Временная администрация по управлению проблемным банком

В соответствии с Законом о несостоятельности КО (ст. 3 и др.) и другими нормативными правовыми актами Банк России может назначить в испытывающую серьезные проблемы КО в качестве меры недопущения ее банкротства (до отзыва у нее лицензии) специальный орган управления такой организацией – временную администрацию (далее – ВА). Вопросы деятельности ВА подробно регламентированы в ст. 16–19, 21, 22 и др. данного Закона. Основное ОГЛАВЛЕНИЕ указанных статей названного Закона № 40-ФЗ можно свести к следующим пунктам.

1. Банк России вправе назначить ВА, если:

• КО не удовлетворяет денежные требования кредиторов (кредитора) и (или) не исполняет обязательные платежи (платеж) в сроки, превышающие 7 и более дней с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на ее корреспондентских счетах;

• КО допускает снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

• КО нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20%;

• КО не исполняет требования Банка России о замене руководителя либо об осуществлении мер финансового оздоровления или реорганизации в установленный срок;

• в соответствии с Законом о банках имеются основания для отзыва у КО лицензии.

2. В КО с лицензией ВА назначается на срок не более 6 месяцев.

Если к моменту окончания установленного в Законе № 40-ФЗ срока действия ВА по-прежнему имеются основания для ее назначения, предусмотренные в Законе, то ВА направляет в Банк России ходатайство об отзыве у КО лицензии.

ВА, назначенная после отзыва у КО лицензии, осуществляет свои полномочия в КО, предусмотренные в настоящем Законе, до дня вынесения арбитражным судом решения о признании КО банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждения конкурсного управляющего) или до дня вступления в законную силу решения арбитражного суда о назначении ликвидатора КО.

3. Руководителем ВА назначается служащий Банка России.

В состав ВА по согласованию с корпорацией "Агентство страхования вкладов" (АСВ, Агентство) могут включаться ее служащие.

4. В период деятельности ВА полномочия исполнительных органов КО могут быть либо ограничены, либо приостановлены в порядке и на условиях, которые установлены в настоящем Законе. В последнем случае руководитель ВА действует от имени КО без доверенности.

5. В случае ограничения полномочий исполнительных органов КО ВА осуществляет следующие функции:

• проводит обследование КО;

• устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии, предусмотренных в ст. 20 Закона о банках;

• участвует в разработке мероприятий финансового оздоровления КО и контролирует их реализацию;

• контролирует распоряжение имуществом КО в установленных пределах;

• иные функции в соответствии с федеральными законами.

При этом ВА:

• получает от органов управления КО необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности КО;

• дает согласие на совершение органами управления КО сделок, указанных ниже;

• обращается в Банк России с ходатайством о приостановлении полномочий органов управления КО, если они препятствуют осуществлению функций ВА либо если это необходимо для осуществления мер предупреждения банкротства КО.

Органы управления КО вправе только с согласия ВА совершать сделки:

• связанные с передачей недвижимого имущества КО в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в УК третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

• связанные с распоряжением иным имуществом КО, балансовая стоимость которого составляет более 1% балансовой стоимости активов КО, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, принятием и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления;

• с заинтересованными или аффилированными в отношении КО лицами, либо с лицами, в отношении которых КО является заинтересованным лицом, либо с лицами, в отношении которых КО имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые их органами управления, либо с лицами, которые имеют возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления КО.

6. В случае приостановления полномочий исполнительных органов КО ВА осуществляет следующие функции:

• реализует полномочия исполнительных органов КО;

• проводит обследование КО;

• устанавливает наличие оснований для отзыва лицензии, предусмотренных в ст. 20 Закона о банках;

• разрабатывает мероприятия финансового оздоровления КО, организует и контролирует их исполнение;

• принимает меры к обеспечению сохранности имущества и документации КО;

• устанавливает кредиторов КО и размеры их денежных требований;

• принимает меры к взысканию задолженности перед КО;

• обращается в Банк России с ходатайством о введении моратория на удовлетворение требований кредиторов КО[2];

• иные функции в соответствии с федеральными законами.

При осуществлении указанных функций ВА:

• получает от руководителя, других работников КО, а также иных лиц необходимую информацию и документы, касающиеся деятельности КО;

• предъявляет от имени КО иски в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и третейские суды;

• назначает представителей ВА в филиалы КО, а также в органы управления ее дочерних организаций;

• согласовывает решения совета директоров КО или общего собрания ее участников, за исключением решений о совершении сделок, указанных ниже;

• вправе отстранить членов исполнительных органов КО от работы (освободить от занимаемой должности) и приостановить выплату им заработной платы;

• вправе собирать собрание участников КО в порядке, установленном в федеральных законах;

• вправе обращаться от имени КО в суд с требованием о привлечении к ответственности членов совета директоров, единоличного исполнительного органа и (или) членов коллегиального исполнительного органа КО, если их виновными действиями (бездействием) кредитной организации были причинены убытки, в размере причиненных убытков, если иные основания и размер ответственности не установлены в федеральных законах;

• обращается от имени КО в суд или арбитражный суд с требованием о признании сделок, совершенных кредитной организацией в течение трех лет до дня назначения ВА, недействительными, если указанные сделки отвечают признакам недействительности сделок, указанным в ст. 28 настоящего Закона;

• имеет беспрепятственный доступ во все помещения КО;

• вправе при необходимости опечатывать помещения КО.

Однако ВА только с согласия совета директоров КО или общего собрания ее участников в пределах их компетенции, установленной в федеральных законах и учредительных документах КО, вправе совершать сделки, связанные:

• с передачей недвижимого имущества КО в аренду, залог, с внесением его в качестве вклада в УК третьих лиц, а также с распоряжением таким имуществом иным образом;

• распоряжением иным имуществом КО, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов КО, в том числе с получением и выдачей кредитов и займов, выдачей гарантий и поручительств, уступкой прав требований, переводом и прощением долга, новацией, отступным, а также с учреждением доверительного управления.

Совет директоров КО или общее собрание ее участников в пределах их компетенции, установленной в федеральных законах и учредительных документах КО, вправе расширить полномочия ВА по распоряжению имуществом КО.

Эти и другие нормы рассмотренного Закона дублируются и местами более подробно излагаются в названном ранее весьма объемном Положении ЦБ РФ от 09.11.2005 № 279. В данном документе интерес представляют, в частности, антикризисные добавления – п. 5.11, 5.12 и глава 22.1 "Об особенностях выполнения Агентством функций ВА".

В соответствии с антикризисным Федеральным законом от 27.10.2008 № 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31.12.2014 г." (далее – Закон № 175-ФЗ) и указанной главой Положения ЦБ РФ № 279 функции ВА могут быть возложены на Агентство страхования вкладов (АСВ, Агентство) в случаях:

• направления Банком России Агентству предложения участвовать в предупреждении банкротства конкретного проблемного банка – участника системы страхования вкладов и получения согласия Агентства на такое предложение;

• утверждения (согласования) Комитетом банковского надзора (далее – КБН) ЦБ РФ плана участия АСВ в предупреждении банкротства банка[3], предусматривающего возложение на АСВ функций временной администрации.

Прежде чем принять или отклонить указанное предложение Центробанка, АСВ проверяет соответствующий банк на основании норм Указания ЦБ РФ от 29.10.2008 № 2107-У "Об оценке финансового положения банка для решения вопроса о целесообразности участия ... корпорации “Агентство страхования вкладов” в осуществлении мер предупреждения его банкротства".

Решение о возложении на Агентство функций ВА (на срок не более 6 месяцев) принимает Председатель Банка России или КБН.

Агентство, исполняющее функции ВА, осуществляет следующие функции:

• реализует полномочия исполнительных органов банка;

• реализует план участия АСВ в предупреждении банкротства банка;

• принимает меры для обеспечения сохранности имущества и документации банка;

• иные функции в соответствии с федеральными законами и нормативными актами Банка России.

Со дня возложения на Агентство функций ВА приостанавливаются права участников банка, связанные с участием в его УК (в том числе право созыва общего собрания участников), и полномочия органов управления банка.

Действуя в качестве BA, АСВ вправе:

• осуществлять полномочия, предусмотренные в Законе о банкротстве КО и изданных в соответствии с ним нормативных актах Банка России для ВА при приостановлении полномочий исполнительных органов банка;

• осуществлять действия, связанные с уменьшением размера УК банка до величины его собственных средств, принимать решение о внесении изменений в устав;

• осуществлять действия, связанные с увеличением размера УК, в том числе принимать решения о размещении акций, утверждать решение о выпуске акций и отчет об итогах этого выпуска, принимать решение о внесении изменений в устав;

• принимать решения о реорганизации банка;

• продавать имущество банка, включая приобретение его Агентством;

• передавать имущество и обязательства банка или их часть;

• обращаться в суд с требованием о признании сделок, совершенных банком, недействительными по основаниям, предусмотренным в ст. 28 Закона о банкротстве КО;

• отказаться от исполнения договора банка в случаях и порядке, которые предусмотрены в Законе о банкротстве КО;

• выступать организатором торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;

• осуществлять иные меры, направленные на предупреждение банкротства банка;

• принять решение о ликвидации банка.

Для предупреждения банкротства банка АСВ может применять следующие меры (ст. 2 Закона № 175-ФЗ):

• оказание финансовой помощи лицам, приобретающим в соответствии с утвержденным планом участия АСВ в предупреждении банкротства банка акции (паи) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его участников (инвесторы);

• оказание финансовой помощи банкам, приобретающим в соответствии с утвержденным планом участия АСВ в предупреждении банкротства банка имущество и обязательства банка или их часть (приобретатели);

• приобретение в соответствии с утвержденным планом участия АСВ в предупреждении банкротства банка акций (паев) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его участников;

• оказание финансовой помощи банку при условии приобретения Агентством и (или) инвесторами в соответствии с утвержденным планом участия АСВ в предупреждении банкротства банка акций (паев) банка в размере, позволяющем определять решения банка по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания его участников;

• организация торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России;

• исполнение в соответствии с утвержденным планом участия Агентства в предупреждении банкротства банка функций ВА на основании решения Банка России.

Указанные в п. 1–5 меры Агентство осуществляет на основании соглашений (договоров).

Перечень осуществляемых Агентством мер для предупреждения банкротства банка, а также формы и объемы оказания финансовой помощи, категории, объем и стоимость имущества и обязательств, в отношении которых осуществляется комплекс мер, устанавливаются в плане участия АСВ в предупреждении банкротства банка. При необходимости Агентство вносит в указанный план изменения в порядке, предусмотренном для принятия и согласования этого плана.

Реализуя свои полномочия в рассматриваемой сфере деятельности, АСВ может опираться также на нормы следующих правовых актов Банка России:

• Положение от 29.10.2008 № 325-П "Об особенностях выпуска (дополнительного выпуска) и регистрации акций банка при осуществлении Центральным банком РФ (Банком России) и ... корпорацией “Агентство страхования вкладов” мер предупреждения банкротства банка, являющегося участником системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ";

• Указание от 29.10.2008 № 2108-У "О порядке принятия Банком России решения об уменьшении уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала)".