Деловая коммуникация в агентных и человеко-агентных системах

В рамках коммуникации интеллектуальные агенты характеризуются определенными параметрами.

Каждому агенту присуще автономное поведение, которое означает наличие у агента внутреннего динамизма, независимого от воздействия окружающей среды. Ему свойственен также индуцированный динамизм, который является реакцией агента на влияние окружающей среды.

Каждый агент имеет индивидуальную, концептуальную модель мира. Нередко агент строит свою модель мира на основе информации, получаемой им из внешней среды.

К числу коммуникативных возможностей агентов можно отнести в первую очередь то, что они могут обмениваться информацией с окружающей средой и другими агентами.

Агент постоянно пополняет информацию о внешней среде и осуществляет процесс построения и обогащения собственной модели мира. В свою очередь возможность коммуникаций с другими агентами является обязательным условием кооперации для достижения цели. Интеллектуальное поведение агентов нередко позволяет находить оптимальные способы поведения. Интеллектуальные агенты в некоторых случаях должны иметь пространственную мобильность.

Например, в социальной сфере человеко-агентное взаимодействие может быть построено на основе мультиагентной технологии. Для каждого жителя той или иной области можно создать персонального интеллектуального агента, который будет действовать от имени и по поручению своего владельца. При этом агент будет также заботиться о соблюдении всех положенных по закону социальных льгот и дотаций, а также сможет находить варианты более эффективного использования социальных средств для человека (например, продолжение профессионального образования, организация медицинской помощи, предоставление санатория для восстановления здоровья и т.д.). Для того чтобы работа агента с каждым жителем была адресной и эффективной, данные об этом человеке должны размещаться в социальном паспорте, отражающем его текущее социально-экономическое положение и хранящем историю его жизни. На основе понятий и правил, лежащих в онтологии, а также информации из социального паспорта, описывающей текущее состояние человека, агент сможет находить и подготавливать процесс принятия решений человеком. Сформированные для человека предложения, согласованные с работниками социальных департаментов, могут распечатываться и отправляться жителям обычной или электронной почтой.

Функция агентов с простым поведением основана на схеме "условиедействие". Данные агенты, как правило, действуют только на основе текущих знаний. В случае если окружающая среда полностью поддается наблюдению, функция таких агентов будет успешной. Агенты с поведением, основанным на модели, могут оперировать со средой, лишь частично поддающейся наблюдению. Внутри агента хранится представление о той части, что находится вне границ обзора. Чтобы иметь подобное представление, агенту необходимо знать, как выглядит окружающий мир, как он устроен. Эта добавочная информация дополняет "картину мира". Целенаправленные агенты похожи на агентов с поведением, основанным на модели, но, кроме этого, они хранят информацию о тех ситуациях, которые для них желательны. Это дает агенту способ выбрать среди альтернатив наиболее оптимальную. Отличие практичных агентов в том, что кроме фактического осознания достижения цели они способны различить, насколько желанно для них достигнутое состояние.

В некоторых источниках обучающиеся агенты также называются автономными интеллектуальными агентами, что означает их независимость и способность к обучению и приспосабливанию к изменяющимся обстоятельствам. По мнению Николая Касабова, данные агенты должны обладать следующими способностями:

• обучаться и развиваться в процессе взаимодействия с окружающей средой;

• приспосабливаться в режиме реального времени;

• быстро обучаться на основе большого объема данных;

• пошагово приспосабливать новые способы решения проблем;

• обладать базой примеров с возможностью ее пополнения;

• иметь параметры для моделирования быстрой и долгой памяти, возраста и т.д.;

• анализировать себя в терминах поведения, ошибки и успеха.

Роботы по закупкам, просматривая сетевые ресурсы (чаще всего Интернет), собирают информацию о товарах и услугах. Они очень эффективно работают с товарами народного потребления, такими как компакт-диски, книги, электротовары и другие товары. Amazon.com является отличным примером такого робота: веб-сайт предложит список товаров, которые могут быть вам интересны, основываясь на том, что вы покупали в прошлом.

Пользовательские или персональные агенты. Пользовательские агенты – это интеллектуальные агенты (ИА), которые действуют в ваших интересах, от вашего имени. К этой категории относятся ИА, которые постоянно или в течение некоторого времени выполняют следующие задания:

• проверяют вашу почту, сортируют ее по важности (используя заданные вами критерии) и оповещают вас, когда поступает важное письмо (например, письмо о поступлении в университет):

• играют в компьютерной игре как ваш оппонент или патрулируют области в игре для помощи вам;

• собирают новости;

• ищут информацию по выбранному предмету;

• самостоятельно заполняют веб-формы, сохраняя информацию для последующего использования;

• просматривают веб-страницы, ища и подсвечивая ключевую информацию;

• "дискутируют" с вами на различные темы.

Добывающие информацию агенты. Такие агенты действуют в хранилище данных, собирая информацию. Хранилище данных объединяет в себе информацию из разных источников. Сбор информации – это процесс поиска данных для последующего использования, например, для увеличения продаж или привлечения покупателей. Классификация – один из наиболее часто используемых приемов для сбора информации, подразумевающий нахождение и категоризацию информационных образов. Добывающие информацию агенты также могут обнаруживать ключевые изменения тенденций развития и предупреждать вас о наличии новой информации.