Curricula 2005

Первая версия Computing Curricula – рекомендаций по преподаванию информатики в университетах – была опубликована в 1968 г. С тех пор эти рекомендации обновлялись примерно раз в 10 лет совместным комитетом по образованию под эгидой профессиональных ассоциаций Association for Computing Machinery (ACM) и IEEE Computer Society. В конце 1990-х гг. было принято решение о разделении Computing Curricula на четыре основные дисциплины (рис. 1.3, а): информатика (Computer Science – CS), программная инженерия (Software Engineering – SE), проектирование аппаратных платформ (Hardware Engineering – СЕ) и информационные системы (Information Systems – IS).

Рис. 1.3. Информационные потоки предприятия

а – 1968 г.; б – 2005 г.

Первый том в серии Computing Curricula 2001, посвященный информатике, был выпущен в конце 2001 г. (CS 2001 Computer Science). В качестве официальных рекомендаций по преподаванию ИС был утвержден документ "IS 2002 Information Systems", разработанный в результате совместного проекта ACM, Association for Information Systems (AIS) и Association of Information Technology Professionals (AITP). Рекомендации по преподаванию программной инженерии "SE 2004 Software Engineering" были выпущены в августе 2004 г. Наконец, документ с рекомендациями по преподаванию проектирования аппаратных платформ "СЕ 2004 Computer Engineering" был утвержден в декабре 2004 г.

В сентябре 2005 г . был выпущен обзорный том для всего проекта "Computing Curricula"[1]. В нем была впервые сформулирована потребность выделения еще одной самостоятельной дисциплины под названием "Информационные технологии" (IT 2006 Information Technology) (рис. 1.3, б).

В этом томе приводится карта (рис. 1.4) распределения знаний, которые получает студент при изучении дисциплин различных специальностей. На карте по оси ординат обозначены пять основных направлений изучения информатики:

1) организационные изменения и информационные системы (Organizational Issues & Information Systems);

2) прикладные технологии (Application Technologies);

3) технологии и методы программного обеспечения (Software Methods and Technologies);

4) инфраструктура система (Systems Infrastructure);

5) компьютерная архитектура и аппаратные средства (Computer Hardware and Architecture).

По оси абсцисс по возрастанию влево на карте обозначены: теория, принципы, инновации (Theory, Principles, Innovation), вправо – приложения, конфигурация, развертывания (Application, Deployment, Configuration).

Основное внимание при изучении разделов дисциплины "Информационные технологии" должно уделяться практическим вопросам (см. правую часть рис. 1.4). Отметим, что раздел, содержащий вопросы, связанные с изучением аппаратных средств и их архитектуры, вообще исключен. Накопление знаний в области ИТ осуществляется через формирование библиотеки ИТ. Библиотека передового опыта в области информационных технологий – Information Technology Infrastructure Library (ITIL) сегодня стала международным стандартом в сфере организации и управления ИТ. Использование в своей деятельности большого числа приложений (ИТ-сервисов) требует эффективного управления. Для этого формируется методология Information Technology Service Management (ITSM), которая позволяет эффективно управлять производством ИТ-сервисов, обеспечивает повышение их качества и экономическую эффективность деятельности ИТ-подразделений (служб, департаментов и т.п.).

Рис. 1.4. Карта распределения знаний при изучении дисциплин различных специальностей

Рис. 1.4. Карта распределения знаний при изучении дисциплин различных специальностей (продолжение)

Другой подход к систематизации знаний об ИТ – Control Objectives for Information Technologies (СОbIТ). Он содержит основополагающие принципы системы управления в виде разработанного руководства, методологии и инструментов контроля и аудита информационных технологий. СОbIТ содержит около 40 международных и национальных стандартов и руководств в области управления ИТ, аудита и ИТ-безопасности. Перевод аббревиатуры СОbIТ имеет несколько вариантов – наиболее корректный из них "Цели контроля для информационной и смежных технологий". Основная сущность СОbIТ – это методология стратегического управления информационными и смежными технологиями, непрерывность соответствия ИТ требованиям бизнеса, управление ресурсами ИТ с помощью ИТ-процессов для предоставления информации, необходимой организации для достижения ее целей.

Итология – наука об ИТ

Процесс стандартизации ИТ должен иметь методологическое основание, которое позволило бы обоснованно определять объекты, методы и инструменты стандартизации. При этом понятие "информационные технологии" трактуется следующим образом: ИТ включают в себя спецификацию, проектирование и разработку программно-аппаратных и телекоммуникационных систем и средств, имеющих дело с поиском и сбором информации, представлением, организацией, обработкой, безопасностью, хранением, передачей, а также обменом и управлением информацией. Такое толкование и единая методологическая база реализованы в виде методологического базиса открытых систем. Методологическую основу базиса открытых систем составляет совокупность концепций и основанных на них следующих эталонных моделей: концептуальная основа и принципы построения открытых систем; эталонная модель окружений открытых систем (Open System Environment Reference Model – OSE RM); эталонная модель взаимосвязи открытых систем (Open Systems Interconnection Reference Model – OSI RM); аппарат разработки и использования профилей ИТ/ИС, предназначенный для создания открытых систем в пространстве стандартизованных решений; таксономия профилей; концепция тестирования конформности систем ИТ исходным стандартам и профилям. Методологический базис ИТ, основную часть которого составляют спецификации ИТ различных уровней абстракции, формируется на основе иерархического подхода, что способствует анализу его структуры с помощью некоторой многоуровневой модели.