Декарт: сомнение и метод

Принято считать, что современная философия начинается в XVII в. с французского философа Рене Декарта (1596–1950). Он требовал начинать всякое размышление с основных и бесспорных истин. Но такой истиной является только одна: убеждение о существовании лишь самого себя и своих собственных мыслей. Существование внешнего мира выводилось уже из этого убеждения. На взгляды Декарта глубокое влияние оказали новая физика и астрономия, что выразилось в его стремлении заложить основы принципиально новой, соответствующей науке своего времени философии.

В юности Декарт получил основательные познания в математике; живя в Париже, он много занимался геометрией. В возрасте 21 года он переехал в Голландию. Голландия была, пожалуй, единственной страной в XVII в., где существовала свобода мысли. В 1649 г. по приглашению шведской королевы он переехал в Стокгольм, чтобы давать ей уроки математики. Однако спустя несколько месяцев вследствие тяжелой болезни Декарт умер в возрасте 53 лет.

Наиболее значительным вкладом Декарта в развитие геометрии было употребление им координат, т.е. определение положения точки на плоскости при помощи ее расстояния от двух неподвижных линий. Важным было также создание им аналитической геометрии, хотя и не в совсем закопченной форме. Декарт использовал аналитический (гипотетико-дедуктивный) метод, в основе которого лежит предположение, что проблема решена, а затем рассматриваются следствия, вытекающие из этого предположения. В естествознании достижения Декарта не столь значительны, по довольно оригинальны. Так, он рассматривал тела людей и животных как машины. Животных он считал автоматами, полностью подчиняющимися законам физики и лишенными чувств или сознания. Такой подход к объяснению природы, уподобляющий ее механизму, называется механицизмом. Люди отличаются от животных тем, считает Декарт, что у них есть душа, которая находится в голове, в шишковидной железе. В ней душа вступает в контакт с так называемыми "жизненными духами", в результате чего осуществляется взаимодействие между душой и телом. Механицистский подход проявляется также в убеждении Декарта, что когда мы будем больше знать, можно будет химию и биологию свести к механике. Он уверен, что процесс развития семени в животное или растение является чисто механическим. В физике Декарт принимает первый закон движения, согласно которому тело, предоставленное самому себе, движется по прямой с постоянной скоростью. В космологии Декарт разрабатывал теорию вихрей: вокруг Солнца существует огромный вихрь в пространстве, наполненном материей, который увлекает вместе с собой и планеты. Эта теория не объясняла, почему планеты движутся по орбитам, которые имеют форму эллипса, а не окружности. В дальнейшем теория вихрей была заменена механикой Ньютона.

Наиболее важными сочинениями Декарта с точки зрения философии являются книги "Рассуждение о методе" и "Метафизические размышления". Начинаются они с объяснения метода Декарта, который позже стал называться "методом картезианского сомнения". Смысл его в следующем: для того чтобы создать твердый фундамент новой философии, необходимо усомниться во всем, в чем только возможно. Декарт начинает с сомнения относительно чувств, как это делали когда-то скептики, которые возвели сомнение в ранг высшего состояния мысли. Могу я сомневаться, спрашивает себя Декарт, в том, что я сейчас в халате сижу у камина? Да, отвечает он, так как иногда мне снилось, что я сижу у камина, хотя на самом деле я находился в постели. К тому же иногда у людей бывают галлюцинации вследствие болезни или под воздействием особых препаратов.

Чтобы гиперболизировать сомнение, Декарт предполагает, что, возможно, существует злой демон, коварный, лживый и могущественный, который пытается ввести меня в заблуждение. Если бы такой демон существовал, тогда, вероятно, все вещи, которые я вижу, были бы лишь иллюзией. Но ни один демон, уверен Декарт, не смог бы меня обмануть, если бы я не существовал. Возможно, мое тело лишь иллюзия. Но с мыслью дело обстоит иначе. "В то время как я готов мыслить, что все ложно, – утверждает Декарт, – необходимо, чтобы я, который это мыслит, был чем-нибудь; заметив, что истина "мыслю, следовательно, я существую" столь прочна и столь достоверна, что самые причудливые предположения скептиков неспособны ее поколебать, я рассудил, что могу без опасения принять ее за первый искомый мною принцип философии". Этот принцип – "я мыслю, следовательно, я существую" (лат. cogito ergo sum) – делает сознание более достоверным, чем материю, и мое мышление (для меня) более достоверным, чем мышление других людей. В такой позиции присутствует тенденция к субъективизму. Тем не менее, используя методическое и гиперболическое сомнение, Декарт пришел к твердой истине: существование Я было доказано выводом из того факта, что я мыслю. Следовательно, я существую только тогда, когда я мыслю. "Мышление" Декарт понимает в широком смысле: это – и сомнение, и понимание, и восприятие, и утверждение, и отрицание, и желание и воображение, и чувство, так как чувствование, как это случается в снах, является формой мышления. Мысль, по Декарту, является сущностью ума, поэтому ум всегда должен мыслить, даже во время глубокого сна.

Принцип cogito ergo sum кажется Декарту очевидным потому, что он ясен и отчетлив. Отсюда Декарт делает вывод: все вещи, которые мы воспринимаем очень ясно и вполне отчетливо, истинны. Ясность и отчетливость восприятия вещей может дать только ум, поэтому результаты чувственного познания Декарт ставит под сомнение.

Метод критического сомнения имел большое философское значение. В V в. его высказывал Августин, однако он не придал ему должного значения. В философии Декарта принцип сомнения стал основополагающим для создания новой философии.