Деловая коммуникация и современный дресс-код

Среди каналов, по которым человек посылает информацию о себе, немалое значение имеет его внешний вид и одежда. Провожают, как известно, по уму, а встречают, увы, по одежке. Психолога утверждают, что в 85 случаях из 100 люди составляют впечатление от первого знакомства с человеком по его внешнему виду. И оно является весьма устойчивым. Людям импонируют личности не просто физически сильные, но и обладающие изящным телом. Физическая гармония всегда способствует визуальной привлекательности.

Что касается одежды, то она является наглядной и к тому же многомерной информацией о нас (например, о наших экономических возможностях, эстетическом вкусе, принадлежности к профессиональной группе, отношении к окружающим людям, функциональном предназначении одежды и т.д.). Одежда – своеобразная визитная карточка и оказывает психологическое воздействие на партнеров по общению.

Весьма важна манера ношения одежды. Имеется некоторый стандарт "хорошего вкуса", иначе его называют дресс- код. Самой подходящей формой деловой одежды для мужчин и женщин был и остается костюм.

Обратим внимание на одежду мужчины. Ему можно иметь пару костюмов и пару пиджаков с брюками, и этого будет достаточно, а также около дюжины различных рубашек. Мужчины выигрышнее смотрятся в тех рубашках, которые лучшим образом оттеняют лицо, гармонично сочетаются с галстуком. Как ни странно, именно галстук главный предмет в туалете мужчины. Он должен по длине, ширине и цветовой гамме соответствовать моде. Доминирующий цвет галстука должен повторять один из тонов костюма. Носки должны быть выше икр, без морщин, темного цвета, исключаются носки красного, зеленого, белого цветов. Они подбираются к цвету брюк и обуви. И наконец, можно носить черные носки и черную обувь почти к любому цвету костюма.

Рабочий костюм деловой мужчина носит в обычные дни. Это брюки и пиджак, но вполне допустим джемпер, пуловер или свитер под горло. Брюки и хорошо сшитая куртка – приемлемый вариант. Во всех случаях обязательны рубашка и галстук, кроме случая с водолазкой. Следует исключить также короткие и широкие галстуки с большими узлами. Руководитель, если у него не запланированы совещания, встречи с партнерами, также приходит на работу в рабочем костюме.

Деловой костюм мужчины, в отличие от его рабочего костюма, – это любого цвета брюки и пиджак и соответственно подобранные к ним рубашка и галстук. Деловой костюм необходим в случаях приема делегации, поездок в фирмы партнеров, проведения совещаний.

Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и белой (только белой!) рубашки. Не следует увлекаться черным цветом, тем более иметь в гардеробе красный, ярко-зеленый или малиновый пиджаки. Во всем мире пиджаки такого цвета являются униформой службы сервиса.

Важную роль в имидже делового человека играют, так называемые, "мелочи". Это красивые очки, ручка, наручные часы, бумажник, деловая папка, или портфель (лучше всего темно-коричневого цвета без металлических украшений), мобильный телефон. Опять в моду вошли запонки и булавки для галстука. Допускается лишь тонкое обручальное кольцо, а руки обязательно должны выглядеть ухоженными.

Сегодня ни одно исследование не докажет, что со вкусом одетый предприниматель заключает больше выгодных сделок, но можно поручиться за то, что каждый преуспевающий бизнесмен выглядит безукоризненно. Необходимо помнить, что следить за своим гардеробом – это не "пижонство", а необходимость. Следить за осанкой, походкой, прической, не размахивать руками, держать руки в карманах, как это эффектно показывают в фильмах.

Несколько слов о костюме деловой женщины. Универсальной одеждой являются платье, костюм, брючный костюм или кофта с юбкой, при этом последние должны быть обязательно стильными, тогда в них можно пойти на прием. Юбка или брюки с кофточкой – это домашняя одежда женщины.

Для службы наиболее приемлемо платье с длинным рукавом, причем самое "авторитетное" платье – серое в мелкую полоску. Лучшие цвета – темно-синий, рыжевато-коричневый, бежевый, темно-коричневый, серый (слегка жемчужный), светло-синий. Ярких цветов следует избегать. Однако не следует придавать одежде профессиональный опенок: серьезный стиль одежды и серьезная работа – не одно и то же.

Женщину украшает прежде всего прическа, затем туфли (допускается классический каблук не более 4–5 см, без бантиков, розочек и пряжек, недопустимы открытые мысок или пятка), чулки телесного цвета без блеска, сумка и бижутерия, включая драгоценности, которыми не следует злоупотреблять, особенно смешивать золотые и серебряные украшения, хотя это сегодня считается стильным. Лучше одно хорошее и дорогое, чем несколько среднего достоинства. Но самое главное украшение, считает автор книги "Одежда для успеха" Дж. Моллой, обручальное кольцо. Его рекомендуется носить на работе и незамужним женщинам. Что касается других колец, то их максимальное количество – одно.

Платье может быть очень скромным, но женщина с красивой прической, в элегантных туфлях, с умело подобранной к своему туалету сумкой, украшением, всегда может придать своему визуальному имиджу особый шарм. Как и у мужчины, аксессуары женщины должны быть самого высокого качества, какие вы только можете себе позволить. Немаловажная деталь – носовой платок, который сегодня заменен бумажным носителем. Если деловая женщина достает из сумочки идеально отглаженный, тонкий, хорошего качества носовой платок, слегка надушенный, чтобы снять пятнышко на очках, это производит весьма благоприятное впечатление на делового партнера. Напомним, что недопустимо рыться в сумочке в поисках какой-либо мелочи, следует хранить ее содержимое в полном порядке.

Особо следует сказать о макияже – декоративной косметике. Ее тактическое назначение – придать лицу эстетичность и привлекательность. Макияж делается на уровне "чуть-чуть". Женщину украшают свежесть изящество, человечность. Таким образом, создание имиджа связано с созданием привлекательного образа, своего рода "фирменного знака" (чем лучше он представлен, тем выше репутация человека). Именно репутация является ключом к решению многих деловых и жизненных проблем.

Итак, одежда, поведение предпринимателя, менеджера – это его визитная карточка. Напомним, что улыбка – костюм вашего лица, с улыбкой на лице вы лучше относитесь к человеку. Более того, она подтягивает мышцы лица и расслабляет окружающих. Будем помнить, что нас повсюду окружают люди, которые с той или иной степенью пристрастности изучают нас.