуренции и закрытость для внешнего мира привели к стагнации банковской системы ИРИ и ослаблению ее роли в развитии экономики.

Полноправное участие банков в проектах своих клиентов (включая принятие на себя части рисков их реализации) стало причиной еще одного важного недостатка банковской системы Ирана: финансовые институты страны превратились в своеобразные "государства в государстве", в основном обеспечивающие финансами подконтрольные им фирмы. Экс-глава Це игрального банка ИРИ Т. Мазахери (отправлен в отставку в сентябре 2008 г.) неоднократно заявлял о незаинтересованности в поиске и привлечении клиента, вместо этого занимающихся не финансовой, а хозяйственной деятельностью иранских банков. Он указывал на якобы нередко имевшие место факты создания банками коммерческих кампаний, которые ими же обеспечивались капиталом с последующей передачей прибыли финансовому институту.

Сегодня в Иране развернулась достаточно жаркая полемика относительно того, каким образом активизировать кредитно-инвестиционную деятельность банков. Практически все аналитики сходятся во мнении, что необходимо пересматривать существующую законодательную базу. Наиболее осторожные эксперты предлагают в Законе "О банковской деятельности на основе исламских принципов беспроцентности" от 1983 г. интенсивнее фиксировать внимание на прямых инвестициях как основном виде деятельности банков. Более радикальные меры были предложены Т. Мазахери. По его мнению, нужно отказаться от существующего принципа распределения ответственности за риски между банком и заемщиком, а также учитывать при возврате кредита существующий уровень инфляции.

Другой проблемой для ведения бизнеса в регионе БСВ (особенно в производственной сфере) является поиск земель под промышленную застройку. Причин для этого существует несколько. Во-первых, традиционная нехватка пригодных для строительства земель. Указанная нехватка усугубляется сложной системой земельного права, основанной на исламских принципах и существующей в ряде стран БСВ, которая не позволяет быстро изменять статус земель (с аграрных на отведенные под строительство и наоборот), а также усложняет процесс получения в собственность заброшенных или неиспользуемых земель. Во-вторых, жесткая конкуренция за эти земли между промышленным, аграрным и жилищно-строительным секторами. Последний, ввиду своей прибыльности, обладает определенными преимуществами в подобных спорах. В-третьих, земля, традиционно считающаяся одной из главных ценностей на БСВ, редко попадает на вторичный рынок. В тех же странах, где вторичный рынок земельных ресурсов существует, цены па нем сильно завышены ввиду спекулятивных настроений населения. Наконец, сказывается традиционная для большинства государств БСВ система кластерного принципа ведения бизнеса и осуществления производства. Особенно этот принцип заметен на примере крупных базаров, таких как базары Тегерана, Дамаска и Каира, где в память о еще недавнем цеховом прошлом торговцы традиционно объединяются по видам товаров и предпочитают не смешиваться друг с другом (например, на тегеранском Большом базаре отдельно существуют торговые ряды, где продают ковры, ряды для ювелирных изделий, для пряностей, для жестяных и скобяных товаров и т.д.). Земля в каждом кластере давно поделена, и расширить бизнес территориально как правило не представляется возможным. Покупка же земли в другом кластере нецелесообразна: товар там может нс найти своего покупателя.

Весьма непрост процесс регистрации нового бизнеса. В большинстве стран БСВ существуют весьма высокие требования к стартовому капиталу, а также сложные процедурные условия. Официально это объясняется необходимостью защиты деловой среды той или иной страны от фирм-однодневок. Однако при более подробном рассмотрении выясняется, что в ряде случаев за этим стоят интересы определенных семей и кланов, контролирующих тот или иной бизнес и не желающих допускать на рынок новичков, которые могут стать потенциальными конкурентами. Это, в свою очередь, играет негативную роль в развитии бизнеса, приводя к застою, отсутствию инновационного мышления и стремления к эффективному ведению дел. Схожую роль может выполнять лицензирование разных видов деятельности, осуществляемое государством, а также всевозможные проверки, в которых могут быть задействованы представители различных ведомств. Одними из наиболее забюрократизированных стран в регионе БСВ в этом ключе считаются Египет, Садовская Аравия и Иран. Так, в том же Египте для получения лицензии на ведение бизнеса или осуществление строительства потребуется провести согласования с 18 различными министерствами и ведомствами. Характерно, что бюрократия свойственна для всего БСВ. Сложности с регистрацией бизнеса и получением лицензий возникают даже в традиционно ориентированных на Запад странах ССАГПЗ.

Существование высоких административных барьеров неизбежно ведет к возникновению полулегальных или вовсе незаконных путей их обхода. Как следствие, взяточничество в регионе БСВ обрело огромные масштабы. В частности, по оценкам аналитиков Всемирного банка и некоторых независимых экспертов, в разных странах взятка за получение телефонной линии может составить 10% от показателя ВВП при расчете на душу населения, в то время как разрешение на строительство встанет в 33% от показателя ВВП при расчете на душу населения. Например, в Алжире неофициальная плата чиновнику за выполнение сто официальных обязанностей и непрепятствование в урегулировании возникших вопросов составляет 13% от показателя ВВП при расчете на душу населения[9].

Коррупционная составляющая бизнеса в странах БСВ привела к рождению феномена "посредника", или "покровителя", обозначаемого термином "васта" и предполагающего, что любой административный вопрос может быть решен через человека, обладающего нужными знакомствами или связями во властных структурах (или же принадлежащего непосредственно к ним) за определенную плату или услугу. В этом ключе, распространенный практически во всех арабских странах (а чуть менее выражение и за их переделами), в некоторых государствах (прежде всего членах ССАГПЗ) он приобрел практически легальный статус. В случае последних решить какую-либо административно-хозяйственную проблему без наличия "васты" не представляется возможным.

Определенные формы посредничества развиты и при ведении ВЭД. Впрочем, в этом случае они играют роль не только и не столько неофициальных устранителей официальных административных проблем, сколь нередко выполняют функцию регулировщиков объемов импортируемых в страну товаров в соответствии с потребностями внутреннего рынка. Речь идет о торговых агентах и агентствах (иногда приобретающих форму "торговых домов"), отвечающих за проведение импортно-экспортных операций между местными компаниями и иностранными контрагентами. Они существуют во всех странах, и без их помощи экспортировать товар в государства БСВ не представляется возможным. Число агентов как правило ограничено, и каждый имеет свою специализацию, что позволяет уже государству отслеживать их поведение и корректировать в соответствии с потребностями.

Размышляем самостоятельно

Подводя итог, сформулируйте основные положительные и негативные факторы, определяющие деловой климат государств БСВ.